Тема 11. Средневековая Русь
История государства и права зарубежных стран - Всеобщая История Права и Государства |
От Киевской Руси до Московского царства. — Русское право в средние века.
От Киевской Руси до Московского царства
Русский народ как обособленная этническая общность сформировался в рамках славянства — обширного этноса, обитавшего в центральной, южной и восточной частях Европы, испытавшего влияние миграционных процессов первой половины I тысячелетия, известного как Великое переселение народов. Славянские племена, закрепившиеся на востоке Европы, разместились в северо-западном районе (ильменские славяне, объединенные затем новгородской вечевой республикой с приглашенным князем), в Смоленском и Полоцком крае (кривичи), на западном берегу Днепра (поляне). Большое влияние на процесс формирования древнерусской народности оказали местные (балты, угро-финские племена) либо соседние автохтонные племена и народы, часть которых уже имела свою государственность или протогосударство (скифы, сарматы, готы в VIII в. до н. э. — IV в. н. э.), и особенно взаимоотношения с государствами хазаров и аваров (IV—VII вв.). Непосредственному образованию древнерусского государства в VIII в. предшествовало сосуществование трех соседствующих государственных объединений — Куявии (Киевское княжество), Славии (Новгородское княжество) и Артании (предположительно Тмутараканское княжество на Таманском полуострове). Если в этническом плане славяне и русь не тождественны, то исторически допустимо говорить о том, что и варяги (русь), и славяне севера Восточно-Европейской равнины, и угро-финны, жившие с последними чересполосно, оказались в границах единого полиэтнического государства — Киевской Руси.
В VIII—X вв. на территории Дона и Северного Кавказа находилось государство Хазарского каганата, которое по своему составу было тоже полиэтническим и подчинило себе около 25 государств в качестве вассальных. В столице государства Итиле было судебное учреждение, в котором семь судей использовали нормы шариата, византийского законодательства, Торы и обычного права. Для ж
В VIII в. создаются благоприятные предпосылки для объединения восточных славян, проживавших в новгородской и киевской землях. Им помогли в этом приглашенные, по летописному преданию, в 862 г. на княжение варяжские вожди, среди которых легендарный Рюрик обосновался в Новгороде, а его воеводы Аскольд и Дир в Киеве. Сплочению двух земель способствовал рост к тому времени значения торгового пути от Балтики до Черного моря по рекам и волокам (путь «из варяг в греки»). В этом смысле охранные заботы в обеспечении безопасности вдоль этого торгового пути сходны с заботами племени курейшитов о безопасности караванного пути с пряностями через Аравийский полуостров. К этому племени, как известно, принадлежал и род пророка Мухаммеда, создателя государства, протянувшегося поначалу вдоль этого торгового пути. Киевские князья часть своих завоевательных походов посвятили расширению торговой территории и обеспечению наиболее выгодных условий торговли. Например, все войны с Византией заканчивались торговыми договоренностями.
Древнерусское государство возникло как своеобразная федерация племен. Поэтому важными задачами новой политической организации, помимо традиционного сбора налогов, охраны порядка, обороны границ, стало налаживание мирных, плодотворных межплеменных и межгосударственных отношений.
Основными формами феодального поземельного владения были княжеский домен и вотчина. Земля приобреталась в результате пожалования, наследования или купли. Киевское княжество оформляется как типичная раннефеодальная (сеньориальная) средневековая монархия во главе с великим князем, у которого с другими князьями существуют фиксированные традицией (включая принуждение оружием) или договором вассальные отношения. Усиление удельных князей вызвало к жизни появление нового органа власти — княжеского съезда, на котором решались вопросы войны и мира, раздела земель, вассальных взаимоотношений. Великий князь опирался в своей деятельности на дружину и совет старейшин, в который входили бояре и «княжьи» мужи. Княжеским дворцовым хозяйством ведали тиуны и старосты. В городах имелись княжеские наместники, в сельской местности — волостели. Местное управление опиралось на военные гарнизоны, руководимые тысяцкими, сотниками и десятскими. Существовала и система кормлений (сборы с местного населения). Крестьянская община (вервь) осуществляла земельные переделы, расследование преступлений на своей территории, решала отдельные налоговые вопросы и споры.
Князь и его дружинники (по возрасту и по социальному положению они делились на «старших» и «младших») составляли слой служилых людей. Другую категорию составляли свободные — купцы, ремесленники и «люди» (крестьяне-общинники). Низший разряд образовался из людей зависимых, попавших в кабалу или рабство.
Боевые соратники князя, именуемые боярами, со временем превращаются в земледельцев-вассалов (вотчинников). Они широко используют в своих взаимоотношениях с крестьянами-общинниками внеэкономическую (захват, насилие) и экономическую (кабала, долг) эксплуатацию. Подобную же манеру властвования одновременно над землей и людьми во все больших масштабах используют и князья. В X в. княгиня Ольга установила пункты («погосты») и сроки сбора дани, регламентировала ее размеры (уроки). В начале XI в. князем Владимиром (980—1015) устанавливается десятина — налог в пользу церкви.
Крещение Руси и превращение христианства в государственную религию оказали заметное влияние на правовую и политическую культуру населяющих ее народов. Это содействовало укреплению военных, экономических, политических и культурных связей с Византией и другими христианским странами, распространению письменности и грамотности, введению христианских норм морали, более гуманных, чем языческие. Монотеизм (единобожие) содействовал идейному оправданию и укреплению государственного единства во главе с монархом, но одновременно с этим содействовал появлению режима самодержавия, своеобразного цезарепапизма на русской почве, особенно после упразднения патриаршества в правление Петра I.
В XII—XIII вв. получает распространение система иммунитетов, освободившая боярские вотчины от княжеского управления и суда, причем бояре получили право свободного «отъезда» (менять сюзерена). Существовали также внутренние и внешние причины, содействовавшие феодальной автономии и княжеской удельщине. Последняя была отчасти вызвана неудачной системой наследования княжеского престола по боковой линии — не от отца к сыну, а от брата к брату, как это практиковалось у некоторых тюркских племен, например у печенегов. Следствием стало усиление политической раздробленности и распад Киевской Руси на конфедерацию феодальных государств. На северо-западе возникли автономные городские вечевые республики — Новгородская (1136—1478) и Псковская (1348—1510). В северо-восточной части Руси центром объединения стало Московское княжество, выделившееся из Владимиро-Суздальского. В период удельной раздробленности владимирские князья сумели расширить свои земли и создать крупный княжеский домен, в котором служилое дворянство стало главной социальной опорой князя. В первой половине XIII в. русские князья стали данниками Золотой Орды, сохранив свою администрацию, веру и церковь. Некоторые князья осуществили заимствование ордынских приемов налогообложения, организации ямской службы, отдельных видов войска и казенного финансового ведомства.
После распада Золотой Орды на самостоятельные ханства — Сибирское, Казанское, Крымское и Астраханское — последние поочередно захватываются усилившимся Московским государством, которое преобразовалось из княжества вначале в великорусское царство, а затем и в российскую империю. Важную роль в этом выполняла церковь. Она со временем превратилась в обладательницу значительных земельных владений и материальных ценностей, хотя наряду с этим существовало духовенство, ориентирующееся на духовные ценности («нестяжатели»). Идея самодержавного царства нашла последовательную разработку и поддержку в среде церковных деятелей и просветителей (концепции: «Москва — Третий Рим», «православное царство», «царь — помазанник Божий»).
Присущая самодержавию централизация облегчалась и обусловливалась не только византийским и восточным влиянием, но также тем обстоятельством, что опорой режима, помимо церкви и закрепощенного крестьянства, было не аристократическое вотчинное, а служилое поместное дворянство. Города на Руси были в большей степени гарнизонными укреплениями и хранилищами, нежели средоточием самоуправления, ремесел и торгового общения.
Самодержавная (автократическая, авторитарная) тенденция в развитии русского государства временами наталкивалась на сопротивление сословно-представительных учреждений — княжеские съезды, вечевые собрание городов, земские соборы. Особенно влиятельными оказались Земские соборы X V I — X V I I вв., на одном из которых состоялось избрание на царство первого правителя из династии Романовых, пребывавшей у власти три столетия. Последним словом политико-административной организации в Московском царстве стало введение приказной системы управления. Наряду с Боярской думой возникли приказы (протоминистерства) постоянные, подразделявшиеся на региональные (Сибирский, Казанского дворца, Малороссийский и др.), общегосударственные (посольский, поместный, большая казна и др.) и дворцовые (большого дворца, казенный, конюшенный, сокольничий, царская мастерская, царицына мастерская палата). В разряде временных приказов числились тайных дел, счетный, монастырский и др.
< Попередня Наступна >