Периодизация истории хараппской и ведической цивилизаций Индии
История государства и права зарубежных стран - Всеобщая История Права и Государства |
История Древней Индии распадается на два крупных периода — Хараппскую и ведическую цивилизации. Первый Из них воспринимают сегодня как период протоиндуистской культуры, возникшей около 3000 г. до н. э. в северо-западной части современной Индии и протянувшейся вдоль реки Инд. Она была названа хараппской по названию места раскопок 1922 г., которые обнаружили реликты однородной городской, а также письменной (морфемно-слоговой) культуры. К ней относятся два города, в которых производились раскопки, — Хараппа, Древняя столица Пенджаба на берегу реки Рави, и Мохенд-жо-Даро, Расположенный в 645 км от него, на берегу реки Инд, В Штате Синд. Здесь сильны были пережитки матриархата, что, по всей видимости, сказывалось и на сакральной характеристике царской власти: цари, подобно правителям Египта или Шумера, считались сынами божества, а Мать-Богиня выступала одновременно символом созидания и продолжения жизни. Существовало также изображение мужского бога с рогами и тремя лицами, вероятно символизировавшего священную троицу — Тримурти, позднее воплощенную в союзе трех богов — Брахмы, Вишну и Шивы. Этот бог изображался в позе йога — того, кто практикует йогу как путь самосовершенствования.
Второй Период связан с экспансией и расселением в этом районе арийских племен с середины 2-го тысячелетия до середины 1-го тысячелетия до н. э., когда были созданы несколько новых царств и распространились священные гимны и песнопения ариев под названием Веды (от слова с тем же корнем, что и русское «ведать», т. е. знать).
Из четырех дошедших до нас Вед наиболее известна и почитаема самая древняя — Ригведа («знание гимнов»), состоящая из 10 книг (мандал) и содержащая 1028 гимнов (10 462 стиха), обращенных к различным божествам. По объему она превосходит «Илиаду» и «Одиссею», вместе взятые. Именно в Ригведе индийская мифология представлена с наибольшей полнотой. Пантеон богов во главе с царем богов Индрой (олицетворением молнии, грома и разрушительных стихий) вк
Период оформления и распространения священных текстов на рубеже 2—1-го тысячелетий до н. э. становится периодом стабилизации социальной и политической структуры, однако в конце своего тысячелетнего существования ведическая цивилизация стала иметь дело с возникающими новыми религиозными доктринами и культовой практикой, в частности с буддизмом и джайнизмом.
В этот же период Индия испытывает вторжение нескольких могущественных завоевателей. В 512 г. до н. э. персидский царь Дарий завоевывает провинции Гандахар и Синд. В 327—325 гг. до н. э. Александр Македонский предпринимает поход в Индию, но его движение было приостановлено рядом внутренних и внешних трудностей. В 321 г. до н. э. индийский правитель Чандрагупта основывает династию Маурьев, правившую почти полтора столетия. Ему же удается в 305 г. до н. э. приостановить вторжение Селевка Никатора, правителя династии Селевкидов. Около 272—231 гг. до н. э. Ашока, внук Чандрагупты, объединяет большую часть Индии под своей властью и принимает буддизм. После его смерти империя распадается. Греки из Бактрии, которая была частью империи Селевкидов, вторгаются в страну и основывают малые царства в Пенджабе.
О хараппской цивилизации известно лишь из археологических материалов. В ней насчитывалось 1 4 0 городов (3 из них были крупными). Улицы прокладывались прямые и длинные — 34 фута в ширину и полмили в длину. Дома возводились из обожженного кирпича с комнатами, кухней и ванной. Имелись также сооружения с бассейнами, в которых совершались ритуальные омовения.
После вторжения индоариев центр переместился в бассейн Ганга, откуда арии заселили центральную часть полуострова, колонизировали территорию острова Шри-Ланка и через Гималаи проникли в Китай. Арии помимо вероятного включения местных богов в свой пантеон научились у местных жителей строительству ирригационных сооружений, приручению слонов, выведению новых пород скота. Индия в этот период становится страной воинов и священнической знати, страной искусных ремесленников, умелых купцов, менял и актеров. По некоторым сведениям, древние жители еще в хараппские времена имели торговые отношения с Месопотамией и Средней Азией.
Таким образом, в древнеиндийской истории можно выделить следующие периоды: протоиндийская, или хараппская, цивилизация (конец 4 — середина 2-го тысячелетия до н. э.), ведическая цивилизация (1500—600 гг. до н. э.), последующий магадско-маурийский период (V в. до н. э. — II в. н. э.). Последний период получил название от государства Магадха и империи Маурьев (основана в 321 г. до н. э. царем Чандрагуптой I в Северной и Центральной Индии).
< Попередня Наступна >