2. Процесс рационализации политико-правовых воззрений

История политических и правовых учений - История политических и правовых учений

Процесс постепенной десакрализации и рационализации исходных мифических представлений об общественной жизни, политике, государстве и праве и возникновения зачатков теоре­тических воззрений в разных областях социально-политическо­го знания у разных народов протекал с различной интенсивно­стью, принимал различные формы и имел несхожие последст­вия. Но в целом общая тенденция к рационалистической трактовке социально-политических явлений достаточно отчет­ливо проявляется в I тысячелетии до н. э. во всех культурных центрах тогдашнего мира.

Распространенное обозначение этой тенденции как движе­ния человеческой мысли «от мифа к логосу» представляется не­точным. Синкретичный метод мифа вовсе не исключает «лого­са», поэтому представление об алогичности мифа ошибочно. Существо и специфика мифа не в ущербности его метода (в «алогичности» этого метода или в каких-то иных его дефек­тах) и не в произвольной выдуманности его предмета (поэтому миф - это не выдумка или фантазия, а предание), а в том, что знания мифотворца на много порядков ниже того уровня зна­ний, который необходим для адекватного понимания и изложе­ния мифообразующих событий и фактов. Это несоответствие придает мифу в целом характер Недоразумения (в буквальном смысле этого слова). Искажение фактов и их недопонятость в мифе носят невольный характер - подобно нынешним мифам о «летающих тарелках».

Мифические представления о земных порядках и в целом опыт мифического подхода к организации общественной жизни людей оказали громадное влияние на последующую политико-правовую мысль - как непосредственно в эпоху формирования религиозных, философских и зачаточно-научных концепций политики, государства и права, так и в последующие периоды развития политических и правовых учений. Помимо всего про­чего, это обусловлено уже тем, что миф как исторически пер­вая, достаточно продуктивная и весьма долго господствовавшая форма духовного освоения действительности (в том числе и по­литико-правовой) заложил те исход

ные традиции в понимании и трактовке всех основных сфер жизни людей, с которыми в дальнейшем не могли не считаться искусство, религия, филосо­фия, наука. Для всех этих новых духовных образований мифы были компендиумом всего накопленного опыта, основным ис­точником представлений о прошлом и будущем, арсеналом ус­тоявшихся и привычных средств, форм и способов познания и объяснения мира, авторитетным сводом правил поведения.

Значительную опосредующую и связующую роль между ми­фологическими представлениями и последующими рационали­стически ориентированными политико-правовыми воззрения­ми и концепциями сыграла религия.

При всей своей специфике религия (как та или иная версия теизма) тематически и хронологически следует за мифом и яв­ляется по отношению к первичным (аутентичным) мифам о бо­гах последующим, вторичным образованием. Мифический те­изм (теогония) предшествует религиозному теизму и теологии. Проистекающая отсюда преемственность между мифом и рели­гией (преемственность, значимая также в области политико-правовых воззрений и прямо проявляющаяся, например, в виде религиозных учений о божественном характере власти и поряд­ка, о божественном праве и т. п.) очевидна.

Главными персонами и вместе с тем основной темой и ми­фов, и религий являются боги. Но между богами мифа и бога­ми религии есть существенная разница. И дело тут не только в политеизме мифа и монотеизме мировых религий. Не менее важно то, что боги мифа (при всей их непонятной и таинствен­ной сверхчеловечности и т. д.) предстают как эмпирически ре­альные субъекты, а не в качестве сверхъестественных сущностей, каковыми они становятся в религиозной обработке. Мо­мент эмпирического существования религиозного бога (т. е. мифологический остаток в религии) выступает в религии как чудо временного проявления божественной сущности в земном облике, как перевоплощение божественного духа в человече­скую плоть и т. п. Отсюда и более тонкие, чем в мифе, спеку­лятивно-теоретические конструкции религиозной мысли, в том числе в области политико-правовых учений.

Теистический подход, воспринятый религией от мифа и ос­новательно в ней переработанный, повсеместно стал заметным и влиятельным направлением политико-правовой мысли, чье воздействие в модифицированных формах продолжается и в наши дни (различные политико-правовые концепции религи­озно-теологического характера, например неотомизм, христи­анские доктрины возрожденного естественного права и т. д.). Эта традиция, правда, питалась и продолжает питаться и из другого источника - тех политико-правовых учений древно­сти, которые сформировались под непосредственным влиянием мифа и его теистических представлений.

< Попередня   Наступна >