§ 3. Политико-правовые идеи средневековых ересей

История политических и правовых учений - История политических и правовых учений

В средневековой Европе ересью называлось религиозное уче­ние, признающее основные идеи (догматы) христианства, но пони­мающее и толкующее их иначе, чем господствующая церковь. Все еретики считали сея истинными христианами и выступали преж­де всего против духовенства и церкви, извратившей, по их мнению, подлинное учение Христа. Церковь, в свою очередь, обвиняла ере­тиков в неправильном толковании текстов Священного писания, в заимствовании идей посторонних религий или в повторении ерети­ческих идей, уже осужденных церковными соборами. Многие ереси были чисто богословскими и не касались общественно-политичес­ких проблем. Однако и такие ереси, получив широкое распростра­нение, становились опасными для авторитета господствующей церк­ви, которая искала и находила себе поддержку светской власти в истреблении инаковерующих. Еще опаснее для церкви были ереси, которые, взывая к текстам Нового завета, обвиняли духовенство в отступлении от апостольских правил, в корыстолюбии, тунеядстве, в непомерной гордыне и высокомерии, в пренебрежении заповедя­ми Христа. Наконец, ряд еретических учений и движений имел антифеодальный характер, осуждал не только церковь, но и крепо­стничество, дворянские привилегии, государство и право.

Первыми еретиками Европы, положившими начало широкому общественно-политическому движению, были Болгарские богомилы.

Введение в Болгарии христианства (864 г.), создание славянской письменности и распространение религиозных книг совпали с пе­риодом бурного развития феодальных отношений. Резкий и на­сильственный переход болгарского общества от общинно-патриар­хального строя к сословно-феодальному, захват крестьянских зе­мель царем, болярами, царскими слугами, церковью, обременение нищающих крестьян множеством повинностей в пользу богатых порождали массовое сомнение в том, что все это происходит по воле Бога, который добр и справедлив. Подтверждение этим сомнениям обнаружилось в Новом завете, в самом начале которого сказано, что все царства м

ира сего принадлежат не доброму Богу, а злому дья­волу. Так говорится в Евангелиях об искушении Христа: "И возве­дя Его на высокую гору, дьявол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, и сказал ему дьявол: Тебе дам власть над всеми этими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то все будет твое".

Болгарские еретики нашли в Новом завете много текстов, в которых противопоставлялись Бог и мир, дух и плоть, свет и тьма, добро и зло. Особенное внимание они обратили на тексты Еванге­лий, дающие основания отождествить дьявола с богатством: "Никто не может служить двум господам; ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне (богатству)". Из это­го богомилами делался вывод, что богатство и есть дьявол (злой бог). В богомильских сказаниях, распространенных во всех славян­ских странах, образно описано, как дьявол, когда изгнанный из рая Адам стал пахать землю, взял с него "кабальную запись" — на не­го и на все его потомство, поскольку земля присвоена им, дьяволом. С тех пор крестьяне и пребывают в кабале у слуг дьявола, захватив­ших пахотные земли.

В учении богомилов немало и от здоровой крестьянской логики: кому приятно видеть крест, на котором казнен сын Божий? Конечно же, не Богу, а именно дьяволу; поэтому крестами — орудия­ми казни украшают себя богатые, особенно церковь, продавшаяся дьяволу.

В служении дьяволу богомилы обвиняли быстро богатевшую церковь и духовенство. О церковных преданиях, уставах и обрядах они говорили: "Это не написано в Евангелии, а установлено людь­ми". Из всех обрядов богомилы признавали только посты, взаимную исповедь и молитву "Отче наш".

Богомилы утверждали, что господству богатства и насилия, феодальной кабале, миру зла, как сказано в Священном писании, близок конец: "Князь мира сего осужден... Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон".

В бескомпромиссной борьбе с феодальной церковью и всем фе­одальным строем богомилы создали по раннехристианскому образ­цу собственную организацию. Их проповедники ("апостолы") неус­танно провозглашали мятежные идеи: "Учат же своих не повино­ваться властелям своим, — писал современник богомильского движе­ния, — проклинают богатых, царя ненавидят, ругают старейшин, порицают боляр, считают царских слуг мерзкими Богу и всякому рабу не велят работать на своего господина".

Богомильское учение вскоре после возникновения распростра­нилось в других странах. В X—XI вв. под его влиянием возникли еретические движения в Византии, Сербии, Боснии, Киевской Руси. Особенно сильное воздействие это учение оказало на идеологию стран Западной Европы, в первую очередь Южной Франции и Се­верной Италии, где процветали города, были развиты культура, ремесло, торговля. Проповедь "добрых людей", катаров, патаренов, альбигойцев (так еретиков называли на Западе), имела успех у горожан, отдельных групп дворянства и крестьян; к концу XII в. католическая церковь потеряла влияние на юге Франции и севере Италии. В тайных писаниях, доставленных в Италию из Болгарии, излагались проблемы космогонии и мироздания, повествовалось о злом боге Ветхого завета, создавшем мир, и о Христе, призванном спасти людей из мира зла, тьмы и несправедливости. Для обсужде­ния проблем космогонии на собор катаров в Южную Францию (око­ло Тулузы) приезжали из Болгарии богомильские апостолы ("ере­тические епископы и папа", как их называли инквизиторы)

Для искоренения ереси римские папы организовали ряд крес­товых походов (альбигойские войны), учредили инквизицию и ни­щенствующие ордена (доминиканцы и францисканцы). Одновре­менно с учреждением инквизиции римский папа Иннокентий III повелел уничтожить все книги Священного писания, переведенные на народный язык. Затем (1229 г.) мирянам вообще было запрещено читать Библию.

Новые волны еретических движений начались во второй поло­вине XIV в.

Еретические движения XIV—XV вв. основывались на тех же идейных посылках, что и предшествующие им. Отвергая церковное предание как человеческое измышление, еретики ссылались для обоснования своих требований на тексты Священного писания. Край­не редко в ересях XIV—XV вв. воспроизводились идеи "двух бо­гов", свойственные ересям X—XIII вв., так как альбигойцы и па­мять о них были совершенно истреблены крестовыми походами и инквизицией. Большое распространение в наиболее радикальных ересях классического и позднего Средневековья получила идея "тысячелетнего царства", "Царствия Божьего", возвещенного в "От­кровении Иоанна" (Апокалипсисе).

Из Священного писания одни еретики делали вывод, что цер­ковные богатства противоречат заветам Христа и апостолов, что многочисленные обряды и церковные службы не имеют обоснова­ния в Новом завете, что церковь отклонилась от истинной веры и нуждается в существенном преобразовании. Другие еретики обра­щали внимание на то, что Священному писанию противоречат так­же сословное неравенство, крепостное право, дворянские привиле­гии, войны, казни, клятвы, суды. Одни еретики ограничивались требованием церковной реформы и нередко получали поддержку светской власти, другие — на основе Священного писания осужда­ли феодально-сословный строй и государство вообще

Ориентируясь на расстановку классово-сословных сил в период крестьянской войны в Германии 1525 г., Ф. Энгельс назвал первый тип ереси бюргерским, второй — крестьянско-плебейским. Эта ти­пология содержит социально-классовую характеристику ряда ере­тических движений, но за ее пределами остались многие значи­тельные в свое время секты и движения.

Одним из первых представителей ереси этого периода был про­фессор Оксфордского университета Джон Уиклиф, Выступивший в конце XIV в. против зависимости английской церкви от папской курии и вмешательства церкви в дела государства. Уиклиф осуж­дал церковную иерархию и церковное богатство, утверждая, что они противоречат писанию.

Одновременно с учением Уиклифа в Англии возникло движе­ние Лоллардов, Требовавших передачи земель крестьянским общи­нам и ликвидации крепостного права. Их учение играло видную роль при подготовке крупнейшего крестьянского восстания Уота Тайлера (1381 г.), одним из вождей которого был проповедник Джон Болл. Ссылаясь на писание, лолларды осуждали сословное неравен­ство. "Откуда же взялись их права, — говорил Джон Болл о дворя­нах, — если они не были плодом узурпации? Ведь в те времена, когда Адам пахал землю, а Ева пряла, не было и речи о дворянах".

Вскоре после подавления движения лоллардов началась Рефор­мация в Чехии. Начало Реформации было положено выступлением Яна Гуса Против привилегий духовенства, десятины и церковных богатств. После вероломной казни Гуса (1415 г.) развернулась наци­онально-чешская война против немецкого дворянства и верховной власти германского императора. В гуситском движении вскоре оп­ределились два течения — чашники и табориты.

Программа Чашников Сводилась к ликвидации привилегий ду­ховенства, лишению церкви светской власти, секуляризации (пере­даче светской власти) церковных богатств и признанию самостоя­тельности чешской церкви.

Радикальнее были требования Таборитов, Которые выступали не только против католической церкви и церковной иерархии, но и за уничтожение привилегий как немецкого, так и чешского дворян­ства, за ликвидацию крепостного права и феодальных повинностей и т. д. Табориты утверждали, что скоро наступит "тысячелетнее царство", в котором все будут равны и совместно будут решать общие дела, не будет богатых и бедных, собственности и государ­ства.

Лозунги таборитов и чашников вскоре были использованы во время Реформации в Германии.

< Попередня   Наступна >