§ 2. Теория естественного права. Учение Г. Гроция о праве и государстве

История политических и правовых учений - История политических и правовых учений

Первым крупным теоретиком школы естественного права был нидерландский ученый Гуго Гроций (1583—1645).

Нидерланды1 XVII в. представляли собой наиболее развитую страну того времени. В результате успешной борьбы против гнета испанского короля и феодалов Нидерланды добились независимос­ти и создания республики. Между группами горожан и дворянства Нидерландов шла борьба за власть, нередко в форме столкновений кальвинистских сект. Приняв участие в этой борьбе, Гроций был осужден сторонниками враждебной группировки и вынужден эмиг­рировать во Францию. Там он написал знаменитый трактат "О праве войны и мира. Три книги" (1625 г.).

Цель трактата — решение актуальных проблем международ­ного права. Разбор теоретических проблем войны и мира потребо­вал решения более общих вопросов о праве, справедливости, их источниках, формах существования, методах изучения. В резуль­тате Гроцием была разработана политико-правовая доктрина, осно­ванная на новой методологии, содержащая оригинальные решения ряда проблем общей теории права и государства, а также некото­рые радикальные для того времени программные положения.

Исходный пункт учения Гроция — природа человека, соци­альные качества людей. Гроций различает право естественное и право волеустановленное.

Источником естественного права является человеческий разум, в котором заложено стремление к спокойному общению человека с другими людьми. На этой основе Гроций определяет предписания естественного права (требования разума), к которым относит "как воздержание от чужого имущества, так и возвращение полученной чужой вещи и возмещение извлеченной из нее выгоды, обязанность соблюдения обещаний, возмещение ущерба, причиненного по на­шей вине, а также воздаяние людям заслуженного наказания".

Волеустановленное право (оно делится на человеческое и бо­жественное) должно соответствовать предписаниям естественного права.

Противопоставление Гроцием требований естественного прав

а нормам права волеустановленного, т. е. существовавшим в большин­стве стран феодальным правовым институтам, явилось орудием критики феодального права и феодального строя в целом. Сам Гро-ций еще не делал из теории естественного права радикальных вы­водов; но теоретические основы для таких выводов заложены были Гроцием.

Согласно Гроцию некогда существовало "естественное состоя­ние", когда не было ни государства, ни частной собственности. Раз­витие человечества, утрата им первоначальной простоты, стремле­ние людей к общению, их способность руководствоваться разумом побудили их заключить договор о создании государства.

Теория договорного происхождения государства резко проти­востояла феодальным концепциям богоустановленности власти. "Пер­воначально люди объединились в государство не по божественному повелению, — писал Гроций, — но добровольно, убедившись на опыте в бессилии отдельных рассеянных семейств против насилия, откуда ведет свое происхождение гражданская власть".

Идея договорного происхождения государства высказывалась в истории политико-правовой мысли задолго до Гроция; в практике Средних веков договоры между феодалами, между феодалами и городами были формой, источником права, в том числе и публично­го права. Но только у Гроция договор о создании государства рас­сматривается как исходное понятие теории государства, как основа самого государства, длящихся отношений власти и подчинения. Начи­ная с Греция почти все теоретические построения XVII—XVIII вв., объясняющие сущность, причины, способы создания государства, исходили из этой посылки.

Государство Гроций определял как "совершенный союз свобод­ных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы". Признаком государства является верховная власть, к атрибутам которой Гроций, подобно Бодену, относил издание законов (в обла­сти как религиозной, так и светской), правосудие, назначение дол­жностных лиц и руководство их деятельностью, взимание налогов, вопросы войны и мира, заключение международных договоров.

Первостепенное внимание к проблемам международного права требовало специального исследования вопроса о носителе верхов­ной власти, а тем самым о формах правления. Гроций писал, что каждая существующая форма правления имеет своим источником общественный договор, поэтому носителем суверенитета являются лицо, или группа лиц, или собрание либо сочетание лиц и собраний, обладающие атрибутами верховной власти.

Носители верховной власти представляют государство не толь­ко в международных связях, но и в отношениях с собственным народом. При создании государства народ мог избрать любую форму правления; но, избрав ее, народ должен повиноваться правите­лям и не может без их согласия изменить форму правления, ибо договоры в соответствии с естественным правом должны испол­няться. Поэтому Гроций считал правомерной любую существую­щую форму правления и отрицал право подданных сопротивляться хотя бы и несправедливым предписаниям власти.

Однако в эту концепцию Гроций вносит ряд существенных кор­рективов. Во-первых, народ может изменить образ правления, если такое право (явно или неявно) оставлено за ним общественным договором либо если договор расторгнут правителями государства. Во-вторых, что более существенно для доктрины, при особых обсто­ятельствах право народа преобразовать государство вытекает из существа общественного договора. Поскольку при заключении об­щественного договора люди вряд ли возложили на себя "суровую обязанность при всех обстоятельствах предпочесть смерть необхо­димости вооруженного сопротивления насилию начальствующих лиц", подданные вправе считать общественный договор расторгну­тым в случае "крайней необходимости", "большой и явной опасно­сти", грозящей подданным со стороны правителей государства. К таким случаям относится тот, когда "царь, проникнутый чисто враж­дебным духом, замышляет гибель всего народа". В частности, заме­чал Гроций, явно имея в виду борьбу Нидерландов против гнета феодальной Испании, правомерно сопротивление монарху, если "ради благополучия одного народа он задумает гибель другого, что­бы устроить там колонии".

Гроций осуждал агрессивные, захватнические войны, считал, что их зачинщики должны нести ответственность. Если же война началась, то она должна вестись ради заключения мира и подчи­няться принципам естественного права. Одним из принципов меж­дународного права Гроций считал незыблемость договоров между государствами.

Книга Гроция уже в 1627 г. по распоряжению папы была вне­сена в Индекс запрещенных книг; тем не менее за 30 последующих лет вышло более 40 ее различных изданий. Разработанная Гроцием теория естественного права и идея общественного договора сразу же приобрели интернациональный характер; после Гроция крупней­шим их теоретиком был англичанин Т. Гоббс (см. § 3), делавший, однако, из концепции общественного договора выводы в защиту абсолютизма. С этими выводами резко полемизировал нидерланд­ский философ Спиноза (см. § 5).

< Попередня   Наступна >