12. Итальянские просветители

История политических и правовых учений - История политических и правовых учений

На рубеже XVIII—XIX столетий почти двухвековой социаль­ный застой в Италии, вызванный превращением страны факти­чески в провинцию испанской короны и усиленным насажде­нием крепостнически-абсолютистских порядков, уступает ме­сто активизации экономической деятельности и общественной жизни. Используя недовольство народных масс феодальными учреждениями, идеологи формировавшейся в ту пору буржуазии требуют создания условий для беспрепятственного разви­тия капиталистического производства. Однако слабо консо­лидированное, неокрепшее итальянское бюргерство боится полного и резкого разрыва с прошлым и нередко идет на ком­промиссы с феодально-клерикальными кругами. Эту двойст­венную политическую позицию разделяют итальянские просве­тители, в том числе наиболее значительные из них - Дж. Вико и Ч. Беккариа.

Джамбаттиста Вико (1668-1744) был одним из первых мыс­лителей, кто в целом ряде пунктов предвосхитил научную со­циологию. Он понимал историю как объективный закономер­ный процесс, протекающий циклически («Вечная Идеальная История, согласно которой совершаются во времени истории всех наций»). История для Вико - бесконечная вереница чело­веческих поступков («Социальный мир - несомненно, дело рук человека»), но направляет эти поступки божественное про­видение.

Заслуга Вико состоит в том, что в своем главном труде «Ос­нования новой науки об общей природе наций» (1725) он по­пытался применить историко-сравнительный Метод и детермини­Стский подход Также и К объяснению Государственно-правовых Институтов. Пройденный историей цикл включает три фазы. Его начальная стадия - божественная, эпоха богов. Она не знает государственности, не знает юридических норм. Закона­ми здесь служат мистерии и прорицания оракулов, сообщаю­щих людям волю богов. Поскольку право основано тут на сверхъестественном авторитете, оно не допускает, конечно, ни­какого рационального объяснения. Управляют обществом жре­цы. Материальные потребности, борьба противоположных уст­ремлений подготовляют возникновение законов и государств. Не в субъективных намерениях индивидов, не в различных уловках и ухищрениях людей, а в объективной необходимости, в логике вещей нужно искать причину появления государст­ва - этого «универсального гражданского блага». Вико остро и метко критикует чисто умозрительные, искусственные построе­ния школы естественного права (концепцию договорного про­исхождения государства и тому подобные абстракции). Вико не связывает возникновение государства с договором. Каждой форме государственности он указывает свое особое основание, свои причины появления.

На второй фазе исторического цикла, в эпоху героев, госу­дарство существует как власть аристократии, которая диктует пропитанные своекорыстием правовые нормы и беспощадно, жестоко подавляет плебеев. Право здесь - право грубой силы. Третья, последняя фаза - эпоха людей. Ей присущи республи­канско-демократические устройства или же представительные монархии с достойными человека правами и свободами, обес­печивающими народный суверенитет. Законы тут мудро и гиб­ко сочетают частные интересы со всеобщими, устанавливают равенство между людьми (разумеется, равенство юридическое).

Симпатии самого Вико всецело на стороне «свободных на­родных государств, где все люди, или наибольшая их часть, представляют собою законную силу государства... и оказывают­ся Господами народной свободы».

Идеи Вико долгое время не получали распространения и признания, чего никак нельзя сказать о воззрениях его соотече­ственника, родоначальника так называемой классической шко­лы в науке уголовного права Чезаре Беккариа (1738-1794) - автора знаменитого труда «О преступлениях и наказаниях» (1764). Сторонник естественно-правовой доктрины, Беккариа полагает, что когда-то постоянные войны и произвол вконец утомили индивидов и они, пожертвовав некоторой долей при­надлежащей им свободы, соединились, чтобы спокойно и в безопасности наслаждаться остальной ее частью. Сумма частиц пожертвований на общее благо свободы образовала верховную власть нации, которая должна была обеспечить людям нор­мальное существование под сенью справедливых законов. Но мира и правды нет, кругом насилие и бесправие, поскольку «большая часть законов - не что иное, как привилегия, т. е. подать, наложенная на всех в пользу немногих».

Беккариа, в частности, глубоко возмущен тем положением, при котором за одни и те же проступки богатый и бедный под­вергаются разным наказаниям. Порицая какие бы то ни было сословные привилегии, он категорически заявляет, что там, где знатные и власть имущие отделываются пустяками, а простой народ несет всю тяжесть суровых кар, «разрушаются все поня­тия о справедливости и долге и на их место становится право сильного».

Почему так случилось, что на одном полюсе оказались могу­щество и счастье, а на другом - лишь унижение и нищета? У Беккариа имеется на сей счет проницательная догадка. Он указывает на материальные корни социальной несправедливо­сти. Право собственности - вот что оставляет в удел большей части человечества одно только нищенское существование.

Для предотвращения преступлений и оздоровления общест­ва Беккариа не предлагает переустройства жизни на совершен­но новых принципах. Он ведет речь «о восседающих на престо­лах Европы благодетельных монархах, покровительствующих мирным добродетелям, наукам и искусствам, отцах своих наро­дов». Он предпочитает говорить об устранении нищеты и по­степенном уравнении всех граждан как в нравственных, так и в материальных выгодах, доставляемых обществом; высказывает­ся за всеобщее просвещение и хорошее воспитание; пишет о простых, мудрых законах и равенстве перед ними всех людей, о необходимости строгой законности и точном соблюдении обя­зательных гарантий прав личности.

Искренняя убежденность Беккариа в неразумности феодаль­ной системы, его гуманизм и талантливая пропаганда передо­вых воззрений на право и государство объективно сыграли не­малую роль в идеологическом оснащении европейских буржу­азно-демократических преобразований.

Значение идей, развитых в труде «О преступлениях и нака­заниях», выходит далеко за пределы проблем уголовного права и судопроизводства. Эти идеи защищают такие универсальные ценности, как свобода, честь и достоинство человека, общест­венный порядок, обеспечиваемый прежде всего не репрессия­ми, грубой силой, но справедливыми законами, самодисципли­ной и высоким сознанием индивидов. Они - весомый вклад Беккариа в разработку европейскими просветителями теории правового государства, принципов либерализма. Подобный вклад не мог не сделать мыслитель, убежденный в том, что са­мым лучшим является социальный строй, при котором дости­гается максимальное счастье для наибольшего числа людей.