§ 6. Политико-правовая идеология Франции в период Великой революции

История политических и правовых учений - История политических и правовых учений

Начало Великой французской революции положили созыв Ге­неральных штатов, образование Национального собрания, вскоре провозгласившего себя Учредительным (Конституционным) собра­нием, восстание парижского народа и взятие Бастилии. Явная по­беда над Старым порядком создала условия для осуществления идей Руссо, Монтескье и других просветителей.

Важным достижением революции стала Декларация прав чело­века и гражданина (провозглашена 26 августа 1789 г.).

В декларации все люди объявлялись свободными и равными в правах. Провозглашались естественные и неотъемлемые права че­ловека: свобода, собственность, безопасность и сопротивление уг­нетению. Свобода определялась как возможность делать все, что не приносит вреда другому. "Все. что не воспрещено законом, то дозволено". В соответствии с теорией Руссо закон определялся как "выражение общей воли". Вместе с тем, сообразно теории Локка и Монтескье, признавалась необходимость разделения властей: "Об­щество, в котором не обеспечено пользование правами и не прове­дено разделение властей, не имеет конституции". Влияние идей Монтескье сказалось и в том, что значительное внимание в декла­рации уделено принципам уголовного права и процесса, от кото­рых, писал автор "Духа законов", зависит политическая свобода. Соответственно, в декларации закреплены презумпция невиновно­сти, недопустимость произвольных арестов, запрет обратной силы уголовного закона и другие прогрессивные принципы.

Собственность названа правом священным и неприкосновенным. Установление и взимание налогов ("общих взносов") допускается лишь с согласия граждан или их представителей, имеющих также и право следить за расходованием собранных налогов.

Скептически относясь к возможности осуществления широкой непосредственной демократии в большой стране, составители дек­ларации заменили идею народного суверенитета Руссо идеей суве­ренитета нации: "Источник суверенитета зиждется по суще

ству в нации".

В соответствии с основной идеей Просвещения ("все зло от не­вежества") необходимость принятия и провозглашения деклара­ции ее составители объясняли тем, что "лишь невежество, забвение прав человека и пренебрежение к ним являются единственны­ми причинами общественных бедствий и пороков правительств". Основные положения декларации сформулированы абстрактно, так, чтобы они могли быть восприняты любым народом, освобождаю­щимся от феодального деспотизма. Исходя из идеи естественного равенства людей, авторы стремились создать декларацию прав для всех народов и на все времена.

Идейные вожди и теоретики Национального собрания (их на­зывали — "конституционалисты") Стремились законодательно закрепить итоги революции и стабилизировать развитие Франции. В Конституции 1791 г. конкретизированы и несколько дополнены права и свободы, установленные Декларацией 1789 г. Провозгла­шены некоторые социальные права, обещано организовать народ­ное бесплатное образование, а также создать учреждения для при­искания работы безработным и для облегчения участи неимущих и убогих.

Развивая идею "национального суверенитета", конституциона­листы отказались от непосредственной демократии: "Нация, кото­рая является единственным источником всех властей, может осу­ществить их лишь путем уполномочия. Французская конституция носит характер представительный; представителями являются за­конодательный корпус и король".

Основой Конституции было разделение властей по образцу, из­ложенному Монтескье, с тем существенным коррективом, что за­конодательную власть осуществляло однопалатное Национальное собрание (все сословные различия были упразднены в начале ре­волюции). Монарх наделялся титулом "король французов"; его пол­номочия были обширны, но в конституции подчеркивалось подчи­нение исполнительной власти закону.

Существенным отступлением от идей равенства граждан стало их деление на "активных" и "пассивных" на основе имущественно­го ценза. В процессе подготовки конституции в обоснование иму­щественного ценза выдвигались примерно те же доводы, что и во времена Английской революции: утверждалось, в частности, что неимущее большинство, получив политические права, может по­сягнуть на собственность; только состоятельные люди способны по­лучить образование; только они заинтересованы в процветании стра­ны, где находится их имущество; несправедливо и опасно давать право участвовать в учреждении налогов тем, кто их не платит.

Свойственная Просвещению вера во всесилие закона вырази­лась в том, что Конституцией 1791 г. был установлен такой по­рядок ее пересмотра, что она не могла быть изменена в течение примерно 8—10 лет после ее принятия. Однако эта конституция действовала чуть более года (с 3 сентября 1791 г. по 21 сентября 1792 г.).

На волне широкого недовольства политикой короля Якобин­ский клуб и Парижская коммуна организовали 20 августа 1792 г. штурм королевского дворца парижанами и марсельскими добро­вольцами. После свержения короля был избран на основе всеобще­го (для мужчин) избирательного права Национальный Конвент.

Ведущее положение в Конвенте поначалу принадлежало Жи­рондистам. Жирондисты считали, что цели революции в основном достигнуты в результате упразднения сословных привилегий, про­возглашения республики и учреждения всеобщего избирательного права; дальнейшее развитие Франции, по их замыслам, должно осуществляться в порядке текущего законодательства. Их трево­жило нарастающее бунтарство социальных низов в Париже, где события порой выходили из-под контроля законных органов влас­ти. Для ослабления внутренних противоречий в стране жирондис­ты предлагали развернуть революционную войну Франции против феодальных монархий.

В основе подготовленного жирондистами проекта Конституции лежали идеи народного суверенитета Руссо, принципы сочетания представительной и непосредственной демократии. Ссылаясь на идеи Руссо, Монтескье и других просветителей, жирондисты утвержда­ли, что для учреждения республики в такой большой стране, как Франция, необходима федерация; о том уже свидетельствовал опыт США. Поэтому в их проекте конституции предусматривалось рас­ширение прав департаментов и ослабление центральной власти Парижа.

Жирондисты пытались помочь голодающим и малоимущим; был принят закон о максимальных ценах на зерно (первый "макси­мум"). Но Якобинцы — наиболее экстремистская часть Конвен­та, — при поддержке Парижской коммуны организовали (в ночь с 30 на 31 мая 1793 г.) свержение жирондистов, стали господствую­щей партией в Конвенте, а затем и во всей Франции (было создано более 40 000 якобинских комитетов и клубов, руководимых из Па­рижа).

Якобинским Конвентом в том же году была принята новая Кон­ституция. В Декларации прав человека и гражданина, предпослан­ной Конституции 1793 г., провозглашались в основном те же права, что и в Декларации 1789 г.: равенство, свобода, безопасность, соб­ственность. Поначалу Робеспьер предлагал не включать собствен­ность в число естественных прав человека, рассматривая ее как только гражданское (т. е. подлежащее государственному регулиро­ванию) право, но под давлением большой части Конвента изменил свои взгляды. В Декларации 1793 г., принятой якобинским Конвен­том, подробно и конкретно определены право собственности и сво­бода предпринимательской деятельности: "Право собственности состоит в принадлежащей каждому гражданину возможности пользоваться и располагать по усмотрению своим имуществом, своими доходами, плодами своего труда и своего промысла... Гражданам не может быть воспрещено заниматься каким угодно трудом, зем­леделием, промыслом, торговлей".

В якобинской декларации и конституции воспроизводились со­державшиеся в Конституции 1791 г. положения о некоторых со­циальных правах: право на образование, государственное обеспе­чение, на пропитание неимущих, трудоустройство безработных. В декларации содержалось теоретическое обоснование свобод мыс­ли, печати, собраний, совершения религиозных обрядов: "Необхо­димость провозглашения этих прав предполагает наличие деспо­тизма или живое воспоминание о нем".

Право на сопротивление угнетению получило обширное и яр­кое воплощение как право оказать сопротивление силой осуществ­лению незаконного акта, право и обязанность восстания против правительства, нарушающего права народа. Положения о власти строились в соответствии с теорией Руссо: "Суверенитет зиждется в народе: он един, неделим, не погашается давностью и неотчуж­даем".

Отказавшись от свойственных Конституции 1791 г. понятий "раз­деление властей" и "суверенитет нации", Конституция 1793 г. от­вергла и усложненный порядок изменения конституции: "Народ всегда сохраняет за собой право пересмотра, преобразования и из­менения своей Конституции. Ни одно поколение не может подчи­нить своим законам поколения будущие".

В Конституции 1793 г. представительная демократия органи­чески соединялась с непосредственной демократией: Законодатель­ный корпус предлагал законы, народ их принимал.

В якобинской Конституции многое было взято из жирондист­ского проекта; главным противоречием их конституционных идей было отношение к форме государственного единства. Если жирон­дисты, следуя Руссо и Монтескье, были за федерацию департа­ментов, то в якобинской конституции сказано: "Французская рес­публика едина и неделима". После "федералистского восстания" в Лионе якобинцы стали приравнивать "федералистов" к изменни­кам родины, контрреволюционерам, врагам народа.

Конституция 1793 г. была принята Конвентом (24 июня 1793 г.), утверждена плебисцитом, но никогда не была введена в действие. Нашествие армий феодальных монархов, контрреволюционные и антиякобинские восстания, перераставшие в гражданскую войну, побудили Конвент ввести революционный порядок управления "вплоть до заключения мира". Стремясь оправдать отступления от демократии, террор и другие чрезвычайные меры, Робеспьер, го­воря о принципах революционного правления, опирался на рас­суждения Руссо о диктатуре, заставляющей умолкнуть все законы, когда речь идет о спасении отечества. "В подобных случаях, — писал Руссо, — общая воля несомненна, так как очевидно, что глав­ное стремление народа заключается в том, чтобы государство не погибло". Развивая эти мысли, Робеспьер разъяснял Конвенту, что революционное правительство, в отличие от правительства кон­ституционного, "опирается на самый священный из всех зако­нов — спасение народа; на самое неоспоримое из всех прав — необходимость".

Якобинцы организовали революционную армию, способную от­разить интервенцию, создали могучий аппарат подавления загово­ров и восстаний внутри страны. В период якобинской диктатуры были окончательно упразднены феодальные права и возвращены крестьянам общинные земли. Для борьбы со спекуляцией опреде­лялись максимальные цены на продукты и предметы массового потребления.

Якобинцы искореняли феодальную собственность на землю, но в период их правления действовал декрет о смертной казни за одно лишь предложение "аграрного закона" и всякого другого за­кона против земельной, торговой и промышленной собственности. Они осуществляли революционные меры против спекуляции, рек­визировали продовольствие и устанавливали максимальные цены, но провозгласили частную собственность естественным правом и порой проявляли робость и непоследовательность в обеспечении неимущих. Они провозгласили право на труд, но установили мак­симум заработной платы и оставили в силе закон Ле-Шапелье, запрещавший организацию рабочих союзов и собраний. Пытаясь смягчить социальные противоречия и идейно объединить все слои общества, сторонники Робеспьера декретировали общеобязатель­ную "гражданскую религию", но породили возмущение и яростный протест инакомыслящих против насильственного навязывания ис­кусственной религии. Якобинцы провозгласили беспощадный террор против аристократов и контрреволюционеров, но более 90% жертв этого террора составили представители третьего сословия. Стре­мясь к единомыслию, сторонники Робеспьера уничтожали "уме­ренных", предлагавших смягчить чрезвычайные меры (жирондис­тов, дантонистов и др.), но столь же беспощадно они истребляли "неумеренных", призывавших ужесточить террор и углубить ре­волюцию (эбертистов, "бешеных" и др.). В конце концов, по якобин­ским декретам в категорию "врагов народа" и "подозреваемых", подлежащих трибуналу и казни, попало практически все населе­ние Франции кроме Робеспьера и нескольких его сторонников. По­этому термидорианский переворот (27 июля 1794 г.), положивший конец вакханалии якобинского террора, почти не встретил сопро­тивления.

В процессе развития революции некоторые мыслители, при­надлежавшие к якобинскому клубу (Буассель) либо сочувствую­щие жирондистам (Ретиф), выдвигали проекты переустройства Франции на основе общности имуществ. Тогда же появились тер­мины "коммунисты", "коммунизм". Эти проекты сколько-нибудь широкой поддержки и известности в тот период не получили.

< Попередня   Наступна >