ГЛАВА 6. Политическая и правовая мысль Киевской Руси // § 1. Введение

История политических и правовых учений - История политических и правовых учений

Киевской Русью в исторической науке называют Русское госу­дарство с центром в Киеве, зародившееся приблизительно в VIII в. и окончательно сложившееся во второй половине IX в. Современ­ники именовали его просто "Русь" или "Русская земля", о чем сви­детельствует полное название "Повести временных лет" — "Се повЪсти времяньных лЪт, откуду есть пошла руская земля, кто въ КиевЪ нача первое княжити, и откуду руская земля стала есть".

Как единый политический организм Киевская Русь просуще­ствовала до середины XII в., однако в качестве этнической, куль­турной, религиозной и, до некоторой степени, правовой общности она продолжала существовать и после этого времени: вплоть до того/как в северо-восточной части ее территории сложился новый политический организм, сформировались новые политические и правовые традиции, возникла новая этническая и культурная об­щность — Московское царство, или Московия. Раздробление еди­ного государства Киевской Руси на ряд самостоятельных в полити­ческом отношении княжеств не повлекло за собой распада сформи­ровавшейся в его рамках древнерусской народности, исчезновения общности языка и духовной культуры, раздробления церковной организации. Законодательство Киевской Руси продолжало дей­ствовать на территориях обособившихся русских княжеств.

Киевская Русь представляла собой раннефеодальную монар­хию, которая в определенных своих чертах была сходна с ранне­феодальными монархиями Западной Европы. Так же, как и в пос­ледних, в Киевской Руси шло формирование феодальных отноше­ний, возникали характерные для феодального общества классы фе­одалов, крестьян и горожан, появлялись вотчины, складывались вассальные связи и т. д. Так же, как и в западноевропейских ран­нефеодальных монархиях, центральное управление Киевской Ру­сью сосредоточивалось в руках монарха (великого князя), опирав­шегося в первую очередь на группу приближенных к нему профес­сиональных воинов (дружину), а сама система центрально

й администрации была дворцово-вотчинной. "Русская Правда" — важ­нейший правовой памятник Киевской Руси — явственно напоми­нает характером своего юридического мышления, а во многом и содержанием своих норм правовые памятники раннефеодальных государств Западной Европы, называемые по этой причине в на­шей исторической литературе "правдами" ("Салическая правда", "Бургундская правда", "Правда Этельберта" и т. п.).

Однако несмотря на то, что Киевская Русь имела в своем соци­ально-политическом строе и правовой культуре немало общих черт с раннефеодальными монархиями Западной Европы, в целом она являла собой государство весьма самобытное, существенно отличав­шееся от западноевропейского варианта раннефеодальной государ­ственности.

По сравнению с раннефеодальными обществами Западной Ев­ропы в Киевской Руси более значительную роль в общественных процессах играла государственная власть. Многое из того, что в Западной Европе обусловливалось главным образом формами соб­ственности, землевладения, т. е. имущественным фактором, в Киев­ской Руси определялось в основном фактором политическим — ин­ститутами власти. В рамках Киевской Руси существовали свое­образные, отличные от западноевропейского механизм властвова­ния, порядок княжения и передачи княжеской власти. Своеобраз­ными были и статус князя в обществе, взаимоотношения княжеской власти и церкви.

Вся эта специфика государственной власти находила свое от­ражение в политической и правовой мысли. Развитие последней определялось многими факторами.

Первым, важнейшим среди них была богатейшая политическая практика Киевской Руси. Дошедшие до нас памятники древне­русской письменности показывают, что политическая жизнь в Ки­евской Руси была чрезвычайно бурной, полной разнообразных кон­фликтов. Острая борьба между различными группировками внут­ри господствующего слоя за высшую государственную власть, проис­ходившая на протяжении всей истории Киевской Руси, давала по­чву для размышлений о сущности и пределах этой власти, о ее назначении в общественной жизни, о качествах, которыми должен обладать ее носитель — великий князь. Наличие в Киевской Руси, наряду с институтами светской власти, институтов православной церкви закономерно направляло политическую мысль к решению проблемы соотношения власти церковной и власти светской.

Задавая проблематику политической и правовой мысли, суще­ствовавшая в рамках Киевской Руси практика властных отноше­ний одновременно обусловливала и специфику самих политичес­ких и правовых идей, выдвигавшихся в качестве ответа на постав­ленные этой практикой вопросы.

Вторым важным фактором, определявшим содержание и ха­рактер политической и правовой мысли Киевской Руси, был фак­тор культурный. Киевская Русь представляла собой общество и государство с высокоразвитой духовной культурой. Чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к произведениям древнерусской ли­тературы. "Появление русской литературы в конце X — начале XI века "дивлению подобно", — отмечал академик Д. С. Лихачев. — Перед нами как бы сразу произведения литературы зрелой и со­вершенной, сложной и глубокой по содержанию, свидетельствую­щей о развитом национальном и историческом самосознании".

По степени развитости духовной культуры Киевская Русь зна­чительно превосходила современные ей государства Западной Ев­ропы. Последние не имели такого распространения грамотности и письменности среди населения, какое было в Киевской Руси, такой совершенной по своему стилю и содержанию литературы, как ли­тература Киевской Руси. Русские летописи поют настоящий гимн книге и учености. "Велика бо бываеть полза от ученья книжно­го; — говорит "Повесть временных лет", — книгами бо кажеми и учими есмы пути покаянью, мудрость бо обретаем и въздержанье от словес книжных. Се бо суть рЪкы напаяюще вселенную, се суть исходища мудрости; книгамъ бо есть неищетная глубина; сими бо в печали утЪшаеми есмы; си суть узда въздержанью".

Политическая и правовая мысль Киевской Руси — неотъемле­мая часть ее духовной культуры, и, естественно, что содержание и формы выражения политических и правовых идей во многом опре­делялись характером этой культуры.

Третьим фактором, оказывавшим существенное воздействие на политическую и правовую мысль Киевской Руси, было православ­ное христианство. Оно начало распространяться среди населения Киевской Руси с самого зарождения этого государства, т. е. с VIII в., окончательное же утверждение его в качестве господствую­щей, официальной религиозной идеологии произошло во второй половине X в., т. е. после завершения процесса формирования Ки­евской Руси как единого и самостоятельного политического орга­низма.

Православное христианство несло с собой соответствующее ми­ровоззрение, которое задавало определенные стереотипы и по­литического мышления, и правосознания. Одновременно оно было для русской культуры тем каналом, через который в нее лился поток духовных ценностей, выработанных в "Империи Ромеев" — Византии. Обогащая духовную культуру Киевской Руси, византий­ское идейное наследие обогащало и ее политическую и правовую мысль.

Христианизация Руси не влекла за собой полного искоренения в русском общественном сознании элементов традиционного языческого мировоззрения. Даже правящий слой Киевской Руси, прини­мая христианство, не отказывался полностью от языческих ценно­стей, не утрачивал окончательно языческого мировоззрения. При­чем не только в силу естественной приверженности ко всему тра­диционному, устоявшемуся, но и во многом сознательно, стремясь посредством язычества своего сохранить независимость от пришед­ших на Русь вместе с христианством греческих священников, кото­рые считались ставленниками Византии, проводниками византий­ской политики.

В народной же среде древнее славянское язычество господство­вало по меньшей мере до XIII в. В начале X V B. кардинал Д'Этли доносил в Рим об увиденном на Руси: "Русские до такой степени сблизили свое христианство с язычеством, что трудно было ска­зать, что преобладало в образовавшейся смеси: христианство ли, принявшее в себя языческие начала, или язычество, поглотившее христианское вероучение".

Очевидно, что говоря о политической и правовой мысли того или иного общества, мы допускаем определенную условность — не общество само по себе является творцом политических и правовых идей, а индивиды. Политическая и правовая мысль Киевской Руси в этом смысле не исключение — она была непосредственным тво­рением отдельных личностей. История сохранила для нас имена многих живших в Киевской Руси выдающихся мыслителей и тек­сты их произведений. Каждый из них обладал неповторимой ин­дивидуальностью, однако жили и мыслили они все в общих условиях, в одном поле духовной культуры, которое придавало их поли­тическому и правовому сознанию целый ряд общих свойств.

< Попередня   Наступна >