§ 3. Периодизация истории политических и правовых учений

История политических и правовых учений - История политических и правовых учений

В учебной и научной литературе существовало и существует несколько периодизаций истории политических и правовых учений.

Господствовавший долгие годы так называемый "формационный подход" к периодизации не дал связной картины истории по­литических и правовых учений, искусственно разобщив ее по обще­ственно-экономическим формациям (рабовладельческая, феодаль­ная, капиталистическая, коммунистическая). Противопоставляемый формационному подходу цивилизационный подход по существу определяет лишь последовательность возникновения и существо­вания различных доктрин (Древний мир, Средние века, Новое и Новейшее время). Ни тот, ни другой подходы не дали содержатель­ного критерия и основания периодизации истории политических и правовых учений.

Наиболее переспективной основой периодизации истории поли­тических и правовых учений является социокультурный подход, т. е. системное рассмотрение и исследование социума (обществен­ных отношений, учреждений, организаций, деятельности, движений) и культуры (социальное мышление, духовный мир, ценностно-смыс­ловая сфера общественной жизни). Политические и правовые учения более всего связаны с политико-правовой областью духовной и ма­териальной жизни общества, так как любое учение о государстве, праве, политике разрабатывается с учетом современной ему поли­тико-правовой действительности, которая обязательно отражается в самом, казалось бы, абстрактном теоретическом построении. Так же как философия, по словам Гегеля, — это эпоха, схваченная в мысли, политико-правовая доктрина — это выраженная в системе понятий и категорий государственно-правовая реальность эпохи.

В укрупненном виде типология истории политических и пра­вовых учений включает три больших эпохи, соответствующих глав­ным периодам государственно организованного общества:

1) политике-правовая идеология сословно-кастового общества;

2) политические и правовые доктрины периода перехода к граж­данскому обществу;

3) политико

-правовая идеология гражданского общества.

К Первому Относится Период От возникновения права и госу­дарства примерно до XV—XVI вв. По формационной схеме данный период включает азиатский способ производства, рабовладельчес­кое и феодальное общества; по схеме общей истории — это Древний мир и Средние века.

Особенность этого периода, который в исторической науке иног­да называется "большая феодальная формация", состоит в том, что социальная структура общества определялась правом, не равным для разных сословий, а государство (чаще монархическое, чем рес­публиканское) зависело от высшего, наиболее привилегированного сословия и стояло на страже общественно-правового неравенства. Политико-правовая идеология этого периода строго различала лю­дей свободных и несвободных, привилегированных и непривилеги­рованных, "своих" (граждан данного государства, членов касты или сословия, лиц того же племени или расы, приверженцев определен­ной религии и церкви, сотоварищей по цеху и т. п.) и "чужих". Даже в наиболее развитых государствах, где имелись зародыши граж­данского общества, при определении государства как "дела народ­ного" под народом разумелась лишь малая часть общества (свобод­ные, имеющие гражданство), а крайне редкие рассуждения некото­рых философов V в. до н. э. о том, что все люди по природе равны, до сих пор дают обильную пищу для предположений, что эти рас­суждения надо либо толковать ограничительно, в классовом смыс­ле, либо отнести за счет неверного прочтения или передачи антич­ных источников.

Втором Период Охватывает XVI—XVIII вв. Он вообще не вме­щается в формационную схему, а по общеисторической периодиза­ции к нему относятся позднее Средневековье и начало Нового вре­мени.

Для истории политических и правовых учений этот период име­ет исключительно важное значение как эпоха грандиозных сдвигов, поисков, открытий в области политико-правовой идеологии и вооб­ще духовного развития Европы. Великие потрясения и перестройки тех веков обычно обозначаются именами собственными: Возрожде­ние, Реформация, Просвещение. Общая идея и исторический смысл данного периода состояли в признании и утверждении всеобщего равенства людей перед законом. В политико-правовой идеологии этого периода была сформулирована теоретическая модель бессос­ловного, гражданского общества равноправных людей, свободно проявляющих свою личность, предприимчивость и творческую инициативу, обоснован идеал общества, освобожденного от сослов­ных границ, лишних запретов и дотошной правовой регламентации.

Результатом политических революций в ряде стран Европы XVII—XVIII вв. стало становление и развитие гражданского (бес­сословного, промышленного, капиталистического) общества (XIX— XX вв.). Это — Третий Большой Период Развития политико-право­вой идеологии, проблематика которой пополняется рядом новых тем, порожденных сложностями развития современного государ­ства и права гражданского общества.

В процессе развития мировой цивилизации одни страны позже других вступали в названные выше эпохи, во второй или в третий периоды развития, в некоторых странах намечался даже и по­пятный процесс. Общая проблематика политико-правовых доктрин по-разному преломлялась в идеологии различных стран, обществен­ный строй, политико-правовые учреждения и духовный мир кото­рых имели свои особенности. Поэтому в учебной программе и, сле­довательно, в учебнике по истории политических и правовых уче­ний темы курса определены по хронологическо-региональному прин­ципу с учетом основных направлений политико-правовой идеоло­гии, существовавших в соответствующих странах и регионах.

< Попередня   Наступна >