Салическая правда

История государства и права зарубежных стран - Всеобщая История Права и Государства

Салическая правда (ок. 510 г.) представляет собой запись древних обычаев приморских франков, и потому ее можно назвать Судебни­ком франков. Составлен он из конкретных судебных случаев (казу­сов), превратившихся в результате многократных повторений в тече­ние длительного времени в судебные обычаи. Судебник, именуемый по-латыни Салическим законом (Lex Salica) и Салическим законным пактом (Pactus Legibus Salicae), состоит из Пролога, 65 титулов и Эпилога. Впоследствии преемники Хлодвига увеличили его объем за счет прибавления нескольких глав в течение VI—IX вв.

Основными областями судебного контроля стали преступления на личной или имущественной основе и соответствующие наказания за них, имущественные обязательства и наследование аллода (позе­мельного владения семьи), обязанности родственников по оказанию помощи при возмещении имущественного ущерба или лично-телес­ного вреда, порядок осуществления правосудия, оценка свидетель­ских показаний и ответственность территориальных общин за возме­щение ущерба, причиненного на их территории скрывшимся пре­ступником.

Салический закон — это не сборник политических законов, по­скольку в нем нет законоположений о наследовании трона, о пере­житках язычества или о защите христианской веры. Согласно легенде, Салическая правда составлена четырьмя выборными мужами от разных частей королевства, которые составили его полностью за три заседания.

Сборник написан на латыни, и это давало возможность заимст­вований из римских правовых конструкций при общей неприкосно­венности и сохранности старого доброго права (т. е. народных пра­вовых обычаев). Непосредственной областью распространения дей­ствия судебника стала северная часть королевства, занятая салами-пришельцами, тогда как на юге действовал кодекс Алариха, Который Хлодвиг приказал применять по делам галло-римлян.

Во Франкском королевстве в этот период проживало восемь групп населения. Об этом можно судить с наибольшей степенью вероятно­сти на основан

ии тарифа поранений и наказаний. В северной части выделялись группы свободных франков, полусвободных (литы), ра­бов, три группы королевских служащих (чиновники-военачальники, дворцовые служащие, дружинники). Лишение жизни свободного франка оценивалось штрафом в 200 солидов, убийство скопищем — в 600 солидов и убийство в военном походе — в 1800 солидов. Откуп­ная цена за совершенное убийство именовалась Вергельдом (цена че­ловека по рождению). Жизнь раба приравнивалась к стоимости быка или коня и составляла 30 солидов.

Своеобразной социальной группой были полусвободные литы. Зависимые от своего господина, они находились с ним в договорных отношениях, участвовали в суде, военных предприятиях. Однако су­дили лита по тем же правилам, что и раба.

В южной части королевства, где проживали галло-римляне, име­лись группы римлян — королевских сотрапезников, римлян-земле­владельцев, римлян-трибутариев (налогоплательщики). Особую группу составляли лица духовного звания. Убийство епископа оце­нивалось штрафом в 900 солидов, священника — в 600.

Весь сборник заполнен в основном перечнем наказаний и штра­фов за причиненный вред личности или имуществу. Гражданско-правовым отношениям посвящены только две статьи из 65 первой редакции, они регулируют порядок перехода собственности и поря­док наследования (соответственно ст. 46 и 49). Судебник предназна­чался в качестве руководства в судебном разбирательстве, более на­дежного, чем правовой обычай, поскольку обычаи могли варьиро­вать от местности к местности (ср. древнерусское «что ни город, то норов»). Достоинством письменного закона было то, что он в со­стоянии вобрать наиболее распространенные и наиболее приемле­мые из существующих правовых обычаев. У него всегда одна и та же форма, не поддающаяся грубым искажениям с той или другой сто­роны.

Салический закон, таким образом, предстает прежде всего судеб­ником, а не полным сводом законов. Это записи судебных обычаев, либо сделанные впервые, либо со следами обработки под пером юристов, а также служителей римской церкви. Неполнота и недоста­точная упорядоченность отдельных положений (об одном и том же говорится в 3 — 6 местах) сочетаются в некоторых редакциях (всего дошло около 350 списков) с искажениями и вставками переписчи­ков. Впоследствии судебник уточнялся и дополнялся специальными королевскими установлениями — Капитуляриями, эдиктами, экстра-ваганциями (переходными положениями). Преобладающая форма из­ложения — казуистическая, при такой форме отсутствуют обобщаю­щие отвлеченные понятия, например понятия вины, преступления и наказания, умысла или неосторожности и др.

Салическая правда — более поздний свод законов среди кодексов трех союзных народов — бургундов, франков и вестготов, разместив­шихся в южной части Галлии. Первыми составили собственный свод законов бургундцы (443). Они проделали это с помощью галло-рим-ского аристократа Сиагрия. Они же несколько раньше франков при­няли христианство. Вестготы к этому времени уже имели Кодекс Эрика (475) и Бревиарий Алариха (506). Последний стал по указа­нию Хлодвига действующим руководством для галло-римлян Франк­ского королевства.

Судебное устройство'. Отправление правосудия отмечено во вре­мена составления судебника значительной простотой. В каждом кантоне и сотне суд состоял из всех свободных людей, франков. Галло-римляне подразделялись в это время на римлян — королев­ских сотрапезников, посессоров-землевладельцев и трибутариев-на-логоплательщиков, причем последние составляли основную массу. Сотенное собрание (маль) Заседало в отведенном месте с каменны­ми скамьями (мальберг). В собрании председательствовал Тунгин (начальник, выбранный сотней), однако высшая власть принадле­жала Графу — сановнику, назначенному королем для управления Па-гусом (департаментом), в котором объединялись несколько сотен.

Те свободные люди, которые находились в собрании для разре­шения дел, именовались Рахинбургами. Они восседали на каменных скамьях, поставленных квадратом. Решение выносилось большинст­вом голосов. В каждом суде франков заседали еще особо уполномо­ченные королевские чиновники, именовавшиеся Сацебаронами. В их обязанность входил сбор доли из каждого вознаграждения, которое присуждалось судом. Эта доля причиталась королевской налоговой службе и носила название Фредум. Последнее наименование близко по значению словам Фритус И Фретус, Что означало нарушение ко­ролевского мира (см. гл. XIII, 6 и гл. L, 3).

Исполнителями судебных решений были низшие служители су­да, а также воины и местная полиция (милитэс). Впоследствии, и довольно скоро, эта организация сменилась более централизован­ной и бюрократизированной. Председательство в суде от тунгина перешло к графу, который отныне обязывался бывать поочередно в разных сотнях своего пагуса. Король сделался высшим судьей, а его двор — судилищем для особо важных персон королевства. Это пре­образование шло параллельно преобразованию роли писаного зако­на, в частности, его дальнейшим уточнениям, изменениям и ис­правлениям.

Наказания как возмещение вреда (композиция). На самых ранних этапах общественного быта вознаграждение за вред воспринималось итогом мирового соглашения, мировой сделки или, как считает французский историк права Р. Дарест, результатом «мирного тракта­та между воюющими сторонами» — семьей пострадавшего и семьей обидчика. Размер возмещения устанавливался в зависимости от об­стоятельств и по договоренности сопричастных лиц либо через по­средников. Такой характер композиции (компенсации) представлен в поэмах Гомера и в северных сагах. Но уже ко времени Тацита у германских племен наблюдалось стремление положить спорам о раз­мерах суммы возмещений некий фиксированный предел и назначить их твердый перечень, среди которого предусмотрены были также от­числения в пользу государства. В Салическом законе возмещение делится на две части — на Файд, Выдаваемый потерпевшему или его представителям в виде выкупа за частную (в том числе кровную) месть, и Фредум, Поступающий государству за его вмешательство. Фредум составлял третью часть всей суммы. Помимо выкупа суще­ствовала еще реституция (возврат или восстановление нарушенного) и возмещение издержек.

У кельтов, живших в Галлии еще до римского вторжения, и у германцев возмещение первоначально исчислялось головами скота. Салический закон дополняет это исчисление уже золотой И Серебря­ной монетой. Он употребляет в этих целях римскую золотую монету Солидус, Равнявшийся 40 динарам серебром. Типичное возмещение составляло 15 солидов золотом. Почти все другие виды возмещений составлялись путем кратного увеличения или уменьшения этой сум­мы. Она могла быть 3 солида или 600 солидов, а иногда даже 1800 солидов.

В период действия Салического закона 3 солида приравнивались к стоимости коровы, зрячей и здоровой, либо кобылицы зрячей и здоровой, либо меча без ножен или ястреба неприрученного. Конь зрячий и здоровый оценивался в 12 солидов, и столько же стоила броня исправная.

Тариф возмещений может служить косвенной характеристикой престижа и защищенности различных социальных слоев или ступе­ней общественной иерархии. Так, если речь шла о преступлении, посягающем на лицо, состоящее на королевской службе, то возме­щение увеличивалось в 3 раза. Возмещение родственникам убитого воспринималось не как государственное наказание, а как частное возмещение потерпевшей стороне (семье потерпевшего). Обыкно­венный Вергельд (от слов «вера» и «гельд» — цена человека по рожде­нии) у франков составлял 200 солидов, а вергельд римлянина уменьшалея вдвое. У рипуарцев (другого германского племени, тоже имев­шего свой сводный писаный закон) существовала в это же время разница в вергельде за франка и бургундца, а также за алемана, ба­варца или саксонца. Таким образом проводилась грань между свои­ми и чужими, между франком (соплеменником) и иноплеменниками (римлянами, баварцами и др.).

Помимо обязательного денежного возмещения за причиненный ущерб, существовали и другие наказания, например связанные с ук­лонением от явки в суд или от исполнения судебного решения. В этом случае санкция была одна — поставление ослушника вне за­кона. У афинян эта ситуация приравнивалась к бегству, римляне свели наказание к «лишению огня и воды». Ослушник, оказавшийся вне закона, подлежал истреблению как опасный дикий зверь. Из по­добной практики возникла санкция в виде смертной казни, причем необходимым следствием поставления вне закона или осуждения на смерть стала конфискация имущества.

Телесные наказания вначале применялись для репрессий против непослушных рабов. Затем область их применения расширилась. На­пример, тот, кто освободит от виселицы еще живого осужденного человека, сам должен быть повешен вместо него. За убийство, совер­шенное вооруженной шайкой, положен вергельд в 600 солидов. Ха­рактерно при этом распределение ответственности между соучастни­ками преступления.

Если жертва получила три раны или больше, то считалось, что в действительности произошло три убийства. Вследствие этого счета из напавшей на человека шайки брали трех человек, каждый из ко­торых должен был уплатить стандартный вергельд, затем еще трех, которые платят по 90 солидов, и еще трех, платящих по 45 соли-дов.

Существует множество толкований этой системы подсчета. Со­гласно шведским законам средневекового периода, в подобных слу­чаях в качестве убийцы преследовался только один человек. Именно ему и присуждался основной стандартный штраф в 40 марок. Одна­ко суд одновременно выбирал для оштрафования еще одного чело­века из банды, который платил штраф как подававашй советы, а также третьего человека из банды как соучастника, державшего жертву в тот момент, когда ее убивали. По некоторым обобщениям, та же мысль послужила принципом определения наказания за убий­ство шайкой в Салическом законе, который небезосновательно уве­личивает санкцию за убийство бандой. Он, по словам Дареста, уста­навливает при этом своеобразный «максимум возмещения» потер­певшей стороне.

Имущественные отношения. Главы, относящиеся к области граж­данского права франков, регулируют порядок возврата похищен­ных или утраченных (потерянных) вещей, продажи спорного иму­щества. В последнем случае продавцов спорного имущества вызывают на заседание в срок от 40 до 80 дней в зависимости от расстояния, а покупателя устраняют из дела. Продавец спорной ве­щи платит возмещение и возвращает полученную от покупателя сумму. Если продавец, вызванный в суд для очистки намерений покупателя, не является, то он осуждается заочно. Так же поступа­ли и древние греки.

Салический закон различает два вида договорных обязательств: относительно вещей и относительно устных договоренностей, осно­ванных на доверии. В первом случае кредитор при свидетелях обязан принуждать должника к выполнению обязательств 3 раза с проме­жутками в семь ночей. Каждое из таких требований не лишено по­следствий, поскольку подвергает должника штрафу в 3 солида. Затем следует обращение В Суд, и если должник все же упорствует в испол­нении обязательств, то он приговаривается к платежу суммы долга и еще к 15 солидам штрафа независимо от 9 Солидов, Уже наложенных вследствие трехкратного неисполнения. Таким образом, исполнение даже обычных договоров обеспечивалось карательным иском. Воз­вращение суммы составляет лишь добавление к наказанию. И это осталось от первобытного правового обычая. У греков и римлян должник, отрицающий свой долг, приговаривался к штрафу в дву­кратном, а иногда даже трех - и четырехкратном размере по отноше­нию к сумме долга.

Другой вид исполнения обязательств тоже связан с возможно­стью принуждения, но в ином порядке. По прошествии срока креди­тор отправляется к должнику в дом вместе со свидетелями и требует платежа. Если следует отказ, должник платит штраф 15 солидов. По­том через каждые девять дней следуют три требования, заявляемые уже в собрании и повторяемые всякий раз у должника на дому. Но­вое уклонение от платежа налагает на должника каждый раз новый штраф по 3 солида.

Еще при первом требовании кредитор получает от тунгина право на протест в присутствии свидетелей против всякого платежа кому-либо и против всякого залога, которые могут быть сделаны во вред ему его должником. Наконец, кредитор идет к графу, который вме­сте с ним и семью рахинбургами отправляется в дом должника, аре­стовывает его имущество и передает кредитору имущество, сораз­мерное сумме долга. Третья часть штрафа идет в пользу графа в ка­честве Фредуса (штрафа за нарушение мира).

В гл. 44 о браке вдов требуемая процедура включала предъявле­ние иска в судебном заседании от участников процедуры, после это­го брак заключался в виде продажи за цену в 3 солида и один дена­рий с согласия трех упомянутых участников заседания. Такой брак у римлян (coemptio) и других первобытных народов связан С Тем, что В Их практике еще не было заключения чисто консенсуального дого­вора — договора по согласию сторон.

Контрольные вопросы

Какие периоды существования Вестготского государства зафик­сированы до арабского завоевания?

В чем своеобразие рецепции римского права в Вестготском госу­дарстве?

Какую разновидность источника права составил Салический за­кон?

Литература

Салическая правда / Пер. Н. П. Грацианского. М., 1950; Корсунский А. Р. Готская Испания (V—VII вв.). М., 1969; Медведев С. Н. История государства и права Испании. Ч. 1: Вестготский период. Ростов н/Д, 1992; Лебек Ст. Происхождение франков. V—IX вв. / Пер. с фр. В. А. Павлова. М., 1993. Разд. I—III; Раннефеодальные го­сударства в Европе V—IX вв. // Опыт тысячелетия. Средние века и эпоха Возрождения: Быт, нравы, идеалы. М., 1996. С. 98 и след.; Вестготская правда // Антология мировой правовой мысли: В 5 т. М., 1999. Т. 2. С. 55-61.

< Попередня   Наступна >