Головна Російська юридична література История политических и правовых учений История политических и правовых учений § 4. Основные направления политической и правовой идеологии в период Английской революции и гражданской войны

§ 4. Основные направления политической и правовой идеологии в период Английской революции и гражданской войны

История политических и правовых учений - История политических и правовых учений

Для идеологии различных политических группировок, высту­павших в годы революции (1640—1649 гг.), характерно использова­ние религиозных форм. Идеологическим знаменем революционных сил являлся кальвинизм в его различных разновидностях. Одним из требований революции была "чистка" англиканской церкви от остатков католицизма; поэтому противники короля назывались Пури­танами (от английского pure или от латинского purus — чистый). Наряду с религиозными доводами идеологи революции использова­ли положения теории естественного права, ссылались на прирожден­ные права англичан; широкое распространение получила также идея договорного происхождения государственной власти.

Ведущей партией революций были Индепенденты (indepen­dent — независимый). Политико-правовые взгляды индепендентов выражены в памфлетах великого английского поэта Джона Миль­тона (1608—1674). Мильтон защищал свободу совести и равнопра­вие всех религий, кроме католической. Опровергая доводы идеоло­гов абсолютизма в защиту прав короля, Мильтон писал, что госу­дарство создано по велению Бога общественным соглашением наро­да, который в силу прирожденной свободы людей имеет право управ­лять собой и создать тот образ правления, какой ему угодно. Для защиты общего блага народ назначил правителей, королей и санов­ников, над которыми поставил законы. Если короли говорят, что их власть от Бога, то от Бога же и свобода народа, власть которого первична и основана на прирожденных правах. Король же, правя­щий тиранически, — нарушитель договора и законов. Когда тирана судят вместо того, чтобы просто убить, — это проявление кротости и милосердия народа. Такими доводами Мильтон оправдывал рево­люцию и казнь короля.

В целом индепенденты не были сторонниками широкой демо­кратии; поначалу они стремились утвердить в Англии конституци­онную монархию, затем (после 1649 г.) — республику с цензовым избирательным правом. В выступлениях "грандов" (так называли высших офицеров, сторонников Кромвеля), практических полити­ков и руководителей этой группировки, содержится характерная аргументация против демократических программ. Наиболее ясно и конкретно позицию индепендентов выразил в дискуссии с левелле­рами (см. ниже) зять Кромвеля генерал-комиссар Генри Айртон (1611—1651). "Все главное, о чем я говорю, сводится к необходимо­сти считаться с собственностью. Ведь она является важнейшей осно­вой всего королевства, и если вы, — обращался он к левеллерам, — уничтожите ее, вы уничтожите все".

Айртон оспаривал теорию естественного права, доводами ко­торой, как он считал, невозможно обосновать собственность; по ес­тественному праву каждый нуждающийся может посягнуть на чу­жое имущество. Основа собственности — не естественное, а именно гражданское право, источником которого является договор. "Ни за­кон Бога, ни закон природы не дают мне собственности, — пояснял Айртон. — Собственность есть установление человеческой консти­туции". Коль скоро собственность установлена государством, госу­дарство должно быть устроено так, чтобы собственность надежно охранялась. Гарантия собственности в том, чтобы во власти уча­ствовали те, "кто владеет постоянным интересом в стране", т. е. у кого находится земля, кто состоит в корпорациях, держит в руках всю торговлю. Только при этом условии "свобода может быть дана, а собственность не будет разрушена".

Исходя из этого Айртон возражал в 1648 г. против требования заменить монархию республикой; любая попытка пересмотра кон­ституции, особенно ее демократизация, рассматривалась как воз­можное посягательство на существующее распределение собствен­ности.

Против компромиссной позиции индепендентов, за республику и демократическую конституцию Англии выступили Левеллеры (leveller — уравнитель). Группа идеологов, получившая это назва­ние, сложилась в конце первой гражданской войны; ее опорой яв­лялись солдаты армии, требовавшие продолжения революции, де­мократизации государства, обеспечения прав и свобод народа.

Одним из идейных лидеров левеллеров был Джон Лилъберн (1613, 1614 или 1618—1657). В многочисленных памфлетах, петици­ях, проектах и письмах он ссылался на "Божье слово", разум и естественное право.

Прирожденными правами Лильберн и его единомышленники считали свободы слова, совести, печати, петиций, торговли, свободу от военной службы, равенство перед законом и судом. Все люди "по природе равны и одинаковы по силе, званию, власти и величию". Левеллеры резко выступали против сословных различий и приви-легий1. К числу естественных прав они относили частную собствен­ность.

Первостепенное значение левеллеры придавали проблемам де­мократизации государственного строя Англии. Государство, писал Лильберн, создано взаимным соглашением людей "для доброй пользы и блага каждого". Отсюда проистекает неотчуждаемое право наро­да организовать государство таким образом, чтобы это благо было обеспечено. Левеллеры требовали ликвидации королевской власти, палаты лордов, резко критиковали противостоявшие народу орга­ны власти. Ими разработаны проекты "Народного соглашения" — республиканской конституции Англии.

К основным требованиям левеллеров в области политической относились: народное представительство, избираемое на один или два года; предоставление избирательных прав всем англичанам с 21 года (кроме бывших активных сторонников короля); закрепле­ние прирожденного права англичан избирать шерифов, судей и других должностных лиц; совершенствование избирательной сис­темы (равная, пропорциональная система выборов). Порицая все­властие "Долгого парламента", Лильберн утверждал, что неразум­но, несправедливо и губительно для народа, чтобы законодатели были одновременно и исполнителями законов. Левеллеры утверж­дали, что при соединении в одних руках власти принимать законы, исполнять их и осуществлять суд неизбежны возрождение приви­легий, нарушения законности, узурпация власти.

При обсуждении проектов "Народного соглашения" возникла острая дискуссия о соотношении демократии и собственности. Воз­ражая против требования всеобщего избирательного права, Айртон ссылался на то, что большая часть населения не имеет собственно­сти: "Почему эти люди не могут проголосовать против собственно­сти?" Левеллеры тоже боялись поколебать отношения собственнос­ти. Они согласились ограничить избирательное право, предоставив его только домохозяевам.

В процессе развития революции все более активно обсуждался вопрос о соотношении свободы и собственности, собственности, го­сударства и права. В разгар второй гражданской войны своеоб­разное решение этого вопроса предложили Истинные левеллеры, Или Диггеры. В 1649 г. они организовали коммуну на холме св. Георгия и стали сообща вскапывать под огороды общинные земли; поэтому их прозвали "диггеры" (digger — копатель).

Наиболее видным теоретиком движения был Джерард Уин-стенли (1609—?).

Революция, писал Уинстенли, не закончена: всецело заслужи­вает одобрения упразднение монархии и палаты лордов, однако ненавистное королевское правление не будет уничтожено до тех пор, пока сохраняются частная собственность и обусловленное ею порабощение народа.

Уинстенли первым сформулировал понятие свободы, выразив­шее главное отличие коммунизма от буржуазной идеологии того времени: "Истинная республиканская свобода заключается в сво­бодном пользовании землей. Истинная свобода там, где человек получает пищу и средства для поддержания жизни".

В 1652 г. была опубликована книга Уинстенли "Закон свободы", в которой излагается целая программа мер, проводимых с помощью революционной власти и законов, направленных на создание строя общности имуществ.

В результате перевыборов парламента с преимуществами для неимущих и малоимущих, утверждал Уинстенли, будет учреждено республиканское правление, которое при активном содействии ре­волюционной армии передаст народу общинные земли, пустоши, земли, конфискованные у церкви и короля, и др.; на этих землях будут созданы коммунистические общины. Законы и воспитание подготовят условия для полного искоренения частной собственнос­ти, купли-продажи, денег, найма рабочей силы. После установле­ния "истинной республиканской свободы" вступит в силу новая конституция Англии.

Уинстенли излагает проект конституции государства, основан­ного на общности имуществ. Проект состоял из 62 законов (законы об обработке земли, о складах, о наблюдателях, о выборах должно­стных лиц, о свободе, о браке, законы против измены, против куп­ли-продажи, против праздности и др.).

Во главе Англии, проектировал Уинстенли, будет парламент, переизбираемый ежегодно; избирательные права должны иметь все мужчины с 20 лет (кроме преступников и тех, кто домогается дол­жностей). Принятые парламентом законы обсуждаются народом, который вправе отклонить их. Должностные лица (миротворцы, наблюдатели, судьи и др.) избираются на один год. В республике будет хорошо налаженная и централизованная служба информа­ции — "начальники почты" оповещают страну об открытиях, сде­ланных в искусстве, ремесле, сельском хозяйстве, о почестях, кото­рых удостоены изобретатели, о наиболее серьезных событиях, об ошибках и бедствиях и др. "Руководство хорошего правительства, таким образом осуществляемое, — мечтал Уинстенли, — может превратить всю страну, нет, даже всю земную фабрику в единую семью человечества и в единую хорошо управляемую республику".

Проект содержит также уголовные законы. К тем, кто попыта­ется восстановить частную собственность, к убийцам применяется смертная казнь; к тем, кто совершит другие тяжкие преступления, к упорным тунеядцам — так называемое рабство (т. е. каторжные работы) и телесные наказания. Лиц, совершивших менее опасные проступки, предупреждают и увещевают.

Идеи диггеров не получили широкого распространения в Ан­глии; не исключено их влияние на коммунистические теории Фран­ции середины XVIII в. (особенно на "Кодекс природы" Морелли; см. § 5 гл. 13).

Революционные события 1640—1649 гг. завершились провоз­глашением Англии республикой и установлением протектората Кромвеля; после его смерти была восстановлена монархия Стюар­тов (1660 г.). Дальнейшее развитие политико-правовой идеологии и завершение Английской революции связано с переворотом 1688 г. (см. § 6).

< Попередня   Наступна >