Каноническое право

История государства и права зарубежных стран - Всеобщая История Права и Государства

Каноническое, или церковное, право возникает вместе с христи­анской церковью, но оформление получает не сразу, а по прошест­вии некоторого времени. В течение VI—X вв. оформляется общая богословская доктрина христианской церкви, а также общая служба, общий набор норм относительно различения серьезных грехов (убийство, нарушение клятвы, воровство) и общей церковной дис­циплины. В этот период каноны (нормы, правила, образцы) отожде­ствляются с постановлениями соборов и синодов (собраний еписко­пов), с декретами и решениями отдельных епископов, а также с по­ложениями о наказаниях в Библии. В 1075—1122 гг. происходит важная внутрицерковная реформа, связанная с деятельностью папы Григория VII, В результате которой появляется особая церковная система права, названная Новым правом (ius novum), а также Новым католическим правом.

В этом новом римско-католическом праве ощутимо влияние римского права (понятия, нормы, особенно в вопросах собственности, наследования и договоров) и права народного и обычного (в центре его стояли вопросы защиты чести, соблюдения клятвы, возмездия, примирения и коллективной ответственности). В нею вошли также многие библейские примеры и метафоры, ставшие со­ставной частью отдельных канонов.

Первыми кодификациями канонического права были частные собрания канонов. К ним относится сборник канонов и текстов под названием Собрание 74 титулов (1050 г.) и произведение Ивона Шартрского, впервые изложившего все каноническое право, под на­званием Собрание всех н о р м (Pannormia). В это же время Григорий VII Объявляет о полномочиях папы «создавать новые законы в соот­ветствии с нуждами времени». Эти законы получили название Декре­талий, Которые воспринимались уже не как дополняющие и уточ­няющие постановления, а как совершенно новые.

В 1 1 4 0 г. появляется трактат Грациана, Монаха монастыря св. Фе­ликса в Болонье, под названием «Согласование разрозненного» — виртуозная обработка канонического права с включением библей­ских текст

ов и папских декреталий. После этой работы стали разли­чать «старое право» и «новое право», т. е. старые соборные законы и новые папские декреталии. Право, по Грациану, есть не мертвое те­ло, а живой организм, который имеет корни в прошлом, но в то же время растет в будущее.

Каноническое право в отличие от Свода Юстиниана и более ран­него римского правоведения рассматривало в качестве коллегии (или корпорации) не только признаваемые властью коллегии (госу­дарственное казначейство, города, церковь), но и любую группу лиц, имеющих организацию (богадельня, госпиталь, епархия, сама все­ленская церковь). При этом любая корпорация могла иметь законо­дательную и судебную юрисдикцию, а члены ее могли в ряде случаев действовать от имени всей корпорации. У римлян в древности дей­ствовало другое правило: то, что относится к корпорации, не отно­сится к ее членам. Должностные лица корпорации сами несли ответ­ственность за противоправные действия.

Таким образом, церковь различала три сферы прав корпорации: права корпорации как таковой, права отдельных ее членов или должностных лиц, права корпорации и отдельного лица (должности) в совокупности.

Церковная юрисдикция и область правового регулирования тесно соприкасалась и сочеталась с нравственными предписаниями, с тео­логическими доктринами и литургическими формулами. Ее отдель­ные сферы оформлялись в процессе административной, хозяйствен­ной и дисциплинарной деятельности церковных учреждений и под­разделялись на следующие области: церковные финансы и собственность, благотворительные завещания и отказы имущества, право владения, пользования и распоряжения церковными землями и зданиями. Другой сводной областью регулирования была сама церковная власть (власть назначать на церковные должности, процеду­ры улаживания споров между священниками, дисциплинарные санкции и др.). Особый разряд регулирований распространялся на взаимоотношения между церковной и светской властью. Преступле­ния также входили в область церковной юрисдикции (в качестве на­казаний применялся фиксированный перечень покаяний, налагае­мых за разные преступления, включая убийство и лжесвидетельство).

Специфическую и важную область канонического права состав­ляло регулирование брачно-семейных отношений: определение пре­пятствий к заключению брака, определение законнорожденности де­тей, расторжение брачных уз.

На протяжении XII—XIII Вв. из юрисдикции церкви над таинст­вами вырастает регулирование брачно-семейных отношений, из юрисдикции над завещаниями — наследственное право, из юрис­дикции над церковными бенефициями — имущественное право, из юрисдикции над клятвами — договорное право, из юрисдикции над грехами — карательное каноническое право.

Систематизация канонического права. Со временем источниками канонического права стали, помимо Библии, произведений отцов церкви, постановлений соборов и синодов, декреталий пап и епи­скопов, также решения церковных судов, основывающиеся на док­трине канонического права. С конца X до начала XII В. постепенно происходило уточнение профиля отдельных отраслей канонического права с разбивкой на корпоративное, брачно-семейное, наследствен­ное, право собственности, договорное и процессуальное. Канониче­ское право Как система представляло нечто большее, чем те или иные нормы и требования, — это собрание норм и принципов, при­способленных к новым ситуациям жизни, которые обусловливались экономическим строем общества, его социальной структурой, поли­тическими отношениями и ролью самой церкви, меняющейся соот­ветственно переменам в социальной и политической обстановке. За­мысел кодификации Грациана Сводился к гармонизации содержания старых канонов с интересами папского самодержавия, и в этом ему помогло мастерство виртуоза схоластической диалектики, увекове­ченное в самом названии его трактата-кодекса — «Согласование не­согласных канонов» (Concor-dantia discordantum canonum).

Следующей после Грациана кодификацией канонического права стал официальный сборник постановлений (декреталий) папы Гри­гория IX (1234). Он состоял из пяти частей: церковные суды и их юрисдикция; судопроизводство; привилегии клира; семейное право; преступления. Составителем сборника был папский советник Рай-мундус из Пенафорте.

Политическое верховенство авторитета папской власти над свет­ской властью европейских монархов приходится на XII—XIV вв. Ин­нокентий III, Победитель в конфликте с английским королем Иоан­ном Безземельным, утверждал: «Мы (папы) призваны господствоВать Над всеми народами и царствами». Григорий VII, Заставивший короля Генриха IV простоять перед своим замком в Каноссе (Север­ная Италия) Три дня босым в одежде кающегося грешника, делал не менее претенциозные заявления о том, что папы могут низлагать императоров, никто им не судья, что не считается католиком тот, кто не согласен с римским папой и что папа римский может освобо­ждать от присяги неугодным владыкам.

Упадок власти пап над светскими правителями начинается с XIV В., и происходит это вследствие роста национализма и возвыше­ния власти королей.

В 1582 г. был составлен Свод канонического нрава (Corpus iuris canonici). В него, помимо традиционных источников права — кано­нов вселенских соборов и постановлений пап, вошли нормы о строе и организации церкви. Церковное право — более точное название для этого собрания, нежели каноническое право. Последующие кодифи­кации целиком относятся только к XX столетию. В 1917 г. произво­дится еще одна кодификация Свода канонического права, а в 1983-М — еще одна. В 1990 г. создается Канонический кодекс восточного права церковных общин католической ориентации.

< Попередня   Наступна >