«Эпоха великих реформ» в Японии XIX в
История государства и права зарубежных стран - Всеобщая История Права и Государства |
На протяжении нескольких веков статус императора Японии в качестве главы государства был номинальным, поскольку вся административная и судебная иерархия находилась под контролем Сё'гу-на — военного правителя. Император почти безвыездно жил в своем дворце, его видели в основном прислуживающие ему лица и близкие родственники. Обычно по достижении некоторого возраста государи отказывались от престола и проводили остаток дней в уединении и молитвах. Этому способствовала и буддийская традиция с ее поощрением ухода от мирских дел и поселения в уединенных монастырских общинах. При попытке совершеннолетнего монарха вмешаться в политику его тем или иным способом устраняли. Власть сегуна переходила к сыну.
Правительственными делами ведала администрация ставки сёгу-на — Бакуфу. Правление сегунов рода Токугава было отмечено жестокими преследованиями христиан (с 1614 по 1638 г. жертвами стали около 1 млн христиан), хотя для этого островного государства более традиционной являлась религиозная терпимость. Гораздо тверже местное правительство вело себя по отношению к торговой и экономической экспансии европейцев и проводило независимую и очень взвешенную протекционистскую политику. В 1854—1859 гг. Англия, Франция, Россия и особенно США предприняли настойчивые попытки заставить Японию открыть свои порты для захода иностранных судов, поскольку льготы были предоставлены только судам Голландии. Характерно, что в договорах с иностранцами сёгу-ну, власть которого заметно ослабела, давали титул Тайкун (великий государь).
Император традиционно именовался Тэнно (угодный Небу правитель), сам себя он именовал Котей, А для иностранцев наиболее употребительным оказался титул Микадо, Иимствованный из поэтического словаря и означающий нечто вроде «свет-государь».
До 1867 г. Японская империя управлялась Территориальными Сегунами И 260 князьями с их аппаратом. Даймё (князья) имели ста Туе Самурая-служащего с функциями сбора налогов и Осуществления Правосудия.
В 1867 г. даймё Тоза подал сегуну Хигобаши меморандум, В котором Говорилось, что допуск иностранцев В Страну разделил ее на запад И Восток, что Эти Части восстали Друг Против друга и что Надо в этих Условиях добровольно вернуть верховную власть императору. В меморандуме, в частности, Говорилось, Что империя должна управляться одним правительством, а Не двумя, Как в настоящее время, и что все дела {"осударственного значения должны Решаться Па Съезде Даймё. Предполагалось, что имперское законодательное собрание будет состоять из двух палат, члены которых избираются из всех классов населения, начиная от придворных и кончая простыми гражданами. Члены законодательного собрания, участвующие в выработке законов страны, всегда должны действовать, базируясь на принципах справедливости, но не на основе личных интересов. Они должны совместными усилиями стремиться провести «глубокую реформу политической системы империи, без излишней привязанности к своим прошлым расхождениям и взглядам. Следует оказывать поощрение полезной деятельности, но не пустым разговорам». В то же время некоторые законоположения, правила, распорядки и т. п., установленные императорским двором, «не соответствуют существующим условиям и должны быть уничтожены. Все без исключения законоположения, правила и распорядки Двора должны быть в корне реформированы с целью сделать их отвечающими современным условиям и дать возможность Японии поддерживать среди народов мира положение независимой страны». Руководящим Принципом В сношениях и торговле с иностранными государствами должно быть «постоянное Сохранение их доверия к нам» (Новая история в документах и материалах. 1934. Вып. 2. С. 166—167). 7 ноября этого же года Сёгун Отказался от власти, что не было вполне добровольным, поскольку в стране вспыхнули мятежи, с которыми он уже Не Справлялся, и начались войны соперничавших за власть и влияние Группировок.
В Марте 1868 Г. была Произнесена знаменитая Речь 18-летнего Императора Муцухито, написанная при Содействии Канцлера Окубу, Аристократа и Самурая, Сторонника реформ и сближения с Европой. Речь включала в себя программу преобразований из Пяти основных Пунктов: обещание установить по всей стране «право и СправедлиВость», открыть дорогу способным, а не обладающим привилегиями и создать совещательное собрание из двух палат — представителей знати и представителей самурайских и буржуазных (городских) элементов. Обещалось также, что «все плохие обычаи прошлого будут упразднены; будут соблюдаться правосудие и беспристрастность, как они понимаются всеми» (п. 4). В заключительном пункте сформулирован очень характерный тезис о готовности воспринимать знания и опыт других народов: «Знания будут заимствоваться во всем мире, и таким образом основы жизни будут упроч ны». Напомним, что в VI—VII вв. за знаниями и опытом направлялись посольства в соседнюю Корею, теперь же ситуация сильно изменилась.
Быстрота и резкость поворота в сторону радикальных политических и социально-экономических реформ одновременно составили «двойную революцию» (термин Э. Хобсбаума, английского историка). Они образовали собой явление в истории весьма редкое (сопоставимое, пожалуй, только с эпохой великих реформ в России XIX в.) и до сих пор не вполне объясненное.
По словам русского капитана флота В. М. Головнина, относящимся к началу XIX в., «японские законы подобны пирамиде, которую ни климат, ни время ни сокрушить, ни изменить не могут». Существующее правительство видело многие недостатки, например жестокость законов, но боялось их менять. «Такая боязнь происходит оттого, чтобы не привести древних государственных постановлений в презрение народа и через то не приучать его к переменам законов, дабы от сего не произошло у него желания оставить коренные свои нравы и обычаи и принять другие» (Записки капитана флота Головнина о приключениях в плену у японцев в 1 8 1 1 — 1 8 1 3 г г. Хабаровск, 1972. С. 327-328).
Главные пропагандисты реформ в середине XIX в. происходили из купеческой среды, оппозиционной сегуну аристократии и тех лиц, которых сегуны посылали учиться в Европу или Америку военному делу и которые возвращались преисполненными удивления и восторга перед западной цивилизацией. Из их среды выдвинулись также писатели, например Фираузава, автор книги «Состояние западных стран» и переводчик на японский трактата Дж. Ст. Милля «О свободе».
Непосредственными причинами и благоприятными факторами для радикальных перемен стали следующие: недовольство допущением в страну иностранцев, воспринимавшимся как оскорбление «страны богов»; личная вражда с сегуном некоторых княжеских родов; большая популярность идеи самодержавия тэнно в среде высо-копрофессионализированного военного сословия — самураев; опасение пришествия христианства в страну среди фанатиков старинной японской религии синтоизма; рост крестьянских волнений и все большая поддержка перемен среди низших слоев общества. В 1869 г. правительство императора заказало в США бронепоезд И С его помощью взяло последний крупный оплот мятежников В Хакодате. Лидер мятежников был приговорен к Харакири (обязательному Самоубийству), Но Затем помилован и впоследствии сыграл значительную роль во Внешнеполитических Акциях, В Частности в период заключения договора с Россией об обмене Сахалина на Курильские острова (1873).
6 ноября 1868 г. наступила Эра Мэйдзи Иски (восстановленного Просвещенного Правления) — так по традиции символически названо время правления нового императора Муцухито (1868—1912). Приближенные князья из кланов Тёсю и Сацума Подали Императору записку с рекомендациями уничтожить феодальные звания и владения за выкуп и другие компенсации. Уделы князей предоставляются в собственность императора и затем могут быть требуемы обратно На Определенных условиях. Все эти меры необходимы для Пополнения Источников доходов на военные и другие государственные нужды.
В 1869--1871 гг. в Токио происходили заседания своего рода Земскою собора. Князья И Самураи присылали туда своих выборных представителей, Но Значительных перемен эти соборы не принесли. Более Результативными оказались действия правительства. Императорским указом были упразднены звания Даймё И Кугэ, Были учреждены три сословия: Кадззоку (аристократия), Сидзоку (дворянство) и Хэймин (простонародье).
Разрозненные До того армии даймё стали частью императорской армии, а их земли были признаны собственностью обрабатывающих эти земли крестьян. Взамен даймё получили Должности На Государственной Службе и постоянное содержание в виде фиксированных выплат. Таким образом дворянство было Превращено В чиновное сословие.
Революция периода Мэйдзи происходила не в феодальном, а в патримониальном, более архаическом и отсталом, обществе. Если на Западе феодальное общество несло на себе следы культурного и Политико-правового Влияния нескольких цивилизаций, на базе которых оно сложилось, то здесь ситуация была во многом иной. Как и все великие революции, вышеназванная сопровождалась синтезом и видоизменением различных по происхождению идей (религиозных и светских), реорганизацией властных Учреждений, Соединением усилий разных движений и противоборствующих Течений, А также борьбой за центральную власть против местничества и сепаратизма.
В 1877 г. был введен запрет самураям носить саблю. Роль самураев не была в то время полностью зависимой от феодалов — среди этого слоя было много участников мятежей во имя обеспечения Гарантий Средств к существованию в рамках общенационального движения «за свободу и народные права». В стране Не было резкой КонФронтации между соперничающими властвующими элитами: новая элита проявляла склонность к поддержанию традиции, старая — к изменению своего положения в обществе и государстве.
< Попередня Наступна >