Реформация церкви
История государства и права зарубежных стран - Всеобщая История Права и Государства |
В это же время Мартин Лютер (1483—1546), один из главных идеологов преобразования в церкви, выступал с призывом ко всем светским людям (преимущественно к императору, князьям и дворянам) исправлять католическую церковь, пребывающую в греховном состоянии, поскольку само ее духовенство не в состоянии себя исправить. Он призьтал также относиться критически к учению католической церкви о таинствах: из семи таинств он призывал оставить только два — крещение и причащение.
Человек вообще и человек греховный не может спастись никаким количеством добрых дел, и тем более не освободит его от грехов прощение священника (индульгенция). Заступничество Христа на последнем суде приобретается верою, а добрые дела при этом составляют следствие веры и любви к ближнему. При этом никакой надежды на папу римского питать не следует, ибо он превратился в «дикого вепря, разоряющего виноградник Господа Бога».
Когда в 1 5 3 0 г. рейхстаг, собравшийся в Шпейере, стал от имени императора и папы грозить применением Вормского эдикта против еретиков, пять князей из 14 городов имели смелость подписать протест против такой меры. Так движение за реформу церкви обрело дополнительное наименование — Протестантского движения. Император не был на стороне протестантов и однажды высказался в адрес Мартина Лютера, августинского монаха-священнослужителя при университетской церкви в Виттенберге: «Не допустить, чтобы дерзкий монах колебал здание церкви и древнюю веру».
Средневековая Европа на пороге Реформации и после нее испытала сильнейшие потрясения, вызванные противоборством двух великих соперничавших сил — политического национализма (английского, немецкого, французского и др.) и политического клерикализма (религиозного католицизма и сектантства). В этих условиях умиротворяющее и просветительское значение приобрели гуманисты-философы, которые, подобно Эразму Роттердамскому, возвысили в своей просветительской работе роль и значение гуманитарной культуры, а также роль
«Человек не рождается человеком, но выучивается быть им», — провозглашал Эразм и уточнял это таким образом, что «животная природа человека превращается в человеческую благодаря процессу воспитания, в котором активно участвуют педагог и ученик». Гуманитарное образование не есть лишь украшение ума, оно есть часть той культуры, которая должна найти свое подлинное применение в обществе, церкви, в управлении государством. По-своему предвосхищая тезис Ф. Бэкона о знании как силе, он утверждал: «Природа великая сила, но еще более велик разум».
В философском споре о человеческой природе и божественной благодати, особенно в богословской полемике с М. Лютером о свободе воли, Эразм придерживался принципа уважения человеческой личности и, оберегая ее достоинство, заявлял о своей решимости занять срединное положение между двумя концепциями: «Бог — все, человек — ничто» и «человеческая свобода способна одолеть все», что было чревато всеобщим враждебным к нему отношением, прежде всего лютеран и католиков.
Контрольные вопросы
В чем своеобразие абсолютистских режимов в Англии, Франции и Германии?
Чем памятны реформы Ришелье и Кольбера?
Как избирался правитель Священной Римской империи германской нации?
Литература
Петрушевский Д. М. Очерки из истории английского государства и общества в средние века (любое издание); Малое В. Н. Ж. Б. Кольбер: абсолютистская бюрократия и французское общество. М., 1991; История Европы. Пер. с франц. Минск; М., 1996; Национальные правовые системы европейских государств (XVI—XVII вв.) // Антология мировой правовой мысли: В 5 т. М., 1999. Т. 2. С. 748—975.
< Попередня Наступна >