Периодизация истории римского государства

История государства и права зарубежных стран - Всеобщая История Права и Государства

Древние римляне принадлежали к народности, обитавшей на за­паде и в средней части Италии (Апеннинский полуостров). Здесь же располагалась область, именующаяся Лациумом, к северу от которой проживали этруски (неарийские племена), а к югу — греческие ко­лонисты, представители наиболее развитой в культурном и экономи­ческом отношении народности. Римское государство сложилось по­началу из городской общины (civitas) и первоначально очень похо­дило на типичный древнегреческий полис — с народным собранием, царем и знатью. Римское государство, представшее последовательно царством, республикой и империей, просуществовало 12 веков.

Хронологические рамки истории римского права весьма внуши­тельны. Они значительно шире хронологических рамок государства и охватывают, во-первых, период в 12 веков — от царского правле­ния, датируемого годом основания Рима (753 г. до н. э.), до его паде­ния после разгрома варварами в 476 г. до н. э. и, во-вторых, период в одно тысячелетие, связанный с возвышением, расцветом и упадком Восточной Римской империи (столица — Константинополь) и с эво­люцией права в рамках истории этой (позднее названной Византий­ской) империи.

В истории римского государства различают три основных перио­да. Первый — Древнейший царский — от основания Рима его первым царем Ромулом до изгнания последнего царя Тарквиния по прозви­щу Гордый в 509 г. до н. э.; второй период — республиканский — ох­ватывает примерно пятивековую историю (509—27 гг. до н. э.). И третий — Имперский — распадается на два подпериода: Период принципата, Когда Принцепс (первый в списке сенаторов) становится самой первой величиной в государстве и совмещает властные функ­ции многих высших должностей республики — главного жреца (понТифика), Главнокомандующего армией, трибуна и др., и Период до-мината (от dominus — господин), который знаменует дальнейшую эволюцию властной и территориальной структуры империи. Прин­ципат датируется 27 г. до н. э. и 284 г. н, э., доминат охватывает пе­риод

с 284 по 476 г.

В момент основания Рима и до правления последних царей у римлян существовал родо-общинный строй, постепенно изменяв­шийся в сторону ремесленных и профессиональных делений (жре­цы, земледельцы, воины, скотоводы, кожевенники, оружейники, торговцы и др.).

Еще Ромул разделил всю землю между членами общины-города и предоставил каждому по 2 югера (50 соток), которые закреплялись за семьей в виде приусадебной семейной собственности. Пахотная зем­ля, луга, пастбища предоставлялись всем членам римской общины для пользования и владения, но не в собственность. Приусадебные участки были собственностью семьи, однако глава семьи не мог рас­поряжаться ею неограниченно. Члены рода, в предках которого зна­чился родоначальник по отцовской линии, кроме общего владения землей имели еще взаимные права и обязанности следующих разно­видностей: наследственные, в том числе поддержание общего культа рода, его предков и домашних богов. Они имели также общее место захоронения родственников, право носить родовое имя. Последнее дожило до времен империи. Гай Юлий Цезарь происходил из рода Юлиев.

Родовые общины делились на семейные, и со временем они ста­ли основными ячейками (институтами) общества с неограниченной властью отца-домовладыки. Среди племен, входивших постепенно в Римское государство-общину, возникали конфликты и соперничест­во за представительство и участие в учреждениях власти.

Народ римской городской общины состоял из трех Племен (лати-ны, сабины и этруски), которые первоначально состояли из 1 0 0 ро­дов, а затем долгое время из 300 родов, причем каждое племя вклю­чало 10 Курий (родовых объединений), удобных прежде всего из во­енных, административных и финансовых соображений. Во главе курии стоял Курыон. Полноправными в римской общине были толь­ко лица, принадлежавшие к одному из родов и зачисленные в ку­рию. Их называли Патрициями — Потомками знатных родоначальни­ков.

Зависимых от патрициев лиц называли Клиентами, А самих по­кровителей (патрициев) именовали Патронами. Клиентами обычно становились отпущенные на волю рабы, остававшиеся жить в семье бывшего хозяина (и затем патрона), которого вольноотпущенник продолжал почитать, следуя за ним на войну и помогая в мирное время. Патрон защищал клиента вне этого семейного общежития, прежде всего в суде. Такие зависимые отношения поддерживались обычаями и религией.

Существовали разные способы отпущения на волю и некоторое число ограничительных условий. Устанавливалась квота Рабов, От­пускаемых по завещанию, не допускалось отпущение рабов во вред кредиторам, особые условия предъявлялись для отпущения рабов моложе 20 лет. В последнем случае законным основанием было при­знано кровное родство либо случай, когда раб исполнял роль педаго­га. Другими основаниями были желание сделать своего раба управ­ляющим либо свою рабыню законной супругой. Отсутствие закон­ного основания делало вольноотпущенника не римским гражданином, а только латином. Если раба отпускали на волю «пра­ведным и законным способом, т. е. посредством жезла, или через внесение в списки ценза, или по завещанию», то он становился рим­ским гражданином. Если же какое-то из условий и оснований не было соблюдено, он становился латином {Гай. 1, 17).

Отпущение на волю рабов-преступников, отмеченных клеймом, давало им статус не латинов, а чужеземцев, покоренных оружием. Гай называл этот статус «наихудшей свободой» (Гай. 1, 26—27). Та­кой вольноотпущенник не мог перейти в римское гражданство, а пребывал в статусе раба римского народа. Обращался в такое рабст­во также гражданин, не прошедший имущественного ценза или ук­лонившийся от военной службы {Гай. 1, 160).

Другим сословием неравноправных, более массовым и более влиятельным, стали Плебеи. Это были лично свободные жители рим­ской общины, владевшие землей, платившие налоги и обременен­ные воинской повинностью. Однако плебеи были лишены права по­лучать наделы земли при дележе завоеванных римлянами земель иностранных государств. Они же испытывали большие стеснения от монополии патрициев в делах судебных, административных и зако­нодательных. Им запрещались браки с членами патрицианских се­мей и т. д.

Наибольшей близостью к статусу римских граждан обладали древние латины — обитатели области Лациум (к югу от Рима) и гра­ждане городов так называемой Латинской лиги (до 338 г. до н. э.). Они обладали правом селиться в Риме, вступать в законный брак с римлянами (все эти правовые возможности определялись фактиче­ским местом обитания и принадлежностью к определенной граждан­ской общине). Однако латины не могли приобретать наследство, ос­тавленное в их пользу, их нельзя было назначать опекунами по заве­щанию, они были лишены права на завещание, и все их наследство отходило к патрону. Латинами по статусу являлись также Перегрины, Жители римских колоний. Располагая правом законных сделок (пра­вом коммерции) и правом селиться в Риме, они обычно лишались возможности вступать в законный брак с римскими гражданами, правда, некоторые общины перегринов обладали этим правом по до­говору с римлянами. Ребенок от брака латина и римской гражданки, по постановлению сената, считался со времен Адриана римским гражданином. Латины, достигшие высших должностей по месту обита­ния, получали римское гражданство и могли продолжать политиче­скую карьеру уже в Риме.

При всем сходстве греческого полиса и римской цивитас усилия правителей города-государства римлян были направлены в основном на решение не культурных и социальных, а скорее агрессивно-экс­пансионистских задач, что определенным образом сказалось и на понимании римлянином своих прав и обязанностей. Прежде всего в римском полисе выработалось осознание противоположности между интересами и заботами государства (в данном случае всей римской общины) и интересами подданных (область частной пользы). Это различение интересов и забот впоследствии было зафиксировано в виде различения двух основных отраслей правового общения и регу­лирования — области публичного и частного права.

< Попередня   Наступна >