Г Л А В А 10. Политическая и правовая мысль России в XVII в. // § 1. Введение

История политических и правовых учений - История политических и правовых учений

Семнадцатое столетие можно назвать переходным периодом в истории России. В течение его происходит дальнейшее развитие тех тенденций в социально-экономической, политической и духов­ной жизни русского общества, которые наметились в XV—XVI вв. "Смута" начала XVII в. лишь ускорила начавшийся при Иване III и стимулированный жестокой опричниной Ивана IV процесс упад­ка княжеско-боярской аристократии. Многие представители мос­ковской родовитой знати выступили на стороне самозванных ца­рей — Лжедмитриев, немалая часть знати совершила и прямое предательство России, перейдя на службу интересам польского ко­роля. Естественно, что по окончании "Смуты" бояре-предатели от­ветили за свою измену и навсегда исчезли с политической арены России. Кроме того, значительное число князей и бояр погибло в сопровождавших "Смуту" междоусобицах, мятежах, военных стол­кновениях. В результате доминирующая роль в политической жиз­ни русского общества стала переходить к служилому дворянству. Данному процессу способствовал отход царей Михаила Федорови­ча и, особенно, Алексея Михайловича от правила назначения на места в государственном управлении с учетом знатности рода. При царе Федоре Алексеевиче в 1682 г. местничество было официально отменено.

На протяжении XVII в. в России продолжался начавшийся в предшествующий период процесс усиления царской власти и цен­трализованной системы управления страной. При этом новая цар­ская династия — из бояр Романовых — стремилась следовать основ­ным идеологическим постулатам, которыми руководствовались Мос­ковские государи династии Рюриковичей. Сформулированная Ива­ном IV теория "православного христианского самодержавия" была воспринята новыми царями в качестве официальной политической идеологии.

Будучи продолжением предшествующего периода развития русского общества семнадцатое столетие стало вместе с тем пред­дверием новой эпохи в истории России, начало которой ознаменовали реформы Петра I. Предпосылки

этих реформ формировались во второй половине XVII в. Более того, многое в содержании реформ, осуществленных Петром I, было предвосхищено проектами государ­ственных преобразований, разработанных сподвижником царя Алек­сея Михайловича выдающимся русским государственным деяте­лем А. Л. Ордин-Нащокиным (1605/1606—1680).

Такие события XVII в., как "Смута", избрание на царский пре­стол Михаила Романова, принятие в состав России Украины, цер­ковный раскол, заставляли по-новому решать идеологические про­блемы, решенные русскими мыслителями (как тогда казалось, на­всегда) в предшествующем столетии. Это в первую очередь проблема сущности царской власти, ее предназначения. Это и проблема со­отношения светской и церковной властей — "царства" и "священ­ства", проблема борьбы с ересью. Это, наконец, и проблема истори­ческой миссии Русского государства, и вопрос о причинах гибели государств в мировой истории, и противоположный ему вопрос о том, как уберечь государство от крушения.

Развитие политической и правовой мысли России в XVII в. про­исходило в условиях небывалого прежде духовного подъема рус­ского общества. Самым явным свидетельством его было резкое увеличение количества выпущенных в свет книг. В основе данного явления лежало вовлечение в активную общественную жизнь но­вых и более широких слоев населения, возрастание числа образо­ванных людей в простонародье — как среди горожан, так и среди сельских жителей. Одновременно расширилось и культурное про­странство: появились литературные центры в Поволжье, Сибири, на Севере.

Вовлечение в литературное творчество представителей самых различных слоев населения вызвало увеличение жанрового разно­образия литературных произведений, обогатило содержание после­дних новыми темами. Политическая и правовая мысль выражалась в XVII в. не только в "посланиях", "поучениях", "повестях", "сказа­ниях", летописях и законодательных актах и т. п., но и в политичес­ких трактатах, агитационных воззваниях, автобиографических со­чинениях. В указанном столетии большое развитие получила дело­вая письменность. Разного рода "записки" и "челобитные" стали выступать в качестве новых и довольно распространенных форм выражения политических и правовых идей. Кроме того, появился и такой новый литературный жанр, как сатирическая повесть. В форме этого жанра находила свое воплощение критика судебных поряд­ков, существовавших в России в XVII в. Наиболее яркими образца­ми произведений данного жанра были народная повесть о Шемя­киной суде и сатирический "Список с судного дела слово в слово, как был суд у леща с ершом", более известный как повесть о Ерше Ершовиче.

Новую жизнь в рамках семнадцатого столетия получило рус­ское литературное наследие прошлых веков. Многие сочинения, созданные в Киевской и Московской Руси в XI—XVI вв., сохрани­лись именно в списках указанного столетия. В их числе и знамени­тая переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским.

Духовная культура русского общества обогатилась в течение XVII в. и значительным числом произведений иностранных авто­ров, переведенных на русский язык. Во многом благодаря именно переводным произведениям в духовное поле русского общества вош­ли политические и правовые идеи Платона, Аристотеля, Ксено-фонта, Демосфена, Цицерона и других древних философов.

Неотъемлемой частью духовной культуры России стали в XVII в. сочинения западнорусских православных мыслителей Ук­раины и Белоруссии. В 40-х годах указанного столетия в Москве были напечатаны сборники полемических произведений украин­ских и белорусских богословов "Кириллова книга" и "Книга о вере".

Для развития русской политической и правовой мысли огром­ное значение всегда имело осмысление исторического опыта Рус­ского государства. Вместе с тем русские мыслители, начиная еще с эпохи Киевской Руси, не ограничивались этим опытом, но обраща­ли свое внимание и на историю других стран. В XVII в. наблюдает­ся небывалое прежде возрастание интереса русских мыслителей к устройству иностранных государств. В связи с этим появляются специальные сочинения, посвященные организации государствен­ной власти и управления в наиболее крупных европейских и ази­атских странах. Больше всего работ посвящается, естественно, Тур­ции, Польше, Англии, Франции.

< Попередня   Наступна >