Китай. Управление империей

История государства и права зарубежных стран - Всеобщая История Права и Государства

Первая половина тысячелетия после падения Циньской династии (III В. н. э.) прошла в борьбе против варварских вторжений, от кото­рых не спасала построенная Цинь Шихуанди Великая стена, поскольку волны переселения племен начинались от границ Кореи. Положение стабилизировалось в правление династии Тан (618—907) и сменившей ее династии Сун (907—1279). Именно в этот историче­ский период Китай стал местом высокого уровня процветания, со­циальной стабильности. Однако эта стабильность и процветание бы­ли нарушены и приостановлены очередной волной вторжений вар­варских племен из внутренних частей Азии. Все это завершилось монгольским господством (1280—1368), приведшим к истреблению нескольких десятков миллионов населения и опустошению земле­дельческих районов. Восстановление хозяйственной стабильности и достижение нового процветания приходятся на правление династии Мин (1368-1644).

Для государственности периода Танской династии была харак­терна централизация управления с единообразием административ­ных структур, в которых старая земельная аристократия была заме­нена новым слоем просвещенных чиновников, подбираемых на должности с помощью конкурсных экзаменов. Подъем орошаемого земледелия в долине Янцзы и южных районах страны содействовал подъему торговли и развитию городов.

Империя Тан делилась на 10 провинций (дао), На области (чжоу) И уезды (сянь). Чиновники, вплоть до уездных, назначались из цен­тра. Существовал также Государственный совет, в котором были представлены управители шести ведомств. Структура ведомств Была характерна для традиционного Китая. Разделение центрального ап­парата на «шесть министерств» имело место еще в правление дина­стии Чжоу ( 1 1 1 2 - — 2 5 6 гг. до н. э.). И в танском Китае существовала эта практичная и удобная управленческая структура. Она включала управления (палаты) чинов (кадры), Церемоний И Налогов. Здесь же были представлены управление Военное, общественных работ И Ве­домство наказаний. При императорском дворе сущест

вовали также служба подготовки императорских указов и ряд департаментов по обслуживанию особы императора во время его работы и отдыха. Танскую систему управления из шести министерств можно встре­тить затем у многих соседних народов в так называемых кочевых го­сударствах — у киргизов, затем у киданей, чжурчженей, монголов, маньчжуров.

На должности отбирали с помощью закрытых экзаменационных испытаний для «обеспечения беспристрастности». Так была внедре­на система средневекового идеала Меритократии (власти достойных) и так древняя аристократия утратила привилегированные позиции в делах управления. Экзамены стали лифтом для любого жителя импе­рии, но не для всех, поскольку должностей было гораздо меньше, чем желающих их занимать. Со временем ученые звания (за исклю­чением высших) стали покупаться. Подготовка кадров велась в Ака­демии Ханьлинь, ставшей по поручению императора участницей кодификаторской работы, а также Государственной академией сынов отечества (с 1382 г.).

Карьерное значение экзаменов не умалялось вследствие того, что чиновник, у ж е имеющий пост и ранг, после успешного прохождения экзаменационных испытаний получал в качестве вознаграждения новую почетную должность. Последняя весьма похожа на европей­скую синекуру — должность, на которой человек только числится, при том что она сама существует только на бумаге, а все необходи­мые льготы и вознаграждения беспрерывно стекаются к обладателю должности. В минском государстве существовало 9 рангов и 18 сте­пеней чиновных должностей, а дополнительно к ним существовало 42 почетные должности, которые также подразделялись на ранги и степени (в каждом ранге было две степени — главная и неглавная, очень похожие на степени академика и члена-корреспондента в ка­кой-нибудь академии наук в странах Европы).

В соответствии с рангами назначались жалованье, предоставля­лись привилегии, регламентировалась одежда; жилище, способы пе­редвижения. Помимо Ротированных, Существовали Нерангированные Чиновники, которые по роду деятельности (делопроизводители, кон­тролеры и др.) довольствовались собственным практическим опытом и приобретенными навыками и не помышляли о высокой образо­ванности и о прохождении государственных экзаменов.

Дальнейшее развитие эта система управления получает в мин­ский период, после свержения монгольского господства династии Юаней. Императорская власть стала переходить по наследству стар­шему сыну, остальные сыновья получали княжества. Чиновная ие­рархия в этот период подразделилась на две крупные иерархии — дворцовую и ведомственную, причем в первой нередко верховодили приближенные к императору евнухи-чиновники. Их власть и влия­ние во многом напоминают статус временщиков при византийских императорах. Контроль над всей системой бюрократической иерар­хии осуществляли цензоры-прокуроры. Для этой системы было ха­рактерно совмещение административных полномочий с судейски­ми — суд на местах, начиная с уезда, вершил местный начальник.

В минском Китае возникло несколько инстанций централизован­ного контроля за судебными решениями низших инстанций. В их число входили Ведомство наказаний, Верховный ревизионный приказ. Существовала Палата всеобщего контроля, Которая следила за со­блюдением обязанностей всем управленческим персоналом и при­нимала необходимые меры, в том числе судебные. Вместе с Ведомст­вом наказаний и Верховным ревизионным приказом она составляла три высшие судебные инстанции страны, причем цензоры-ревизоры не только проверяли судебные протоколы и справедливость приго­вора, по и участвовали в допросах лиц, совершивших тяжкие престу­пления. Император обладал правом помилования и смягчения нака­заний.

Во время кризиса Минской династии возник союз с маньчжура­ми, которые установили свою династию — Цинскую, просущество­вавшую с 1 6 4 4 по 1911 Г. В Эпоху ее правления произошло перерас­пределение собственности. Император (богдыхан) Стал верховным собственником, который делился с родственниками и военачальни­ками, а также с солдатами и офицерами. На правах завоевателей маньчжуры присвоили себе привилегию на замещение всех должно­стей. Возникла девятиранговая система чиновничества. Чиновники стали носить особую одежду, вели особый образ жизни. Их стали на­зывать в европейской литературе «мандаринами» (от «мандар» — управлять).

< Попередня   Наступна >