Головна Російська юридична література История политических и правовых учений История политических и правовых учений ГЛАВА 2. Политические и правовые учения в государствах Древнего Востока // § 1. Введение

ГЛАВА 2. Политические и правовые учения в государствах Древнего Востока // § 1. Введение

История политических и правовых учений - История политических и правовых учений

Древнейшие политико-правовые учения возникли в Египте, Индии, Палестине, Китае и других странах Востока.

В цивилизациях Древнего Востока сложился самый ранний тип общества, пришедшего на смену первобытному. Экономически он характеризуется господством патриархального натурального хозяй­ства, устойчивостью государственных форм собственности на зем­лю и общинного землевладения, крайне медленным развитием ин­дивидуальной частной собственности.

Основную массу населения в государствах Древнего Востока составляли крестьяне, объединенные в сельские общины. Рабовла­дение, несмотря на довольно широкое распространение в некото­рых странах (например, в Египте, Индии), в производстве решаю­щей роли не играло. Привилегированное положение в обществе занимали лица, принадлежащие к аппарату государственной влас­ти, придворная и имущественная знать. Современные исследовате­ли относят древневосточные общества к так называемым локаль­ным (или речным) цивилизациям земледельческого типа.

На содержании политической идеологии Древнего Востока ска­зались прежде всего традиционализм общинной жизни и незре­лость классов. Патриархальные сельские общины ограничивали инициативу человека, удерживая его в рамках вековых обычаев. Политическая мысль Древнего Востока длительное время развива­лась на основе религиозно-мифологического мировоззрения, унас­ледованного от родового строя.

Главенствующее место в политическом сознании раннеклассо­вых обществ занимали мифы о божественном, сверхъестественном происхождении общественных порядков. С этими мифами были тесно связаны традиции обожествления существующей власти и ее пред­писаний. Цари, жрецы, судьи и другие представители власти счи­тались потомками или наместниками богов и наделялись священ­ными чертами.

Политические взгляды тесно переплетались с общемировоз­зренческими (философскими), моральными и иными представлениями. Древнейшие правовые запреты, например, являлись одновре­менно общемировоззренческими

принципами (законами всего мира), религиозными заповедями и моральными предписаниями. Такого рода воззрения прослеживаются в законах царя Хаммурапи, в пра­вовых предписаниях Талмуда, в индийских религиозных книгах. В государствах Древнего Востока политические и правовые учения еще не обособились от мифов, не сформировались в относительно самостоятельную сферу общественного сознания.

Незавершенный характер этого процесса проявлялся в следу­ющем.

Во-первых, политико-правовые учения Древнего Востока были сугубо прикладными. Главное содержание их составляли вопросы, касающиеся искусства ("ремесла") управления, механизма осуще­ствления власти и правосудия. Иначе говоря, в политических док­тринах не столько содержались теоретические обобщения, сколько разрабатывались конкретные проблемы техники и методов отправ­ления власти.

Государственная власть при этом в подавляющем большинстве учений отождествлялась с властью царя или императора. Причи­ной тому послужила свойственная Древнему Востоку тенденция к усилению власти единоличных правителей и образованию такой формы государственного управления обществом, как восточная дес­потия. Верховный правитель считался олицетворением государства, средоточием всей государственной жизни. "Государь и его держа­ва — вот главные элементы государства", — сказано в индийском трактате "Артхашастра".

Во-вторых, политико-правовые учения Древнего Востока не от­делялись от морали и представляли собой этико-политические док­трины. Повышенный интерес к проблемам морали вообще харак­терен для идеологии формирующихся классов. Это общая законо­мерность всей истории политической мысли, и наиболее отчетливо она проявилась на стадии формирования раннеклассовых обществ.

Преобразования в обществе и государстве во многих древне­восточных учениях связывались с изменениями морального облика людей. Само искусство управления подчас сводится к нравственно­му совершенствованию государя, к управлению силой личного при­мера. "Если правитель утвердит свое совершенство, — подчерки­валось в китайской книге "Шу цзин", — то во всем его многочис­ленном народе не будет сообществ злоумышленников". Многие ак­ции социального протеста проходили под лозунгами морального содержания и были направлены против конкретных носителей или узурпаторов власти. Народные массы выступали главным образом за восстановление справедливости, перераспределение богатства, но не подвергали сомнению экономические и политические основы общества.

В-третьих, для политико-правовых учений Древнего Востока характерно то, что в них не только сохранялись, но и развивались религиозно-мифологические воззрения. Преобладание в политико-правовых учениях практико-прикладной и нравственной тематики приводило к тому, что наиболее общие, отвлеченные от непосред­ственной практики вопросы (например, происхождение государ­ства и права, их историческое развитие) оставались без решения либо решались при помощи тех воззрений, которые предоставляло религиозно-мифологическое сознание.

Социально-политические теории Древнего Востока, одним сло­вом, являлись сложными идеологическими образованиями, состояв­шими из религиозных догм, моральных представлений и приклад­ных знаний о политике и праве. Соотношение этих элементов в различных учениях было неодинаково.

Развернутые религиозные учения были созданы идеологами господствующих сословий (культ фараона в Египте, идеология брах­манизма в Индии и др.). Эти учения освящали социальное неравен­ство, привилегии знати, власть верхушки. Основы общества объяв­лялись божественными установлениями, и любая попытка посяга­тельства на них рассматривалась как вызов богам. Народным мас­сам стремились внушить благоговейный страх перед божественной властью государя, привить смирение и покорность.

Господствующей идеологии противостояли политические взгляды угнетенных. Они критиковали официальные религиозные догмы, искали новые формы веры (например, ранний буддизм), выступали против гнета и произвола, выдвигали требования в защиту спра­ведливости. Их идеи оказывали значительное влияние на развитие политической теории. Правящие круги всегда были вынуждены учитывать в идеологии требования эксплуатируемого большинства. Некоторые идеи социальных низов, как, скажем, призыв библей­ского пророка Исайи перековать мечи на орала, используются в политической идеологии до сих пор.

Вследствие экономической отсталости, завоевательных войн и других причин многие государства Древнего Востока утратили не­зависимость или погибли. Возникшие в них политико-правовые уче­ния, как правило, не получали развития. Последовательная пре­емственность истории политико-правовой мысли сохранялась лишь в Индии и Китае.

< Попередня   Наступна >