§ 2. Политико-правовое учение Б. Н. Чичерина

История политических и правовых учений - История политических и правовых учений

Видным деятелем либерального движения в России был про­фессор Московского университета Борис Николаевич Чичерин (1828— 1904). Его перу принадлежат труды по государственному праву, истории политических учений, теории государства и истории рус­ского права. Чичериным были подготовлены фундаментальное пятитомное исследование "История политических учений", сочи­нения "Собственность и государство", "Курс государственной на­уки", "Философия права".

Чичерин воспринял философию Гегеля, однако гегелевскую три­аду (тезис, антитезис, синтез) заменил логической схемой из четы­рех элементов, в результате которой образуется круговорот четы­рех начал (единство — отношение — сочетание — множество).

Большое место в трудах Чичерина уделялось свободе личности. В понятии свободы Чичерин различал две стороны — отрицательную (независимость от чужой воли) и положительную (возможность дей­ствий по своему побуждению, а не по внешнему велению). Из тре­бования внутренней свободы, по учению Чичерина, вытекает тре­бование свободы внешней: действия людей необходимо разграни­чить таким образом, чтобы свобода одного не мешала бы свободе остальных, чтобы каждый мог свободно развиваться и чтобы были установлены твердые правила для разрешения споров, неизбеж­ных при совместном существовании.

Право, по Чичерину, составляет неотъемлемую принадлежность всех обществ. Субъективное право — это законная свобода челове­ка что-либо делать или требовать; объективное право — закон (со­вокупность норм), определяющий свободу и устанавливающий пра­ва и обязанности участников правоотношений. Оба эти значения, писал Чичерин, неразрывно связаны, поскольку свобода выражена в форме закона, закон же имеет целью признание и определение свободы — "источник права не в законе, а в свободе".

Чичерин не разделял концепцию теоретиков, утверждавших, что "право — минимум нравственности" (Еллинек, Соловьев). Пра­во, по его учению, им

еет самостоятельные природу и значение, в нем нельзя видеть низшую ступень нравственности, поскольку та­кое воззрение отводит праву подчиненное положение, делает его слугой нравственности, что приводит в конце концов к уничтоже­нию свободы, к насильственному осуществлению нравственных на­чал.

Сущность развития, считал Чичерин вслед за Гегелем, состоит в постепенном осуществлении внутренней свободы. С этих позиций Чичерин критически оценивал те доктрины государства и права, которые "совершенно поглощают личность в обществе" или низ­водят человека до степени простого средства для общественных целей.

Необходимым проявлением свободы Чичерин признавал соб­ственность. В ряде трудов, особенно в сочинении "Собственность и государство", он оспаривал теорию социалистов о передаче всего производства и распределения в руки государства, "самого плохого хозяина, какого только можно придумать". Право собственности, по Чичерину, есть коренное юридическое начало, вытекающее из сво­боды человека и устанавливающее полновластие лица над вещью. Ученый выступал против уравнения имущественного положения граждан. Если формальное равенство (равенство перед законом) составляет требование свободы, то материальное равенство (равен­ство состояний) свободе противоречит. Поскольку материальные и умственные силы, способности людей не равны, то и результаты их деятельности не могут быть одинаковы. Уничтожить неравенство, замечал он, можно, только подавив свободу и превратив человека в орудие государственной власти, которая, налагая на всех общую мерку, может, конечно, установить общее равенство, но равенство не свободы, а рабства.

В центре концепции Чичерина — личность со своими правами и свободами. Он провозгласил принцип: "Не лица для учреждений, а учреждения для лиц". Только в обществе, замечал ученый, человек может реализовать все свои способности, входя по своему усмотрению в тот или иной общественный союз. Вслед за Гегелем Чичерин отмечал, что первой ступенью человеческого общежития, логическим переходом от личного права к общественному является семья. Вто­рую — составляют церковь и гражданское общество.

В государстве идея человеческого общежития, утверждал Чи­черин вслед за Гегелем, достигает высшего развития. Государство, по его учению, "есть союз свободного народа, связанного законом в одно юридическое целое и управляемое верховною властью для общего блага". Основными элементами государства, по Чичерину, являются: 1) власть; 2) закон; 3) свобода; 4) общая цель. Он писал, что идея государства и его цель — гармоническое сочетание всех общественных элементов и руководство общими интересами для достижения общего блага.

Высшей стадией развития идеи государства Чичерин считал конституционную монархию, в которой, как он утверждал, различ­ные начала общежития приводятся к идеальному единству: "Мо­нарх представляет начало власти, народ и его представители — начало свободы, аристократическое собрание — постоянство зако­на, и все эти элементы, входя в общую организацию, должны действо­вать согласно для достижения общей цели".

Теория конституционализма Чичерина расходилась с порядка­ми самодержавной России, о которых он не раз отзывался крити­чески: "Для того, чтобы Россия могла идти вперед, необходимо, чтобы произвольная власть заменилась властью, ограниченной за­коном и обставленной независимыми учреждениями".

Отрицательное отношение Чичерина к самодержавию опреде­лялось и тем, что в его реакционной политике он видел нечто, чреватое революцией: "Там, где господствует упорная притеснитель­ная система, не дающая места движению и развитию, там рево­люция является как неизбежное следствие такой политики. Это вечный закон всемирной истории". Чичерин был противником ре­волюции, но сторонником реформ. Он призывал правительство "не потакать проискам Чернышевского, Добролюбова", считая при этом наилучшим вариантом политико-правового развития России само­ограничение абсолютной власти.

Чичерин утверждал, что земледельческий характер России и ее отсталость обусловливают необходимость сильной монархической власти: "В отличие от Запада, где общественное устройство сложи­лось само собой, в России монархия сделалась исходною точкою и вожатаем всего исторического развития народной жизни".

Чичерин был современником реформ и контрреформ в периоды царствования Александра II и Александра III. Перспективы раз­вития государственного и правового строя России по-разному ста­вились и обсуждались в газетах того времени, в различных обще­ствах и кружках. Чичерина тревожило то, что "либерализм", по-разному толкуемый и понимаемый, стал модой, а рассуждения ряда новомодных "либералов" расходились с его представлениями о сво­боде. Этим была обусловлена оценка Чичериным современных ему видов либерализма. Он отвергает либерализм "уличный" и "либе­рализм оппозиционный", которые все порицают и критикуют, ниче­го реального не предлагая взамен. Позитивный смысл свободе мо­жет придать, по убеждению Чичерина, только либерализм охрани­тельный, сущность которого состоит "в примирении начала свободы с началом власти и закона". В политической жизни лозунг охрани­тельного либерализма означает: "Либеральные меры и сильная власть, — либеральные меры, предоставляющие обществу самосто­ятельную деятельность, обеспечивающие права граждан, — силь­ная власть, блюстительница государственного единства, связую­щая и сдерживающая общество, охраняющая порядок; строго над­зирающая за исполнением закона, внушающая гражданам уверен­ность, что во главе государства есть твердая рука и разумная сила".

Чичерин был одним из основателей юридической (государствен­ной) школы русской историографии второй половины XIX в. Дви­жущей силой российской истории, по его мнению, является монар­хия, которая в интересах общества в целом закрепощала все сосло­вия, а затем, когда исторические цели были достигнуты, раскрепо­щала их (отмена обязательной службы дворянства, затем отмена крепостного права). Чтобы привести самодержавие к конституци­онному правлению, он считал необходимым создать в России двух­палатное законосовещательное собрание: верхняя палата образу­ется на базе Государственного совета из назначаемых правитель­ством чиновников; нижняя — из выборных представителей, кото­рые должны выражать интересы всего народа.

В 1882—1883 гг. Чичерин исполнял обязанности Московского городского головы. Он участвовал в подготовке реформ, однако его гласный призыв к ним на официальном собрании 16 мая 1883 г. был истолкован как требование конституции, вызвал недовольство Алек­сандра III, царскую опалу и отстранение Чичерина от государ­ственной деятельности. В августе 1883 г. Чичерин уехал из Москвы в свое родовое имение, где всецело занялся наукой.

< Попередня   Наступна >