4. Марсилий Падуанский

История политических и правовых учений - История политических и правовых учений

В XI—XIII вв. в Западной Европе происходил быстрый рост производительных сил. Он значительно интенсифицировал об­щение и оживил торговлю, обусловил активное развитие горо­дов и ремесел в них, ускорил формирование внутреннего рынка в странах региона. Закономерно стала складываться обществен­ная группа, которую образовала по преимуществу зажиточная верхушка бюргерства: купцы и банкиры, предприниматели, владельцы мастерских, руководители цеховых корпораций, со­стоятельные ремесленники и проч. Эта общественная группа весьма нуждалась в устранении всякого рода междоусобиц, подрывавших элементарный порядок в государстве, в твердом централизованном управлении, могущем гарантировать от при­хотей и своеволия различных феодалов. Удовлетворение таких нужд она связывала с королевской властью и потому начала тя­готеть к ней, поддерживать ее. Одно из наиболее разработан­ных политико-юридических обоснований этой ориентации бюргерства дал Марсилий Падуанский (ок. 1275- ок. 1343).

В своем пространном сочинении «Защитник мира» (1324-1326) Марсилий Падуанский возлагает на церковь ответствен­ность за все беды и несчастья мира. Они устранимы, если толь­ко впредь церковники будут заниматься исключительно сферой духовной жизни людей. Церковь должна быть отделена от госу­дарства и подчинена светской политической власти.

Эта власть и представляющее ее государство возникли, как считал Марсилий, в процессе постепенного усложнения форм человеческого общежития. Поначалу семьи во имя общего бла­га и с общего согласия соединяются в роды, роды - в племена. Затем таким же путем и во имя той же цели консолидируются города; завершающая стадия - появление государства, бази­рующегося на общем согласии всех составляющих его лиц и преследующего их общее благо. В этом описании происхождения и природы государства легко распознать следы соответст­вующих аристотелевских идей.

Марсилий отстаивал очень смелый (по тем временам) тезис о том, что Настоящий источник всякой власти - Народ. От него исходит как власть светская, так и духовная. Только он один - ее носитель и верховный законодатель. Правда, под народом Марсилий Падуанский разумел отнюдь не все население госу­дарства, а лишь лучшую, достойнейшую его часть. Сколь глубо­кой оставалась в XIV в. убежденность в естественности нера­венства людей, говорит тот факт, что и Марсилий делил членов общества на две категории: высшую и низшую. Высшая (воен­ные, священники, чиновники) служит общему благу; низшая (торговцы, земледельцы, ремесленники) заботится о своих част­ных интересах.

Государственная власть действует прежде всего посредством издания законов. Они суть веления, подкрепляемые угрозой ре­ального наказания или обещанием реальной награды. Этим за­коны государства отличаются от законов божеских, сопровож­даемых посулами наград или наказаний в загробной жизни. Право издавать юридические законы имеет народ. Исходя из политической практики итальянских городов-государств того периода, Марсилий конкретизирует эту фундаментальную пре­рогативу в том смысле, что законодательствовать должны наи­более заслуживающие выполнять подобную миссию люди, вы­бираемые народом. Законы обязательны как для самого народа, так и для издающих их лиц. Ясно выражена у Марсилия мысль о необходимости обеспечить такое положение, при котором властвующие непременно были бы связаны издаваемыми ими же законами.

Автор «Защитника мира» одним из первых стал проводить четкое Различие между Законодательной И исполнительной вла­Стями государства. Притом он писал, что власть законодатель­ная определяет компетенцию и организацию исполнительной власти. Последняя вообще действует благодаря тому авторите­ту, которым ее наделяет законодатель, и призвана строго дер­жаться рамок закона. Эта власть может быть устроена по-раз­ному. Но в любом случае она должна осуществлять волю зако­нодателя - народа.

Обобщая опыт функционирования политических институ­тов, существовавших во многих современных ему итальянских республиках, Марсилий важное место отводил Выборности Как принципу конституирования учреждений и подбора должност­ных лиц государства всех рангов. Даже в условиях монархии, которая казалась ему наилучшим государственным устройст­вом, должен был действовать этот принцип. Избираемый мо­нарх, полагал Марсилий, как правило, наиболее подходящий правитель, а потому избирательная монархия гораздо предпоч­тительнее монархии наследственной.

В истории политико-правовых учений «Защитник мира» — яркое явление. Марсилий Падуанский без обиняков и доказа­тельно отстаивал самостоятельность государства (его независи­мость от церкви) в вопросах, связанных с отправлением пуб­личной власти. Его мысли о народе-суверене, о соотношении законодательной и исполнительной властей, об обязательности закона для всех лиц в государстве (в том числе и для правите­лей) и т. п. благотворно повлияли на формирование в эпоху Возрождения и Новое время представлений о демократическом политическом строе общества.