Февральская революция 1848 г. и Вторая республика (1848—1851). Переворот Луи Бонапарта и установление Второй империи (1851—1870)
История государства и права зарубежных стран - Всеобщая История Права и Государства |
Июльская монархия стала периодом экономического подъема, индустриализации и образования новых колоний. Вместе С тем это был период сильных социальных возмущений — Восстаний в Лионе и Париже в 1834 г., голодных бунтов 1846— 1847 Гг. В республиканизме этих лет возникает наряду с реформистским также социалистическое учение, которое разрабатывали и проповедовали Сен Симон И Фурье. В Эти же годы появились коммунисты, последователи философа уравнительного коммунизма Гракха Бабёфа, казненною за свои взгляды и заговорщическую деятельность еще во времена термидорианской реакции.
Радикальные требования типа «Гизо в отставку или смерть» сопровождались устройством баррикад и республиканскими лозунгами «Свобода, равенство и братство». Все это началось после запрета правительства на проведение банкета в пользу реформы избирательного права 22 февраля в Париже И Затем переросло в кровопролитные столкновения манифестантов с войсками. Король отрекся от престола, а временное правительство под руководством А. Ламарти-на провозгласило республику.
Среди политических требований этого периода выделяются требования «права на труд» и вспомоществования беднякам, включая освобождение их от судебных расходов, что привело к созданию специальной правительственной комиссии под руководством социалиста Луи Блана И с участием члена правительства от рабочих Альбера. Число таких требований постоянно росло, а возможности были более чем скромные. Частичный выход нашли в создании «национальных мастерских», где не имеющие средств к жизни граждане могли найти себе работу.
2 марта был принят Декрет о 10-часовом рабочем дне. Декретом 9 марта были отменены аресты за долги и долговые тюрьмы, которые воспринимались к этому времени не столько гарантией возврата долга, сколько удовлетворением чувства мести кредитора. Затем аресты за долги были восстановлены. Национальная гвардия сохранила право выбирать себе офицеров. Выдвигалось множество проектов по реформированию армии
Выработкой новой конституции занималось Учредительное собрание, большинство в котором получили республиканцы. Затем шли монархисты (легитимисты, орлеанисты, бонапартисты), мелкобуржуазные демократы и совсем немного мест получили социалисты. В числе делегатов были представители политической и литературной элиты французского общества, такие как политический философ и аристократ А. де Токвиль, философ современного анархизма П. Ж. Прудон, писатель В. Гюго.
Временное правительство ушло в отставку, а на его место избрали исполнительную комиссию из пяти членов, куда вошли выдающийся парламентский оратор, поэт и историк А. Ламартин, редактор газеты А. Ледрю-Роллен, ученый Д. Араго и др. По новой Конституции законодательная власть вручалась Законодательному собранию, исполнительная — президенту. И депутаты и президент избирались на основе всеобщего (для мужчин) избирательного права — с 21 года и с цензом оседлости не менее шести месяцев. Право собственности включало право собственности на купленные общественные должности. Богатые сограждане могли откупить своих сыновей от службы в армии, поставляя в армию наемников.
Конституция Второй республики от 4 ноября 1848 г. ничего не Говорила о естественных Правах и содержала множество декларативных положений, например о «более свободном шествии по пути прогресса и цивилизации», «введении более справедливого распределения общественных повинностей и выгод» и т. п. Провозглашалось также, что свобода, равенство и братство — это принципы республики, а основа республики — это семья, труд, собственность и общественный порядок. Республика будет строиться без новых потрясений, а лишь «последовательным действием законов и учреждений», с тем чтобы «поднять граждан на новую ступень Нравственности, Просвещения и благосостояния». Республиканские правительственные учреждения состояли из президента, избираемого па четыре года, Национального собрания с трехлетними полномочиями и Государственного совета, избираемого на шесть лет и наделяемого совещательными полномочиями при подготовке законопроектов и незначительными контрольными функциями. Социальные мотивы конституционного закона венчало положение: «Республика должна охранять личность гражданина, его семью, религию, собственность, труд и сделать доступным всякому образование, необходимое для каждого человека. Она должна путем братской помощи обеспечить существование нуждающимся гражданам, подыскивая работу, соответствующую их способностям, или же поддерживая тех, которые не имеют родных и не в состоянии работать» (ст. 8 Вступления).
Избранный 10 декабря 1848 г. президентом Луи Бонапарт осуществил через три года военный переворот и 2 декабря провозгласил восстановление империи и ряд других новаций, которые затем были одобрены плебисцитом. В Конституции От 14 января 1852 г. президент, избираемый теперь уже на 10 лет, возвышался над всей пирамидой исполнительной власти и получал также возможность делать назначения в Государственный совет и восстановленный сенат, оставив избирателям только участие в формировании третьего учреждения высшей власти — Законодательного корпуса. После реставрации империи президент уже председательствует в сенате и Государственном совете.
Режим Второй империи. Луи Бонапарт, Коронованный под именем Наполеона III (1808—1873), был третьим сыном голландского короля Людовика Бонапарта. Добрый и щедрый по Натуре, Он рано и фанатично поверил в свое особое призвание и всюду демонстрировал романтическое преклонение перед дядей и свою преданность наполеоновским идеям. В молодости он увлекался социалистическими и демократическими идеями. Полагая, что рабочий класс следует сделать собственником, он носился с фантастическим планом создания государственных ферм, где будут поселены неимущие (пролетарии).
Затем его идеалом стало полицейское государство, контролирующее печать, суды и парламентские выборы. На военном поприще ему вначале сопутствовал успех — в Австрии, Китае, Японии, Сирии, Мексике. В 1 8 6 6 г. Наполеон III недооценил значение войны Пруссии с Австрией, закончившейся блестящей победой его будущей по-губительницы. Развязав авантюрную войну с Пруссией в 1870 г., он потерпел сокрушительное поражение под Седаном, попал в плен и был быстро низложен возмущенными соотечественниками.
Один из ощутимых итогов второго бонапартизма — создание централизованной правительственной власти с гораздо более широкими полномочиями императора и превращение «вечных прав человека» в единственное право правителя — повелевать, а всех остальных — повиноваться. Наполеон III стал учредителем еще одной разновидности правительственной власти, именуемой обычно «бонапартистским режимом». Д л я Режима Второй империи С т а л о характерным подчинение основных рычагов власти — армии, полиции, администрации — императору. Вместе с тем этот режим, выглядевший, по отзыву Ф. Энгельса, «шайкой политических и финансовых авантюристов», способствовал спекуляции, промышленному развитию и вообще невиданному до тех пор экономическому подъему и обогащению всей буржуазии, что сопровождалось продажностью и массовым хищничеством лиц, группировавшихся вокруг императорского двора и извлекавших «крупный процент из этого обогащения».
Блестящий анализ уроков революции 1848 г. во Франции дан в работе К. Маркса «18 брюмера Луи Бонапарта». В ней тщательно охарактеризован момент социально-политической преемственности и новизны в работе «государственной машины» Франции и в правительственной деятельности как таковой с ее соответствующим социальным составом (сословия, профессии, группы с их правами, привилегиями и политическими устремленностями и домогательствами) и внешней социальной средой (общество, громадная бюрократическая и военная организация, централизованная правительственная власть и местные сепаратные власти).
«Революция до 2 декабря 1 8 5 1 г. закончила половину своей подготовительной работы, — пишет Маркс, — она довела до совершенства парламентскую власть, а затем стала доводить до совершенства власть исполнительную.
Эта исполнительная власть с ее громадной бюрократической и военной организацией, с ее многосложной и искусственной государственной машиной, с ее полумиллионной армией чиновников и полумиллионной же армией солдат, — этот ужасный организм-паразит, обвивающий, точно сетью, все тело французского общества и затыкающий все его поры, возник в эпоху самодержавной монархии, при упадке феодализма, упадке, который помогал ускорять. Господские привилегии земельных собственников и городов превратились в столь же многочисленные атрибуты государственной власти, феоДальные Сановники — В Получающих жалованье Чиновников, А пестрое собрание товарных образчиков, карта перекрещивающихся средневековых суверенных прав превратилась в правильный план централизованной государственной власти, где господствует такое же разделение труда, как на фабрике».
Первая Французская революция должна была развить далее То, Что было начато абсолютной монархией: централизацию, а вместе с тем объем, атрибуты и число прислужников правительственной власти. Наполеон завершил эту государственную Машину. Легитимная (1814) и Июльская (1830) монархии ничего не прибавили, кроме большего разделения труда, увеличивавшегося по мере того, как разделение труда внутри гражданского общества создавало новые группы интересов, следовательно новые объекты государственного управления.
«Всякий общий интерес немедленно отрывался от общества, вырывался из сферы самодеятельности общества, противопоставлялся ему как высший, Всеобщий Интерес, вырывался из сферы самодеятельности членов общества и делался предметом правительственной деятельности, — начиная с моста, школьного здания и Коммунального Имущества сельской общины и кончая железными дорогами, национальным имуществом и государственными университетами Франции. Наконец, парламентская республика оказалась В Своей борьбе против революции вынужденной усилить вместе с мерами репрессии, средства и централизацию правительственной власти. Все перевороты усовершенствовали эту машину вместо того, чтобы Сломать Ее. Партии, которые, сменяя друг друга, боролись за господство, рассматривали захват этого огромного государственного здания как главную добычу при своей победе» {Маркс К. 18 брюмера Луи Бонапарта). Анализ Маркса выдержан в духе теории непременной смены капитализма социализмом, которая будет сопровождаться непременным разрушением (сломом) аппарата управления государством, сложившегося как орудие своекорыстного управления господствующего класса при феодализме и затем при капитализме. Для нас в данном случае важен не вывод, а сам процесс конкретно-исторического, и в особенности сравнительно-исторического, анализа феномена исполнительной власти, а вместе с ним и феномена политической власти, известной как режим бонапартизма (т. е. режима правления Наполеона I и Наполеона III).
< Попередня Наступна >