7. Юридический институционализм

История политических и правовых учений - История политических и правовых учений

Институционализм (от лат. Institutio - Образ действия, на­ставление, устройство) основан на понятии «институция», обо­значающем любое устойчивое объединение людей для достиже­ния определенной цели, а также порядок или способ социаль­ного общения, который включает в себя обязательные нормы и стандартизованные виды поведения. Термин используется в современной социологии (социальный институт, процесс ин-ституционализации и др.), в экономике (институциональная экономика), психологии.

В правоведении институционализм как течение возник в связи с признанием и своеобразным истолкованием того факта, что существующие в каждом обществе коллективы и ассоциа­ции (социальные общности, учреждения, союзы), такие как се­мья, члены одной профессии, добровольные ассоциации, а так­же коллективы, организованные для удовлетворения опреде­ленных интересов и потребностей, являются учреждениями интегративными, т. е. обеспечивающими сплочение общества в нацию-государство. При этом интегративная роль подобных коллективностей осуществляется ими наряду с выполнением более частных целей и ролей, которые выгодны им самим. Да­же коллективная общность, именуемая бюрократией, которая традиционно занята заботами о собственном преобладании над массами управляемых лиц или групп, может восприниматься в качестве учреждения с посредническими функциями, нацелен­ными на реализацию общих функций государства. Государство, в свою очередь, не только не препятствует появлению и разви­тию бюрократической общности, но даже содействует ее институционализации.

Теорию юридического институционализма наиболее успеш­но развивал французский юрист Морис Ориу (1859-1929). Из­вечную проблему противоположения интересов индивида и го­сударства он истолковал в духе христианского коллективизма первых его веков, однако сделал это с некоторыми новациями. Его теория институции, т. е. теоретическое истолкование при­роды и функционирования учреждений, установлений или ка­ких-либо коллективов, построена без испол

ьзования договор­ной теории происхождения некоторых политических и право­вых институтов (т. е. без концептуального ядра либеральной теории государства) и без использования командно-админист­ративной концепции законности, присущей бюрократизиро­ванному государству и обществу социализма. В ней содержатся положения, которые получат затем самое широкое использова­ние. Концептуальная основа теории институции восходит к идее равновесия, которую Ш. Л. Монтескье в свое время поло­жил в основание своей теории разделения властей. Суть ее со­стоит в том, что правопорядок уподобляется системе физиче­ского равновесия сил, и вся жизнь современного государства предстает в итоге совокупностью «бесчисленных социальных равновесий, соединенных в сложную и запутанную систему» (Н. Н. Алексеев).

Одной из таких систем равновесия являются правовые отно­шения. Правовые отношения выполняют ряд социальных функций и предстают областью социального мира, в котором уравновешиваются враждебные и противоположные интересы людей, социальных групп и классов. Настоящий мир, общена­циональный или интернациональный, всегда является миром, основанным на праве. Право уравновешивает вечную противо­положность между личностью и обществом. Каждая правовая система распределяет все права между личностью и обществом и создает право индивида, с одной стороны, и право общест­ва-с другой. Это распределение создает социальный антаго­низм и в то же время создает систему равновесия. Возникший таким образом правопорядок уравновешивает в каждом обще­стве не только противостояние индивида и общества, но также многие другие системы общественного быта - гражданского, публичного, коммерческого, военного и др.

Для правопонимания Ориу характерно различение правового порядка и правового строя. Правовой порядок имеет целью вве­сти с помощью некоторых процессов и специальных процедур меру справедливости в примитивный порядок вещей. При этом правовой порядок может осуществлять справедливость в поли­тических учреждениях не иначе, как вводя в них правовые со­стояния. При этом необходимо, чтобы правовые состояния уста­навливались сами собой. Так, например, публичному праву при­сущи известный публично-правовой порядок вещей и известное положение институтов, которые в совокупном взаимодействии

«упорядочивают область публичных отношений в целях свободы и Справедливости». Первый прием, с помощью которого правовой порядок вводит справедливость в существующее положение ве­щей, - прием превращения фактических состояний в правовые состояния. Так как в публичном праве факт часто является ре­зультатом силы, то это создает проблему превращения результа­тов силы в правовые состояния. Второй прием юридической тех­ники введения справедливости состоит в персонификации соци­альных институтов. Человеческому сознанию свойственно чувство справедливости. Но в социальных группировках выявля­ются обычно столь примитивные коллективные силы, что управление ими ускользает от индивидуальных сознаний и влияний даже правящих лиц. Дело облегчается тем, что коллек­тивные силы сами организуются «наподобие личности», а также подчиняют свои внешние проявления настолько разумным про­цессам, что индивидуальным сознаниям становится легко воз­действовать на них в «направлении справедливости». Ориу при­знавал недостатки антропоморфизма в изображении социаль­ных явлений, но говорил, что он «дает благие результаты, которые состоят во внесении гуманности в социальные институ­ты, существующие ради человека».

< Попередня   Наступна >