Головна Російська юридична література История государства и права зарубежных стран Всеобщая История Права и Государства Февральская революция 1848 г. и Вторая республика (1848—1851). Переворот Луи Бонапарта и установление Второй империи (1851—1870)

Февральская революция 1848 г. и Вторая республика (1848—1851). Переворот Луи Бонапарта и установление Второй империи (1851—1870)

История государства и права зарубежных стран - Всеобщая История Права и Государства

Июльская монархия стала периодом экономического подъема, индустриализации и образования новых колоний. Вместе С тем это был период сильных социальных возмущений — Восстаний в Лионе и Париже в 1834 г., голодных бунтов 1846— 1847 Гг. В республика­низме этих лет возникает наряду с реформистским также социали­стическое учение, которое разрабатывали и проповедовали Сен Си­мон И Фурье. В Эти же годы появились коммунисты, последователи философа уравнительного коммунизма Гракха Бабёфа, казненною за свои взгляды и заговорщическую деятельность еще во времена термидорианской реакции.

Радикальные требования типа «Гизо в отставку или смерть» со­провождались устройством баррикад и республиканскими лозунгами «Свобода, равенство и братство». Все это началось после запрета правительства на проведение банкета в пользу реформы избиратель­ного права 22 февраля в Париже И Затем переросло в кровопролит­ные столкновения манифестантов с войсками. Король отрекся от престола, а временное правительство под руководством А. Ламарти-на провозгласило республику.

Среди политических требований этого периода выделяются тре­бования «права на труд» и вспомоществования беднякам, включая освобождение их от судебных расходов, что привело к созданию спе­циальной правительственной комиссии под руководством социали­ста Луи Блана И с участием члена правительства от рабочих Альбера. Число таких требований постоянно росло, а возможности были бо­лее чем скромные. Частичный выход нашли в создании «националь­ных мастерских», где не имеющие средств к жизни граждане могли найти себе работу.

2 марта был принят Декрет о 10-часовом рабочем дне. Декретом 9 марта были отменены аресты за долги и долговые тюрьмы, кото­рые воспринимались к этому времени не столько гарантией возврата долга, сколько удовлетворением чувства мести кредитора. Затем аре­сты за долги были восстановлены. Национальная гвардия сохранила право выбирать себе офицеров. Выдвигалось множество проектов по реформированию армии

, включая превращение ее в национальную милицию (предложение Прудона). Предложение Пьера Л еру (пред­шественника позиции Льва Толстого о непротивлении злу насилием и борьбе за дело не иначе как путем мученичества) об освобождении от военной службы лиц, отвергающих войны как варварство, проти­воречащее божеским и человеческим законам, а также требованиям исповедуемой ими религии, было встречено долгим хохотом.

Выработкой новой конституции занималось Учредительное соб­рание, большинство в котором получили республиканцы. Затем шли монархисты (легитимисты, орлеанисты, бонапартисты), мелкобур­жуазные демократы и совсем немного мест получили социалисты. В числе делегатов были представители политической и литературной элиты французского общества, такие как политический философ и аристократ А. де Токвиль, философ современного анархизма П. Ж. Прудон, писатель В. Гюго.

Временное правительство ушло в отставку, а на его место избра­ли исполнительную комиссию из пяти членов, куда вошли выдаю­щийся парламентский оратор, поэт и историк А. Ламартин, редактор газеты А. Ледрю-Роллен, ученый Д. Араго и др. По новой Конститу­ции законодательная власть вручалась Законодательному собранию, исполнительная — президенту. И депутаты и президент избирались на основе всеобщего (для мужчин) избирательного права — с 21 года и с цензом оседлости не менее шести месяцев. Право собственности включало право собственности на купленные общественные долж­ности. Богатые сограждане могли откупить своих сыновей от службы в армии, поставляя в армию наемников.

Конституция Второй республики от 4 ноября 1848 г. ничего не Го­ворила о естественных Правах и содержала множество декларативных положений, например о «более свободном шествии по пути прогрес­са и цивилизации», «введении более справедливого распределения общественных повинностей и выгод» и т. п. Провозглашалось также, что свобода, равенство и братство — это принципы республики, а ос­нова республики — это семья, труд, собственность и общественный порядок. Республика будет строиться без новых потрясений, а лишь «последовательным действием законов и учреждений», с тем чтобы «поднять граждан на новую ступень Нравственности, Просвещения и благосостояния». Республиканские правительственные учреждения состояли из президента, избираемого па четыре года, Национального собрания с трехлетними полномочиями и Государственного совета, избираемого на шесть лет и наделяемого совещательными полномо­чиями при подготовке законопроектов и незначительными контроль­ными функциями. Социальные мотивы конституционного закона венчало положение: «Республика должна охранять личность гражда­нина, его семью, религию, собственность, труд и сделать доступным всякому образование, необходимое для каждого человека. Она долж­на путем братской помощи обеспечить существование нуждающимся гражданам, подыскивая работу, соответствующую их способностям, или же поддерживая тех, которые не имеют родных и не в состоянии работать» (ст. 8 Вступления).

Избранный 10 декабря 1848 г. президентом Луи Бонапарт осуще­ствил через три года военный переворот и 2 декабря провозгласил восстановление империи и ряд других новаций, которые затем были одобрены плебисцитом. В Конституции От 14 января 1852 г. прези­дент, избираемый теперь уже на 10 лет, возвышался над всей пира­мидой исполнительной власти и получал также возможность делать назначения в Государственный совет и восстановленный сенат, ос­тавив избирателям только участие в формировании третьего учреж­дения высшей власти — Законодательного корпуса. После реставра­ции империи президент уже председательствует в сенате и Государ­ственном совете.

Режим Второй империи. Луи Бонапарт, Коронованный под именем Наполеона III (1808—1873), был третьим сыном голландского коро­ля Людовика Бонапарта. Добрый и щедрый по Натуре, Он рано и фа­натично поверил в свое особое призвание и всюду демонстрировал романтическое преклонение перед дядей и свою преданность напо­леоновским идеям. В молодости он увлекался социалистическими и демократическими идеями. Полагая, что рабочий класс следует сде­лать собственником, он носился с фантастическим планом создания государственных ферм, где будут поселены неимущие (пролетарии).

Затем его идеалом стало полицейское государство, контролирующее печать, суды и парламентские выборы. На военном поприще ему вначале сопутствовал успех — в Австрии, Китае, Японии, Сирии, Мексике. В 1 8 6 6 г. Наполеон III недооценил значение войны Прус­сии с Австрией, закончившейся блестящей победой его будущей по-губительницы. Развязав авантюрную войну с Пруссией в 1870 г., он потерпел сокрушительное поражение под Седаном, попал в плен и был быстро низложен возмущенными соотечественниками.

Один из ощутимых итогов второго бонапартизма — создание цен­трализованной правительственной власти с гораздо более широкими полномочиями императора и превращение «вечных прав человека» в единственное право правителя — повелевать, а всех остальных — по­виноваться. Наполеон III стал учредителем еще одной разновидности правительственной власти, именуемой обычно «бонапартистским ре­жимом». Д л я Режима Второй империи С т а л о характерным подчинение основных рычагов власти — армии, полиции, администрации — им­ператору. Вместе с тем этот режим, выглядевший, по отзыву Ф. Эн­гельса, «шайкой политических и финансовых авантюристов», спо­собствовал спекуляции, промышленному развитию и вообще неви­данному до тех пор экономическому подъему и обогащению всей буржуазии, что сопровождалось продажностью и массовым хищниче­ством лиц, группировавшихся вокруг императорского двора и извле­кавших «крупный процент из этого обогащения».

Блестящий анализ уроков революции 1848 г. во Франции дан в работе К. Маркса «18 брюмера Луи Бонапарта». В ней тщательно охарактеризован момент социально-политической преемственности и новизны в работе «государственной машины» Франции и в прави­тельственной деятельности как таковой с ее соответствующим соци­альным составом (сословия, профессии, группы с их правами, при­вилегиями и политическими устремленностями и домогательствами) и внешней социальной средой (общество, громадная бюрократиче­ская и военная организация, централизованная правительственная власть и местные сепаратные власти).

«Революция до 2 декабря 1 8 5 1 г. закончила половину своей под­готовительной работы, — пишет Маркс, — она довела до совершен­ства парламентскую власть, а затем стала доводить до совершенства власть исполнительную.

Эта исполнительная власть с ее громадной бюрократической и военной организацией, с ее многосложной и искусственной государ­ственной машиной, с ее полумиллионной армией чиновников и по­лумиллионной же армией солдат, — этот ужасный организм-пара­зит, обвивающий, точно сетью, все тело французского общества и затыкающий все его поры, возник в эпоху самодержавной монархии, при упадке феодализма, упадке, который помогал ускорять. Господ­ские привилегии земельных собственников и городов превратились в столь же многочисленные атрибуты государственной власти, феоДальные Сановники — В Получающих жалованье Чиновников, А пе­строе собрание товарных образчиков, карта перекрещивающихся средневековых суверенных прав превратилась в правильный план централизованной государственной власти, где господствует такое же разделение труда, как на фабрике».

Первая Французская революция должна была развить далее То, Что было начато абсолютной монархией: централизацию, а вместе с тем объем, атрибуты и число прислужников правительственной власти. Наполеон завершил эту государственную Машину. Легитимная (1814) и Июльская (1830) монархии ничего не прибавили, кроме большего разделения труда, увеличивавшегося по мере того, как разделение труда внутри гражданского общества создавало новые группы интере­сов, следовательно новые объекты государственного управления.

«Всякий общий интерес немедленно отрывался от общества, вы­рывался из сферы самодеятельности общества, противопоставлялся ему как высший, Всеобщий Интерес, вырывался из сферы самодея­тельности членов общества и делался предметом правительственной деятельности, — начиная с моста, школьного здания и Коммуналь­ного Имущества сельской общины и кончая железными дорогами, национальным имуществом и государственными университетами Франции. Наконец, парламентская республика оказалась В Своей борьбе против революции вынужденной усилить вместе с мерами ре­прессии, средства и централизацию правительственной власти. Все перевороты усовершенствовали эту машину вместо того, чтобы Сло­мать Ее. Партии, которые, сменяя друг друга, боролись за господ­ство, рассматривали захват этого огромного государственного здания как главную добычу при своей победе» {Маркс К. 18 брюмера Луи Бонапарта). Анализ Маркса выдержан в духе теории непременной смены капитализма социализмом, которая будет сопровождаться не­пременным разрушением (сломом) аппарата управления государст­вом, сложившегося как орудие своекорыстного управления господ­ствующего класса при феодализме и затем при капитализме. Для нас в данном случае важен не вывод, а сам процесс конкретно-истори­ческого, и в особенности сравнительно-исторического, анализа фе­номена исполнительной власти, а вместе с ним и феномена полити­ческой власти, известной как режим бонапартизма (т. е. режима правления Наполеона I и Наполеона III).

< Попередня   Наступна >