Древнейшие города-государства Месопотамии

История государства и права зарубежных стран - Всеобщая История Права и Государства

История Древнего Двуречья, точнее Междуречья (Месопотамии) Тигра и Евфрата, отмечена наиболее ранним и высоким уровнем раз­витости земледельческой и управленческой культуры. В конце 4-го тысячелетия сюда пришли шумеры. До сих пор неясно, откуда они появились — из Египта, Малой Азии или Индии, вытеснив местных жителей (протошумеров). Пришельцы освоили болотистую, но весь­ма плодородную почву долины двух рек, научились усмирять нерегу­лярные и временами катастрофические разливы Евфрата с помощью разветвленных ирригационных сооружений. Они создали — задолго до греков и римлян — города-государства, такие, как Киш (на севе­ре), Ур и Урук (на юге) во главе с военным вождем. Вождь именовал­ся Энси («господин сооружений»), поскольку имел наряду с военны­ми также строительные и иные полномочия и обязанности. Кроме того, в городах имелись народные собрания (в Лагаше в период прав­ления Уруинимгина в XXIV В. было 1600 граждан).

Шумерский период охватывает около полутора тысяч лет. В XXI в. до н. э. здесь уже появляются (за 300 лет до Законов Хамму-рапи) обстоятельные законодательные установления правителя Ура по имени Шульга, древнейшие из сохранившихся. По данным исто­риков, здесь уже в XXIV в. до н. э. обычное право действовало только в земледельческих селениях-общинах, а в государственном секторе хозяйства преобладали законы. Это было вызвано отчасти значитель­ным возвышением сектора царского и храмового хозяйствования, введением обязательной военной службы, сильной централизацией управления. Обычное право частично фиксировалось в нравственных поучениях, в которых наряду с пониманием и освоением смысла жизни, наиболее типичными переживаниями и устремлениями со­держались призывы Поступать надлежащим образом. Так, в поучени­ях мудреца Шуруппака, датируемых XXV В. до н. э., можно встретить такие слова: «Не кради — себя не губи / В дом не врывайся, на сито чужое не зарься / Вор-то — лев, а схватили — раб» (пер. В. К. Афа­насьевой).

Во 2-м тысячелетии до н.

э. происходит возвышение Вавилон­ской империи и ее политической и духовной культуры. Вавилоня­не — народ, говоривший по-аккадски и образовавшийся из слияния шумеров и аккадцев, — стали, таким образом, народом двуязычным. Наивысший расцвет империи приходится на шестого царя вавилон­ской династии по имени Хаммурапи (1792—1750). Вавилонская материальная (техническая, измерительная, астрономическая, языковая и др.) и духовная культура имела непосредственное влияние на реги­он Передней Азии (хетты, греки, впоследствии турки), Кавказа и, возможно, влияние или взаимовлияние с народами хараппской культуры Индии, народами бассейна Каспийского моря, рек Урала и Средней Волги (древнее название последней — Ра, затем Атал) («мо­гущественная родина отцов» — Чуваш, яз.).

Шумеры, вавилоняне, как и египтяне, делили год на 12 месяцев. Вавилоняне ввели еще 7-дневную неделю, которая была затем заим­ствована всеми европейскими народами. Отсюда же до нас дошло деление часа на 60 минут, а минуты на 60 секунд.

Исследователи культуры рассматривают шумеро-вавилонское и египетское наследие в качестве источника множества мифов и поли­тических идей, которые впоследствии проникли в другие древние культуры и оказали влияние на иные цивилизации. Например, рас­сказ Библии об исходе евреев из Египта под началом Моисея, кото­рый при содействии божества «разделил» воды Красного моря и по суше, т. е. по дну моря, провел свой народ к другому берегу, напо­минает сюжет одного папируса, в котором египетский жрец подоб­ным же образом «разделяет» воды пруда. Сюжет сражения вавилон­ского верховного божества Мардука со злой богиней Маат, по оцен­кам некоторых историков, впоследствии был преобразован и перекочевал в древнерусскую былину, повествующую о сражении Ильи Муромца с Соловьем-Разбойником.

Имеются разительные совпадения структуры, стиля и содержания некоторых притч царя Соломона с египетскими поучениями. «Книга Екклесиаста», вобравшая значительный объем характерной для древ­невосточного общества житейской мудрости, имеет ряд почти до­словных совпадений с месопотамским «Эпосом о Гильгамеше» и не­которыми египетскими поучениями. Например, в поучении «Не то­ропись языком твоим, и сердце твое не спешит произнести слово пред Богом» (Екк. 5:1) легко узнается мотив одной из заповедей «Книги мертвых» (Поэзия и проза Древнего Востока. М., 1973. С. 643. Пер. И. М. Дьяконова).

Письменность, зародившаяся, по некоторым данным, впервые в Шумере около 3300 г. до н. э. (в 3000 г. — в Египте, в 2000 г. — в Китае), является прежде всего могущественным средством в деле организации эффективного государственного сплочения и контроля, но также важным средством торгового, дипломатического и иного общения. Среди документов Ближнего Востока наибольшее хожде­ние имеют ритуальные и хвалебные надписи, научные сборники (описание примет, рецепты лечения, астрологические предсказания, двуязычные шумеро-аккадские словари) и литературные тексты (сказания, поучительные истории, басни, сказки). Особый жанр со­ставили юридические записи и сборники законов (надписи на камне — самые долговечные, на глиняных табличках в глиняных же конвертах, иногда в двух последовательных упакованиях с последую­щим обжигом в печах).

Рубежную эпоху составило включение в законы и обычаи прин­ципа древней справедливости, который в законах одного из правите­лей, по имени Урунимгина (2318—2312), был выражен следующим образом: «Пусть сильный не обижает вдов и сирот» (ср. соответст­вующие положения в древнеегипетской «Книге мертвых» и в Зако­нах Хаммурапи).

Периодизации истории. История месопотамской цивилизации ук­ладывается в следующие хронологические рамки: 6000—300 гг. до н. э. (последняя империя в этом районе — Персидская, а разру­шителями ее стали войска Александра Македонского). Месопотам-ская цивилизация относится английским историком А. Тойнби и его последователями к разряду самостоятельных (самобытных). В этом же районе получила развитие зависимая цивилизация, названная ас­сиро-вавилонской (2100—300 гг. до н. э.), вобравшая вавилонскую и ассирийскую культуры и частично древнешумерское культурное на­следие.

Первые города-государства возникают в этом регионе на рубеже 3—2-го тысячелетия до н. э. Они управлялись верховными правите­лями двух видов — военными вождями (энси) И жрецами (лугалями), Которые вначале избирались собранием горожан или советом ста­рейшин. Подобным же образом — путем собраний и выборов — ре­шали свои дела и боги, которые исчислялись десятками, но группи­ровались при одном верховном. Непрерывный характер войн сделал должность энси постоянной, в его компетенцию стали входить дела судебного разбирательства, забота о культовых сооружениях и город­ском хозяйстве. В его распоряжении находилось также дворцовое имущество и казна.

Чиновники в городах-государствах древнего Шумера и затем древнего Аккада (на севере Двуречья) создали надежную систему учета и контроля за налоговыми и иными Поступлениями. Все дело­вые документы сохранялись в архивах, и часть из них дошла до нас. Как и в древнеегипетском государстве, в Шумере был очень высок престиж профессии писцов. Они были озабочены не только ведени­ем деловой переписки и составлением документов. В силу особой сложности чтения и толкования клинописного письма — один знак имел по 8—10 смыслов и значений — на писцов нередко возлагалась роль чтецов и истолкователей текстов, переводчиков на дипломати­ческих переговорах и т. д.

О чиновниках Вавилонского царства дошли весьма скудные све­дения. Правитель дворца (нубада) Выполнял многочисленные и очень важные общегосударственные функции (роды деятельности) и управленческие задачи: контролировал публичные службы, содействовал организации земледельческих и ирригационных (осушитель­ных и обводнительных) работ, управлял дворцовым хозяйством ца­ря, считался «всеобщим нотариусом», ведал сбором налогов и надзи­рал за выполнением всех повинностей. Под его началом велось строительство каналов, храмов и дворцов, он же участвовал в орга­низации и проведении военных походов.

Управление на местах осуществляли наместники (исакку), Обла­стные правители (Шакканаку) И вожди родоплеменных общин. Судьи нередко совмещали свои специальные миротворческие функции с административными. Царь считался в этой иерархии верховным правителем и верховным судьей с правом помилования. В случае не­разыскания виновного в преступлении в обязанности общины вхо­дило возмещение ущерба от грабежа. Земля была объектом купли-продажи, но с рядом ограничений. В виде исключения она продава­лась купцами только тем, кто уже имел служебный надел (илку) От царя. Возможна была и покупка земли, находящейся в собственно­сти общины. Имеются также свидетельства, что в Месопотамии за­долго до римского императора Диоклетиана были попытки регули­ровать рыночные цены. Первые царские указы относятся к XXIV в. до н. э. Законы Хаммурапи появились за 13 веков до первой рим­ской кодификации права.

Социальная структура общества была типично древневосточ­ной — жрецы, воины, земледельцы — с небольшими вариациями. Самым привилегированным был класс Авилумов (авилум — сын сво­бодного человека), которые во многом сходны по статусу с эвпатри-дами греков (эвпатрид — сын благородных родителей) и патрициями в Риме (потомки знатных родов). Следующий класс, сильно прини­женный по статусу, именовался Мушкенумы (мушкенумов прозвали также «падающие ниц») — в основном это царские слуги, возможно, из числа покоренных племен и народов. Рабы (вардумы) Находились преимущественно в домашнем хозяйстве авилумов или на царских работах и в храмовых хозяйствах. В последних имелись разветвлен­ные иерархии жрецов, жриц и иных храмовых служителей.

< Попередня   Наступна >