6. Суарес

История политических и правовых учений - История политических и правовых учений

На своем пути Реформация встретила сильное противодей­ствие римско-католической церкви и ее идеологов. В рядах последних оказалось много представителей ордена иезуитов (учрежден в 1534 г.), который стал главным орудием Контрре­формации, объединив наиболее ревностных охранителей като­лицизма. Ведущим центром иезуитского движения в XVI в. являлась Испания, а одним из самых крупных и авторитетных богословов, принадлежавших к этому ордену, был Франциско Суарес (1548-1617). Его труды «О законах и Боге-законодате­ле» (1612) и «Защита веры против властителей Англии» (1613) - приметная веха в развитии западноевропейской по­литико-юридической мысли на закате Средневековья и в преддверии Нового времени.

Сверхзадача, решаемая Суаресом, — Удержать законоведение, знание о политике и государстве в сфере теологии, В границах идейных установок римско-католической церкви. Согласно им, творцом и высшим законодателем мира выступает Бог — ис­точник всех законов, их силы, легитимности, непререкаемости. По примеру Фомы Аквинского Суарес делит законы на четыре иерархически связанных разряда. Первый — это идущий от са­мого Бога вечный божественный порядок. Второй — естествен­ный закон, в нем отражается все сотворенное Богом. Третий — закон положительный (церковный и гражданский). Четвер­тый — закон божественного откровения, закрепленный в Свя­щенном Писании и содержащий принципы должного отноше­ния людей к Богу и друг к другу.

Твердой, логически безупречной последовательности в пред­ставлениях Суареса о характере субординации данных катего­рий законов нет. Так, он полагает, что естественный закон не­посредственно проистекает из природы и тождествен разуму, может познаваться без божественного откровения, поскольку начертан в душе каждого. Веления естественного закона не мо­жет отменить ни власть земная, ни власть небесная, т. е. Бог.

Естественное право, будучи отражением божественного по­рядка, вечного закона, универсально — оно одинаково обязы­вает всех людей.

Вместе с тем обязательность естественного права есть результат действия собственно природных необходимостей, следствие «природы вещей». Но вот законы положи­тельные создаются самими людьми. Право гражданское, напри­мер, образуется из законов государств и империй. От него, по Суаресу, отличается право народов (наций). Отличается прежде всего тем, что не является плодом законодательствования той или иной земной суверенной воли; у него также иной источник и иная сфера применения. Право наций (народов) есть неписа­ное право, основывающееся на обычаях всех или почти всех народов. Его значимость универсальна: «Право наций... есть за­кон, который все народы и нации должны соблюдать в отноше­ниях между собой... Род человеческий, на сколько бы разных народов и государств он ни делился, всегда представляет собой некое единство, не только как вид, но и как нравственное и по­литическое целое». В Суаресе справедливо видят одного из предшественников создателя современного международного права, зачинателя новоевропейской школы естественного права Г. Гроция.

Учение Суареса о законах лежит и в фундаменте его концеп­ции государства. Отправной пункт соответствующих суждений испанского богослова лежит в проблеме цели, преследуемой го­сударством и заключающейся в общем благе, понимаемом как улучшение сложившегося политического тела (сообщества). Последнее же есть единое целое и складывается оно из многих автономных групп и общностей, олицетворяя собой правовой порядок, обусловливаемый наличием законов.

Суарес считает закон принадлежностью разумной природы, ибо только разумные существа способны издавать законы и сознательно повиноваться им. Закон является продуктом разу­ма и воли: разум дает указание, воля движет и обязывает. Закон есть акт, которым высший обязывает низшего. При этом закон должен обладать следующими свойствами: а) всеобщностью; б) справедливостью; в) постоянством; г) известностью, т. е. должен быть обнародован. Закон извне предписывает, дозволя­ет или запрещает и наказывает. Его цель — совершенствование людей и через это — улучшение политического союза, государ­ства.

Народ по своему усмотрению может устанавливать любую форму правления (сам Суарес отдает предпочтение монархии). Но при всех формах правления правители получают свои пре­рогативы от народа, с его согласия (одобрения). Такое согласие есть своего рода договор между народом и правителем, по кото­рому народ обязывается соблюдать лояльность по отношению к правителю, а правитель обязуется справедливо управлять госу­дарством и ревностно печься об общем благе. Касаясь вопроса о нарушении правителями условий состоявшегося между ними и народом договора, Суарес говорит, что в тех случаях, когда действия власть имущих противоречат нормам религии и пред­писаниям церкви, у народа есть основание оказывать им со­противление. Церковь имеет право устанавливать законы, обя­зательные для верующих, она вправе удерживать и направлять самого правителя не только как человека, но и как властвую­щую персону. Прямой мирской (светской) власти римский па­па над подданными государства не имеет. Но церкви достаточ­но, чтобы ей должным образом повиновались светские прави­тели и чтобы папа исправлял и отменял те гражданские законы, исполнение которых грозит гибелью человеческой души.

В борьбе против светской власти идеологи католицизма, за­щищая притязания римской курии на верховенство в делах государственных, продолжили разработку, хотя и в своеобразном ключе, проблем права и закона, природы публичной власти, общественного договора, народного суверенитета и др. Тем са­мым они тоже так или иначе содействовали расширению зна­ния об этих фундаментальных проблемах науки о государстве и праве, способствовали привлечению к ним обостренного вни­мания своих современников, последующих покодений полити­ческих мыслителей и правоведов.

< Попередня   Наступна >