ГЛАВА 3. Политические и правовые учения в Древней Греции // § 1. Введение

История политических и правовых учений - История политических и правовых учений

В середине I тысячелетия до н. э. в Греции завершается переход к рабовладельческому строю. На характер и сроки этого перехода решающее воздействие оказала довольно рано возникшая у греков морская торговля — ее развитие стимулировало рост городов и создание греческих колоний вокруг Средиземного моря, ускорило имущественное расслоение общества. Благодаря оживленным свя­зям с другими странами торговые центры Греции превратились в мощные очаги культуры, куда стекались новейшие достижения в области техники, естествознания, письменности и права.

Социально-политический строй Древней Греции представлял собой своеобразную систему независимых полисов, т. е. небольших, иногда даже крошечных государств. Территория полиса состояла из города и прилегающих к нему селений. По подсчетам современ­ных историков численность свободного населения полиса редко превышала 100 тыс. человек.

Общей чертой полисной жизни VII—V вв. до н. э. являлась борь­ба между родовой аристократией, перераставшей в рабовладельчес­кую наследственную знать, и торгово-ремесленными кругами, об­разовывавшими вместе с отдельными слоями крестьянства лагерь демократии. В зависимости от перевеса той или иной стороны госу­дарственная власть в полисах принимала форму либо аристокра­тического правления (например, в Спарте), либо демократии (Афи­ны), либо переходного правления тиранов (тирания — власть одно­го или нескольких лиц, узурпировавших ее силой).

С превращением рабства в господствующий способ эксплуата­ции росло имущественное неравенство свободных, обострялись со­циальные противоречия древнегреческого общества. Богатые рабо­владельцы, оттесняя родовитую знать и демократически настроен­ные средние классы, устанавливали в ряде полисов олигархические режимы. Борьбу среди свободного населения усугубляли антагони­стические отношения рабовладельцев и рабов. Основанные на гос­подстве аристократии или демократии государства-полисы объеди­нялись в военно-политические коалиции и государственны

е союзы (Афинский морской союз, Пелопоннесский союз под гегемонией Спар­ты и др.). Противоборство этих коалиций порождало политические перевороты в полисах и междоусобные войны, самой масштабной из которых была Пелопоннесская война 431—404 гг. до н. э.

В результате продолжительных междоусобных войн, подорвав­ших экономику полисов, они приходят в упадок и переживают глу­бокий кризис. Во второй половине IV в. до н. э. древнегреческие государства были покорены Македонией, а позже (II в. до н. э.) — Римом.

Политическая идеология Древней Греции, как и других стран древности, формировалась в процессе разложения мифа и выделе­ния относительно самостоятельных форм общественного сознания. Развитие этого процесса в античной Греции, где сложилось рабо­владельческое общество, имело значительные особенности по срав­нению со странами Древнего Востока.

Интенсивная торговая деятельность греков, расширявшая их познавательный кругозор, совершенствование технических навы­ков и умений, активное участие граждан в делах полиса, особенно демократического, вызвали кризис мифологических представлений и побуждали искать новые приемы объяснения происходящего в мире. На этой почве в Древней Греции зарождается философия как особая, теоретическая форма мировоззрения. Политико-правовые концепции начинают разрабатываться в рамках общефилософских учений.

В состав философского мировоззрения входили тогда все фор­мы теоретического сознания — натурфилософия, теология, этика, политическая теория и др. Политико-правовые учения Древней Греции складывались в результате сложных взаимодействий поли­тической идеологии с иными формами общественного сознания.

Для развития социально-политической теории первостепенное значение имело расширение эмпирических знаний. Многообразие политического опыта, накопленного в государствах-полисах, стиму­лировало теоретические обобщения практики осуществления влас­ти и создание учений, в которых поднимались проблемы возникно­вения государств, их классификации, наилучшей формы устрой­ства. Правовая мысль Древней Греции постоянно обращалась к сравнительному изучению законов, которые установили в полисах первые законодатели (Ликург — в Спарте, Солон — в Афинах). В произведениях греческих мыслителей была разработана класси­фикация форм государства (монархия, аристократия, демократия и др.), вошедшая в понятийный аппарат современной политической науки.

На содержание античных политико-правовых концепций огром­ное влияние оказало также развитие этики, утверждение в рабо­владельческом обществе индивидуалистической морали. Частнособственнические отношения и рабство подорвали патриархальные устои общинной жизни, сохранявшиеся в полисах, противопостави­ли индивидов друг другу. Если в этико-политических концепциях Древнего Востока речь шла о той или иной интерпретации общин­ной морали, то в античной Греции на передний план выдвигаются вопросы, связанные с положением индивида в обществе, возможно­стью морального выбора и субъективной стороной поведения чело­века. Опираясь на идеи нравственной свободы индивида, предста­вители демократии разрабатывали учения о равенстве граждан и договорном происхождении закона и государства.

Начиная с III в. до н. э., когда древнегреческие государства утратили свою независимость, в общественном сознании происхо­дят глубокие изменения. Среди свободного населения нарастают настроения безысходности и аполитизма, усиливаются религиоз­ные искания. Теоретические исследования политики в этот период подменяются нравоучениями индивидуалистического толка (сто­ицизм, школа Эпикура).

< Попередня   Наступна >