Политические перемены в ходе первых европейских революций

История государства и права зарубежных стран - Всеобщая История Права и Государства

Важное направление перемен связано с последствиями радикаль­ных политических потрясений, которые пережили в начале новой истории европейские народы и государства. Они вызвали крушение ряда древних монархических режимов с их сословной иерархией и привилегиями и появление впервые в истории этих стран республи­канских режимов власти и управления. Эти новые режимы провоз­гласили и реализовали на практике идеи верховного правления на­рода, необходимости гарантий неотчуждаемых прав человека на жизнь и свободу, на равенство всех граждан перед требованиями за­кона, нацеленность на определенным образом понимаемую справед­ливость и общее благо (нормы справедливости и общее благо как конечная цель законов. — Дж. Локк), На свободу выбора рода заня­тий, распоряжения собственностью и др.

Возникающие на этой основе новые идейно-доктринальные и политические структуры создают предпосылки для формирования общества свободных и равных граждан, в котором обеспечивается конституционное признание (в виде особого общеустроительного за­кона) некоего минимума неотъемлемых прав и свобод сограждан, а также незыблемость народного правления (в противоположность са­модержавному, монархическому правлению), высокая авторитет­ность и принуждающая сила конституционных законов страны для сограждан и служителей государства и др.

Определенную роль сыграл интерес к античному опыту, пробуж­денный деятелями итальянского Возрождения. Помимо определен­ного возвеличивания человеческого достоинства, отчасти с антицер­ковными и антифеодальными выпадами, важный аспект этого заин­тересованного восприятия опыта греков и римлян составил древний опыт управления делами общества и государства. По оценке италь­янского мыслителя и политика Никколо Макиавелли (1469—1527), в истории нет ни эволюции, ни прогресса, а есть простое повторение (по кругу). История — это склад примеров, которые надо изучать, чтобы понять причины и особенности современных событий. Луч­шие времена — в римской античности, поэто

му именно ей и следует подражать. Эта почти конфуцианская историческая и этическая по­зиция была впоследствии ярко представлена в творчестве и полити­ческой деятельности радикального крыла английской революции, американских «отцов конституции», во Французской революции пе­риода якобинской диктатуры, консулата и империи.

Таким образом, в Новое время возникает новый образец пра­вильно устроенного государства, отличный от образцов античной цивилизации и от просвещенного абсолютизма. Наряду с началами свободы, законности и общего блага, которые ценились еще с греко-римских времен, здесь особое значение приобретает способ распре­деления властных полномочий верховной власти государства, в част­ности обособления и равновесия властей (Монтескье), таких как за­конодательная, исполнительная и судебная. Нормально устроенное государство получает в Новое время наименование Правового госу­дарства (в немецкой литературе), Государства «господства права» (в англо-американской литературе), Конституционного государства (в трудах А. С. Алексеева, В. М. Гессена В России начала XX в.).

Главным заинтересованным слоем движения к уравниванию в свободе, к личной и имущественной неприкосновенности в этот пе­риод стало так называемое Третье сословие (третье после духовенства и дворянства), которое и возглавило в ряде случаев это движение к бессословному (гражданскому) обществу. Это новое общественное состояние получило название «буржуазное общество», по имени бур­жуа (житель городов), из которых в основном и пополнялось третье сословие. Отныне все перемены в направлении к этому обществен­ному состоянию стали именоваться буржуазными или пробуржуаз-ными, например английская буржуазная революция, буржуазные ре­формы в России и Японии 60-х гг. XIX в. и др.

< Попередня   Наступна >