Головна Російська юридична література История государства и права зарубежных стран Всеобщая История Права и Государства Законы вавилонского царя Хаммурапи: история создания, структура изложения, основные институты и нормы, культурное значение

Законы вавилонского царя Хаммурапи: история создания, структура изложения, основные институты и нормы, культурное значение

История государства и права зарубежных стран - Всеобщая История Права и Государства

Законы Хаммурапи (фактически судебник) были составлены, по некоторым предположениям, в конце его правления и вобрали зако­ны предшествующих правителей, обычное право и собственные ус­тановления Хаммурапи — его указы и типичные решения судебных дел. Обычное право здесь, как и в других районах мира, представля­ло собой собрание хранимых в народной памяти правил решения имущественных споров или взаимных личных обвинений при общей для заинтересованных сторон уверенности в справедливости и выс­шей мудрости этих правил.

Хаммурапи был удачливым военачальником, администратором и дипломатом. Значительная часть подвластной ему территории была присоединена путем дипломатических усилий, а не военных захва­тов. Он продолжил украшать столицу империи город Вавилон, рас­положенный на берегу Евфрата. Впоследствии на протяжении двух тысячелетий это был самый знаменитый из городов Междуречья и всего Древнего Востока. Он как бы оправдывал свое название «Баб-Илу», что означает «врата Бога». По его многокилометровой крепо­стной стене могли проехать несколько конных повозок. От покры­тых синей лазурью ворот, посвященных богине Иштар, дорога вела к храму главного бога и покровителя Вавилона по имени Мардук. Де­вятисотметровая ступенчатая башня храма Мардука, известная также под именем Вавилонской башни, обрела популярность — вместе с висячими садами, расположенными вдоль крепостной стены, и оранжереями царицы Семирамиды — далеко за пределами страны и упоминается в Библии.

Законы Хаммурапи были составлены с учетом распространенных мифологических представлений о путях достижения «истинного сча­стья и доброго правления» (слова из торжественного Пролога к За­конам Хаммурапи). Текст Законов был выбит на каменном столбе с изображением восседающего на троне бога Солнца, правосудия и предзнаменований по имени Шамаш, который считался строгим блюстителем справедливости на Небе («судья богов») и на Земле. Считалось, что все живые существа он «направлял на верный путь». Хаммурапи

изображен на этом же камне стоящим перед Шамашем в почтительной позе и дотрагивающимся до регалий высшей власти — жезла и магического кольца. Из-за плеч восседающего на троне Ша-маша поднимаются языки пламени, они свидетельствуют о его все­могуществе. Называя себя «царем справедливости», Хаммурапи ут­верждал в заключительной части Свода законов: «Слова мои изы­сканны, нет ничего равного моей мудрости, нет соперника у моих деяний». Его мудрость была нацелена на обуздание произвола власть имущих, безмерной жадности богатых и сильных по отношению к тем, кто платил налоги в царскую казну и поставлял воинов на цар­скую службу.

Сохранившиеся документальные свидетельства о деятельности Хаммурапи-царя характеризуют его как талантливого правителя-са­модержца, высоко ценившего начала законности и справедливости во взаимоотношениях правящих и подвластных. Он усовершенство­вал всю систему управления империи, которая была несколько меньшей по размерам, чем империя легендарного Саргона I, объеди­нившего Шумер и Аккад в XXIV в. до н. э., и меньше империи династии Ура (XXII—XXI Вв. до н. э.). Хаммурапи Умело позаботился о том, чтобы были сохранены существующие водные каналы и проры­ты новые. Он изображен также удачливым воителем и грозой взя­точников и ростовщиков. Последние ставили своих соотечественни­ков на грань выживания и обращали многих в рабство за долги. В источниках времени его правления упоминаются «указы о восста­новлении справедливости», которые были направлены на противо­действие разорению и обезземеливанию общинников, возмещение ущерба от стихийных бедствий, а также социальных бедствий. Фран­цузский историк Ж. Эллюль назвал Хаммурапи «гением законода­тельного искусства».

Хаммурапи усовершенствовал календарь ради удобств в собира­нии налогов, заботился об устранении неисправностей водорегули­рующих механизмов, расположенных вдоль течения реки Евфрат. Благодаря службе у царя был создан особый класс охотников (баиру) И воинов-солдат (Реддумов), Получавших от царя за службу поземель­ные участки с особым режимом пользования. Воинская повинность и постоянное войско уже существовали в то время.

Цари, начиная с Саргона I, носили титулатуру «царя четырех стран света», царя Вселенной, а в самом имени Саргона содержится титул «истинный царь». В древности, как и в последующие времена, существовали две основные разновидности правовых систем страны или царства: первая опиралась на обычаи, прецеденты, мнения авто­ритетных знатоков и в незначительной степени на установления вер­ховной власти, вторая — на письменные законы, более или менее исчерпывающие круг правовых проблем (Египет, Месопотамия, Фи­никия с ее кодексом морских правовых обычаев, Афины времен со­ставления законов Солона, просуществовавших около восьми веков, Законы XII Таблиц в Риме, также действовавшие на протяжении многих веков).

Полный титул Хаммурапи, заимствованный через тысячу лет но­вовавилонским царем Навуходоносором, имел следующий вид: «Прославленный, покорный великим богам, могучий царь, солнце Вавилона, любимец богини Иштар, вынуждавший к послушанию че­тыре страны света». О главном итоге своей законодательной деятель­ности Хаммурапи повествует в Прологе в следующих словах: «...за­ботливый, покорный великим богам... вечное семя царства, могучий царь, солнце Вавилона, давший свет стране Шумера и Аккада... Ко­гда Мардук направил меня, чтобы справедливо руководить людьми и дать стране счастье, тогда я вложил в уста страны истину и справед­ливость и улучшил плоть народа».

Законы Хаммурапи Состояли из Пролога, текста законов и Эпило­га. Всего из сплошного текста, выбитого на камне, переводчиками выделено 282 параграфа, или статьи, причем около 37 статей оказа­лись уничтоженными (соскобленными). Дело в том, что каменная стела из базальта была в свое время вывезена из Вавилона в соседнее царство Элам (территория нынешнего Ирана), где по приказу мест­ного правителя и было выскоблено место для традиционной хвалеб­ной надписи о подвигах покорителя Вавилона. Этот камень нашли В 1901 г. французские археологи в районе города Сузы, бывшей столи­цы Элама.

3600 строк текста высечены на каменном столбе высотой 213 см вместе с изображением Хаммурапи и бога Солнца и справедливости для богов и людей Шамаша, в руке которого символы власти — жезл и кольцо. Хаммурапи почтительно их касается.

Законы регулировали порядок судебного разбирательства, охрану собственности, пользование землей и отводными каналами, торго­вые и финансовые сделки и услуги, брачные договоры и лично-иму­щественные права членов семьи, защиту от посягательств на лич­ность и имущество, ответственность за недобросовестную или нека­чественную работу, тарифы за работу по найму.

«Таковы справедливые законы, которые рассудительный царь Хаммурапи дал своему народу. Дабы приучить его к строгой дисцип­лине и хорошему поведению».

Пролог Содержит перечень деяний царя Хаммурапи и значение его вклада в обеспечение благоденствия подданных, в том числе оценку своей законодательной деятельности («вложил в уста страны истину и справедливость и улучшил плоть народа»).

Текст законов Можно сгруппировать в следующие рубрики.

1. Преступления против порядка судебного разбирательства (от­ветственность за лжесвидетельства и клятвопреступления истца, от­ветчика или взяточника-судьи) — ст. 1—5.

2. Охрана собственности царя, храмов, общинников, царских лю­дей, мушкенумов-арендаторов (ст. 6—25): нормы пользования слу­жебным имуществом (в виде илку) царских людей (ст. 26—41). Гра­битель подвергается дополнительному штрафу, если была загублена жизнь. Тот, кто вывел за ворота города чужого раба, должен быть убит за укрытие беглого раба. За организацию восстания полагалась либо казнь, либо темница.

3. Владение землей, другой недвижимостью и связанные с этим нарушения (ст. 42—88).

Крестьянин-общинник обладал правами, близкими к правам соб­ственника, — мог продавать, менять, закладывать, сдавать в аренду, передавать по наследству свой участок как особую недвижимую соб­ственность (ст. 39—47, 60—65), при этом не требовалось ни согласия правителя, ни согласия самой общины.

Вследствие расслоения возникла большая масса обедневших, ко­торые, согласно дошедшим до нас документам, закладывали свою землю и имущество при денежном или натуральном займе, заклады­вали ростовщику жену и детей, продавали своих детей, участки земли, дома, сады и др., арендовали чужую землю, нанимались на по­денную работу.

Особая группа землевладельцев составлялась из воинов и чинов­ников. За отказ воина выступить в поход по приказу полагалась смертная казнь; человек, заступивший его место, получал его зе­мельный надел.

Купля-продажа — самый распространенный способ перехода собственности, предусматривавший три главных условия: чтобы имущество не было изъято из оборота (имущество илку); продавец должен быть собственником вещи и гарантировать покупателю за­щиту от истребования вещи третьим лицом; оформление сделки должно происходить в присутствии свидетелей.

4. Торговые и финансовые сделки. Правила приема и хранения залога (ст. 89—126).

5. Семейное право. Порядок наследования имущества. Наследо­вание равными долями для братьев и сестер (важная особенность се­мейных традиций, которых не было ни в Афинах, ни в Риме. Усы­новление. Дети, принятые от наложницы, наследуют только движи­мое имущество и лишь в случае, если отец признает их своими. Договорный характер брака и право на развод для обеих сторон (ст. 127-195).

В случае смерти жены ее приданое становилось собственностью ее детей, а при отсутствии последних возвращалось в дом отца (ст. 162—163). С развитием частной собственности в приданое стали даваться земля, строения, скот.

Предусматривалось наследование по закону, а также со свободой завещания, при этом:

А) дети, независимо от пола, наследуют отцу и матери, получают равную долю;

Б) долю умершего сына получают его дети — внуки наследодате­ля, которые точно так же делят ее поровну;

В) усыновленные наследуют на равных основаниях с детьми;

Г) дети, прижитые наследодателем от рабыни-наложницы, насле­дуют только в том случае, если отец признал их своими детьми (в этом случае они получают часть движимого имущества), если не признал своими, то они получают только свободу;

Д) если после смерти раба, которому хозяин (дворец или мушкенум) разрешил обзавестись собственным домом и жениться на сво­бодной, оставалось имущество, половина его шла хозяину, а полови­ на (не считая приданого жены) делилась между детьми умершего (они были свободными в силу происхождения от свободной матери).

Допускалось усыновление ради продолжения рода (усыновлен­ный без права наследования имел право вернуться к своим родите­лям) либо ради приобретения рабочих рук.

Предусматривалось также дарение как своеобразный эквивалент завещания.

6. Наказания за обиду, побои, членовредительство (ст. 196—214). Три разновидности наказаний по принципу «око за око». Если чело­век ударит лицо, занимающее более высокое положение, чем он сам, должно ударить его 60 раз плетью из воловьей кожи. Смертная казнь в 30 случаях. Женская казнь — утопление корчемницы за обвешива­ние (ст. 108—111).

Судебный процесс не был строго регламентирован, судоговоре­ние — устное и состязательное — происходило публично, в присут­ствии общины и совершалось на паперти храма. Главой коллегиаль­ного суда в общине был рабианум (глава общины по царскому на­значению, который отвечал за поддержание общественного порядка). Судебные функции осуществляли также чиновники, сто­явшие во главе местной администрации, а также особые окружные судьи. Существовали также судебные коллегии жрецов, а также из числа «старейшин города и именитых людей» по 6—10 человек в го­родах, а также из единоличных судей — может быть, для решения важных дел и апелляций. Допускались ордалии (суд божий).

Обычаи были исходным материалом для свода законов, но расхо­ждения законов, включая терминологические, с живой юридической практикой, в том числе с сохранившимися образцами текстов дого­воров, записанных на многочисленных глиняных табличках, свиде­тельствуют о том, что над обычаем размышляли и с ним считались, а не просто довольствовались законодательным усмотрением.

7. Сделки с движимым имуществом, ответственность за недобро­совестную или некачественную работу лекарей, строителей, кора­бельных мастеров (ст. 215—277).

Был предусмотрен запрет для ростовщика брать землей, Да Еще с урожаем (ст. 47—51, 66); существовал Институт «заложников» в дол­говой тюрьме (ст. 114); говорилось о наказании Мушкенума, Послав­шего наемника на войну вместо самою себя, а также за неправиль­ное пользование поместьем; о том, что если на реке Происходит Столкновение судов, то наказывается судно, плывущее вниз по тече­нию (ст. 240).

8. Правила торговли рабами и обращения с ними (ст. 278—282). Эпилог Содержал, в частности, следующее: «Угнетенный Человек, который обретет судебное дело, пусть подойдет к моему, царя спра­ведливости, изображению, пусть заставит прочитать мой написан­ный памятник, пусть он услышит мои драгоценные слова, А Мой па­мятник пусть покажет ему [его] дело, пусть он увидит свое решение, пусть успокоит свое сердце и пусть сильно скажет: «Хаммурапи — де владыка, который является для людей как бы родным отцом... определил людям благоденствие навеки, а также справедливо управ­лял страной! Пусть от полного сердца благословит меня перед Mapдуком (верховный бог Вавилона. — В. Г.), Моим владыкой, и Царпанит («Божественная», супруга Мардука. — В. Г.), Моей владычицей».

В кратком виде содержание Законов Хаммурапи можно предста­вить следующим образом:

Пролог.

1. Принципы правосудия (ст. 1 — 5 ) .

2. Охрана собственности царя, храмов, общинников, царских лю­дей, а также узаконения о служебной собственности (ст. 6—41).

3. Операции с недвижимостью и связанные с нею деликты (ст. 42— 81).

4. Торговые и коммерческие операции (ст. 89—126).

5. Законы для семейных отношений (ст. 127—195).

6. Охрана неприкосновенности личности, чести и здоровья, та­риф поранений (ст. 196—214).

7. Операции с движимым имуществом. Поденная плата и гонора­ры за услуги ремесленников, наем рабов, скота (ст. 215—282).

Эпилог.

Структура изложения законов Хаммурапи может быть объяснена и с учетом существовавшей в древнем обществе иерархии ценно­стей — общение с богами (нарушение клятвы), личные и имущест­венные отношения с царями (покушения на царскую собствен­ность), в семье и за ее пределами, охрана жизни, чести, достоинства, имущественных и других законных интересов.

На основе знакомства с политикой и Законами Хаммурапи воз­никает картина большого культурного государства с обществом, уже прошедшим все начальные стадии своего формирования. В центре власть уже не имеет соперников из местных городских династий, в аппарате управления чиновники вытеснили знать, кровная месть ус­тупает выкупу на основе тарифа поранений. Государство через своих служителей заботится о благосостоянии народа, о подъеме земледе­лия, торговли, прокладывании и поддержании в надлежащем режи­ме водных сообщений и каналов. Государство придерживается мир­ной позиции, нет привилегий у тех или иных национальностей (ва­вилонян, эламитов и др.)- Социальная структура в значительной мере дифференцировалась на основные и неосновные группы и слои (например, в жречестве имелось несколько категорий и классов слу­жителей, служба царю выдвинула классы Баиру (охотники), Ридсабе (служилые люди, солдаты).

Хаммурапи в части документов предстает вдумчивым и гуманным правителем. Однако в сборнике законов, где очень простым и по­нятным языком говорится о браках, собственности, долгах, ворах, наемных работниках, а также о договорах, банковско-кредитном де­ле и общественной морали, наказания выглядят жестокими и произ­вольными. Относительная жестокость этих наказаний связана с са­мим фактом создания Вавилонского царства вторгшимися с запада племенами Амореев, Которым и пришлось вводить дополнительные меры по установлению мира и порядка, в том числе меры устраше­ния, с тем чтобы удержать свое господство в этом районе.

Долгое время Законы Хаммурапи считались самыми древними из дошедших до нас и хорошо сохранившихся древних сборников. Од­нако В 1952 г. обнаружена была глиняная табличка с частью свода шумерского правителя города Ура (царствовал около 2050 г. до н. э.), которая донесла до нас сведения о характерных для Этого Правителя социальных и этических реформах. Он отстранил от власти и лишил доходов взяточников и обманщиков, учредил справедливую и неиз­менную систему мер и весов, позаботился о том, чтобы «сирота не становился жертвой богача», «вдова — жертвой сильного» и «человек шекеля (мелкая денежная единица) — жертвой человека мины».

Собственность и обязательственные отношения. Вавилония была страной интенсивного земледелия, существовала собственность на землю (царя, царских людей, храмов, общины, частных владельцев). Земля обрабатывалась с помощью рабов или самостоятельно либо сдавалась внаем (аренду). В области имущественных отношений за­коны четко подразделяют имущественные права собственника, арен­датора и наемных работников и разграничивают меры ответственно­сти за утерю, хищение, невозврат собственности или причинение вреда имуществу.

Большое внимание уделялось договорной фиксации различных сделок. Наиболее важные из них запечатывались в двойной конверт из глины в нескольких копиях и обжигались для надежной сохран­ности. Некоторые из таких документов, запечатленных На Обожжен­ных глиняных табличках, сохранились до нашего времени.

Договором оформлялся брак. Договор был необходим для фикса­ции займа, аренды (поля, сада), найма (скота, судна, раба). Если во время найма и аренды происходила порча имущества, законы Учи­тывали Радивое или нерадивое отношение нанимателя. Вина послед­него сильно смягчалась, если порча происходила по «божьей воле» (стихийное бедствие и т. п.).

Если пастух похитит доверенный ему скот, заменив тавро, и про­даст его за серебро, он в случае разоблачения обязан возместить хо­зяину скота его стоимость в десятикратном размере. Если скот пора­зила чесотка по вине пастуха, то он обязан восстановить поголовье полностью. Однако в случае эпидемии или если на стадо нападал лев, пастух приносил клятву В Своей Невиновности И убытки брал на себя хозяин. Если приглашенный лекарь проводил лечение Заболев­шего Скота удачно, его вознаграждали серебром, если же лечение приводило к потере вола или осла, то сам лекарь должен был запла­тить владельцу четверть стоимости покалеченного лечением живот­ного.

Земледелие было основной хозяйственной деятельностью В Стра­не, и законы уделяют ему самое пристальное внимание. Самым распространенным видом этого хозяйствования было мелкое землевла­дение. Крупные землевладельцы прибегали к использованию труда низшей категории царских служилых людей (мушкенумов) Либо сда­вали землю мелкими участками в аренду за фиксированную долю в треть или половину урожая, а также за фиксированную плату, вно­симую заранее (ст. 45). Крестьянин-общинник мог менять, заклады­вать и сдавать в аренду свой участок, а кроме того, передавать его по наследству вместе с другой недвижимой собственностью (ст. 39—47, 60—65). Все эти правомочия утрачивались, если он выходил из об­щины. Жена беглеца из общины могла отказаться от него (ст. 136). Отчуждение земли воспринималось как несчастье, покупка земли — как несправедливость.

Каждый земледелец обязан был поддерживать в исправности оросительные сооружения и нести ответственность за нерадивое или неумелое с ними обращение перед соседями, которые понесли вследствие такой нерадивости ущерб (ст. 53—56).

Арендатор земли должен вносить плату в 2/3 урожая и возвра­щать землю обработанной (ст. 42—43). Наемные сельские работники получали плату серебром или хлебом. За невыращенный хлеб пола­гался штраф, равно как за кражу семян или изнурение скота. Штраф выплачивался зерном. Неуплата штрафа влекла за собой наказание смертью: неплательщика разрывали на части при помощи тяглового скота (быков) (ст. 256).

Должник вынужден был отдавать свою землю в обеспечение дол­га либо отдавать в кабалу детей, других членов семьи. В заслугу Хам-мурапи ставится ограничение ростовщического процента по займам и возможность в некоторых случаях отсрочить уплату долга (ст. 48). Так, торговый агент (тамкар), Выдавший кредит, не мог брать боль­ше 20% при займе серебром и свыше 33,5% при займе зерном (ст. 89). В случае завышения этого процента тамкар рисковал не по­лучить всю долговую сумму. Устанавливался запрет забирать в по­крытие долга поле или сад (ст. 49 и 66).

Работа по найму практиковалась очень широко, и свободные лю­ди участвовали в этом наряду с рабами. Нанимали, как правило, на короткий срок — на время посевных работ или жатвы. Оплата в ос­новном была поденной, но в таком размере, чтобы наемный работ­ник был в состоянии прокормить свою семью в течение всего перио­да работы по найму.

Особое регулирование получила работа профессионалов (людей высокой квалификации) — врачей, строителей, корабельщиков. Ус­луги были дифференцированы в оплате в зависимости от категорий потребителей услуг, например, хирург получал разную в кратном от­ношении плату за операцию для авилума, для мушкенума и раба.

Договоры поручения (что-либо вывезти и продать) оформлялись письменно. Нарушение этого ритуала и формы было сопряжено с ответственностью для обеих сторон.

Характерными были отношения между крупными и мелкими торговыми агентами — между тамкарами и Шаммалумами Соответст­венно. Последние были партнерами-помощниками тамкаров и не­сли определенную ответственность за недополучение торговой при­были. Если прибыль не получена, Шаммалум Возмещал ее тамкару в трехкратном размере. Если продажа была удачной и прибыль полу­чена, шаммалум обязан был передать прибыль с надлежащими доку­ментами тамкару. В случае непредставления документа сделка счита­лась недействительной, прибыль утаенной и шаммалум обязывался возмещать прибыль в трехкратном размере.

В случае несправедливости обвинения в утаивании прибыли шаммалумом тамкар обязывался компенсировать несправедливое обвинение в размере, превышающем размер прибыли в шесть раз.

Брак и лично-имущественные отношения в семье. Брак заключался по договору жениха и отца невесты. Отец невесты после предвари­тельного согласия на брак дочери и получения выкупа обязывался выдать дочь замуж. Если он нарушал свое обязательство, то принуж­дался оплатить жениху двойную сумму выкупа. Если дочь, будучи за­мужем, не приносила наследника и умирала, муж имел право вос­требовать свой выкуп за невесту с отца, но к отцу возвращалось при­даное дочери. Выкуп выплачивался частями, вначале предоставлялся задаток. Жена могла потребовать включения в договор оговорки, ли­шающей мужа права продавать ее за свои долги (ст. 151).

Развод был упрощенным только для мужа. Жену, изменившую мужу, бросали В Реку связанной вместе с любовником, если муж ее не прощал (в случае ее прощения царь мог помиловать и любовни­ка). Бесплодную жену муж был вправе покинуть, дав ей выкуп и вер­нув приданое. Только длящаяся измена мужа, который уходит из до­ма и «очень позорит жену», давала последней право на развод: она уходила в дом отца со своим приданым.

Отец не имел права жизни и смерти над своими детьми.

Женщина в Вавилонии, по Законам Хаммурапи, имела более вы­сокий и привилегированный статус по сравнению с более поздними кодификациями (например, Кодексом Наполеона 1804 г.). Если муж избивал жену, унижал ее и изменял ей, то она могла забрать свое приданое и вернуться к родителям. Нарушение брачного договора влекло утрату задатка и выкупной платы. Ни возраст, ни рабское по­ложение не служили мужу препятствием для брака (ст. 175—176). Ра­быня, родившая детей своему хозяину, не могла быть проданной по­сле этого «за серебро», А После смерти хозяина-отца отпускалась на свободу (ст. 171). Если муж попадал в плен или пребывал в безвест­ном отсутствии и оставлял жену без надлежащего материального обеспечения, то она имела возможность выйти замуж вторично с ус­ловием вернуться к первому мужу после его возвращения домой.

Считался возможным брак свободного человека и рабыни, при­чем дети от такого брачного союза становились свободными. Равным образом с рабом могла жить в браке и свободная женщина, ее дети также считались свободными. Только в случае смерти мужа-ра­ба половина нажитого имущества переходила хозяину раба, а другая половина оставалась жене, от которой она потом переходила по на­следству ее детям. Запрещались кровосмесительные браки между близкими родственниками и свойственниками (например, между мачехой и пасынком).

«Если жена возненавидит своего мужа и скажет ему «не касайся меня», то следует исследовать ее дело среди ее соседей. Если она це­ломудренна и беспорочна, а ее муж ходит из дома и очень позорит ее, то эта женщина невиновна; она может взять свое приданое и уй­ти в дом своего отца» (ст. 142). Если она не целомудренна и «ходит из дома, разоряет свой дом, позорит своего мужа, то эту женщину должно бросить в воду».

Если авилум берет себе жену, которая рожает ему детей, а потом умирает, то ее приданое принадлежит только ее детям (ст. 162).

В семье сохранялись многие патриархальные порядки. Отец мог отдать детей в долговую кабалу, дочь в жрицы или блудницы, сына лишить наследства «за тяжкие грехи». Жене он мог подарить сад, по­ле, а ставшая затем вдовой его жена могла все это подарить «люби­мому сыну» (ст. 150). Наследование происходило в основном по за­кону. Все сыновья уравнивались, даже от рабыни, если того пожелал отец. Жена владела вдовьей долей только пожизненно, затем она пе­реходила детям. Сыновья рабыни могли быть признаны законными наследниками в том случае, если их отец признавал их наследника­ми в определенном порядке. В любом случае сыновья от рабыни считались свободными.

Преступления и наказания. Законы не проводили различия между преступлением и гражданским правонарушением. Более четко обо­соблялись некоторые формы виновности — различные виды недоно­сительства, укрывательства. К числу отягчающих обстоятельств от­несены посягательства на личность или имущество представителей высших сословий, дерзость рабов по отношению к хозяевам или де-гей по отношению к родителям. Возможны наказания без вины. Строитель дома, в котором обрушилась крыша, погубившая сына хо­зяина лома, наказывался смертью собственного сына. Такой вид на-i азания — редкая форма Талиона — равновозмездного наказания, которое вслед за ветхозаветным библейским текстом иногда называ­ют правилом «око за око». Э. Аннерс называет этот принцип Зер­кальным талионом.

Наиболее употребимым было наказание в виде денежного штра­фа. Выработан своего рода тариф поранений, согласно которому по­вреждение в драке или по злому умыслу кости авилума, мушкенума и раба влечет за собой различные виды компенсаций — либо по принципу «око за око» (для авилумов), либо в виде денежной ком­пенсации. Некоторые разновидности штрафов имели явно завышенный размер, равносильный приговору к смертной казни. Например, похититель вола или ладьи из царского дворца или храма обязывался уплатить штраф в размере 30-кратной стоимости похищенного.

Разновидности описываемых и перечисляемых преступлений можно сгруппировать следующим образом: преступления против личности, против собственности, против семейных устоев, а также должностные и государственные преступления.

Наиболее суровыми были наказания за лжесвидетельства и клят­вопреступления, особенно в случаях несправедливых обвинений в убийстве. К смерти приговаривали того, кто после продажи своего товара обвинял покупателя в том, что тот украл у него товар.

В числе Преступлений против личности Перечислены убийство му­жа женой, неудачная операция лекаря, телесные повреждения в дра­ке, оскорбление словом и действием, ложные обвинения. Большое значение имело социальное положение обвиняемого и потерпевше­го, которое способствовало возникновению особого тарифа поране­ний и иных форм причинения вреда здоровью или имуществу. Если авилум («сын человека») ударил равного ему, то с него брали штраф 10 сикле серебра. Если раб авилума ударил сына человека, то ему от­резали ухо. Если человек ударил по щеке человека, высшего по по­ложению, он должен был быть подвергнут бичеванию плетью в ко­личестве 60 ударов (ст. 202—205).

Смертью карали того, кто крал ребенка у свободных родителей с целью превратить его в раба. Сурово наказывалось снятие клейма с раба (ст. 226). Если бык, идя по улице, забодает человека и причи­нит ему смерть, то это не было основанием для претензии к хозяину быка (ст. 250).

В числе Преступлений против собственности Чаще всего встреча­ются кражи и грабеж, повреждение чужого имущества, а также мно­гочисленные посягательства на чужих рабов: кража и укрывательство раба, снятие с раба знака его рабского состояния. Особо выделены некоторые составы мошеннических проделок — Мошенничество корчемницы, тамкара и др.

Если вор признавался до собирания свидетельских показаний, го ему дозволялось в качестве наказания оплатить стоимость украден­ной вещи в 10- или 30-кратном размере. Если у него не было такой суммы денег, его уличали при свидетелях и убивали (ст. 7—8). Если человек осмеливался украсть имущество из царского дворца или из храма, убивали его самого и того, кто купил краденое.

Преступления против семейных устоев Включают кровосмешение, неверное и распутное поведение жены, похищение и подмену ре­бенка.

В разряде совершающих Должностные преступления Упомянуты судьи, меняющие вынесенный приговор на другой, солдаты, млад­ший командный состав. Не упомянуты государственные преступлсния в виде измены или мятежа, как полагают, в силу их общеизвест­ной и безусловной наказуемости.

Наказания были дифференцированными и весьма строгими по сравнению с некоторыми образцами предшествующего законода­тельства в древних государствах Шумера и Аккада. Смертная казнь осуществлялась путем утопления, сожжения или сажания на кол. Широко применялись также устрашающие членовредительные нака­зания: отсечение руки, пальцев рук, отрезание уха, языка — и иные формы наказания по принципу талиона. Задолго до римлян прин­цип талиона, т. е. равновозмездности, был определен в Библии как принцип «око за око», а в законах Вавилонии и других древних госу­дарств он получил вид конкретного предписания: «если человек по­вредит глаз какого-либо из людей, то должно повредить его глаз» (ст. 1 9 6 Законов Хаммурапи).

Преступников обращали в рабство, изгоняли из страны помимо обычных наказаний в виде штрафов и членовредительных действий. В Законах Хаммурапи можно обнаружить три разновидности наказа­ний по принципу талиона: наказание По типичному (простому) Та­лиону «око за око» для авилума, По правилу символического талиона (сыну, ударившему отца, отрубали руку; лекарю, неудачно удалив­шему бельмо, отрубали кисть руки и др.) и По правилу Так называе­мого Зеркального талиона (наказание смертью сына строителя дома, если обвалилась крыша построенного им по заказу дома и загубила жизнь сына хозяина дома).

Судебное разбирательство. Судебное решение воспринималось как акт справедливости, который совершался и при помощи зако­нов, а иногда и с участием богов, например бога Реки в случае ис­пытания водой. Проверяемых бросали связанными в реку, и неви­новным считался тот, кто после этого всплывал. Этот редкий вари­ант истолкования невиновности контрастирует с обыкновениями древних индийцев и средневековых европейцев, у которых всплывал во время испытаний человек виновный, нечистый, греховный.

Судебный процесс был устным и состязательным, а также еди­ным по делам уголовным и гражданским. Истец сам приводил ответ­чика в суд, а преступника приводили царские слуги, которые нахо­дились в подчинении и распоряжении наместников. Практиковалось разбирательство с учетом алиби и вещественных доказательств. Большое значение придавалось клятвам свидетелей и судебным ис­пытаниям с участием местных богов (ордалии). Отсрочка в представ­лении свидетельских показаний могла предоставляться до шести ме­сяцев (ст. 13). Приговоры о смертной казни и членовредительстве приводились в исполнение немедленно и публично.

Суды были нескольких уровней и разных юрисдикции: На уровне общины, храмовые И Царские Суды. Часть разбирательств начиналась принесением клятвы в стенах храма, здесь же заверялись некоторые свидетельства для предъявления в суде. Богиней справедливости считалась Китту, дочь бога Солнца, справедливости и предсказаний Шамаша. Китту посвящались многие храмы на территории царства. Верховные судебные полномочия принадлежали суду царя. Царские суды разбирали дела в отношении авилумов и «царских людей» (мушкенумов), осуществляли помилование по некоторым категори­ям дел, в том числе могли помиловать любовника жены, если согре­шившая жена была прощена своим мужем. В противном случае обо­их ожидала смертная казнь через утопление.

Очень важную роль в судебном разбирательстве играли пись­менные свидетельства. Письменная фиксация документов, в том числе юридических (торговых, брачных и др.), имела большое зна­чение в сохранении и воспроизводстве политической и правовой культуры древнего общества. По замечанию известного востоковеда Дж. Брестеда, широкое распространение письменности в государст­венном делопроизводстве, в религии и коммерции создавало во все времена классовое различие между неграмотными и образованны­ми — различие, которое создает проблему и в современном обще­стве.

Таким образом, сборник Законов Хаммурапи в целом был про­дуктом зрелой стадии эволюции древнего общества, в котором сло­жились устойчивая классовая структура, упорядоченные отношения между социальными группами жрецов, воинов и земледельцев. Рабы воспринимались интегральной частью социальной структуры, и зна­чительная часть законов регулировала их правовой статус, который исключал конкретные права, но предполагал возможность женитьбы раба на свободной, что было его относительной свободой.

Справедливость в суде гарантировалась ордалиями на взаимной основе для истца и ответчика, а также дифференцированной систе­мой штрафов. Самое тщательное регулирование торговли свидетель­ствует о большом хозяйственном значении городского населения страны, заинтересованного в товарах и торговом обмене со всем ок­ружающим миром. Характерно также, что по некоторым преступле­ниям высшие классы подвергались более суровому наказанию, чем низшие (например, тамкары по отношению к шаммалумам, коман­диры по отношению к солдатам, авилум по отношению к не равно­му себе по статусу и др.).

< Попередня   Наступна >