§ 3. Политико-правовые взгляды Т. Джефферсона

История политических и правовых учений - История политических и правовых учений

Политические взгляды Томаса Джефферсона (1743—1826), став­шего после образования США их третьим президентом, были близ­ки к политическим взглядам Пейна. Как и Пейн, Джефферсон вос­принял естественно-правовую доктрину в ее наиболее радикаль­ной и демократической трактовке. Отсюда близость его политичес­ких и правовых взглядов к идеям Руссо. Правда, до начала Войны за независимость Джефферсон надеялся на мирное разрешение конфликта с Англией и испытывал влияние теории разделения властей Монтескье. Но это не помешало ему впоследствии крити­ковать Конституцию США 1787 г., воспринявшую разделение вла­стей как систему "сдержек и противовесов" и дававшую президен­ту возможность переизбираться неограниченное число раз и тем самым, по мнению Джефферсона, превратиться в пожизненного монарха. Большим недостатком Конституции он считал отсутствие в ней Билля о правах, особенно свобод слова, печати, религии.

Радикальная и демократическая трактовка естественно-право­вой концепции проявилась в представлении Джефферсона об об­щественном договоре как основе устройства общества, дающем всем его участникам право конституировать государственную власть. Отсюда логически вытекала идея народного суверенитета и равен­ства граждан в политических, в том числе избирательных, правах.

Джефферсон критиковал капитализм, набиравший в США силу, ведший к разорению и обнищанию широких слоев населения. Од­нако главной причиной этих бедствий он считал развитие крупного капиталистического производства и идеализировал мелкое фер­мерское хозяйство. Его идеалом была демократическая республика свободных и равноправных фермеров. Этот идеал был утопичес­ким, но активная его пропаганда Джефферсоном сыграла большую роль в привлечении широких народных масс к активному участию в Войне за независимость.

Еще большее значение имело то обстоятельство, что Джеффер-сон был основным автором проекта Декларации независимости — конституционного документа, который, исходя из демократич

еской и революционной трактовки естественно-правовой доктрины, обо­сновывал правомерность отделения колоний от Англии и образова­ния ими самостоятельного, независимого государства.

Разрыв с религиозными представлениями о государственной власти, еще характерными для этой эпохи (упоминание о Боге-творце сделано в Декларации мимоходом и ничего не меняет в ее содержании), и естественно-правовая аргументация, народный су­веренитет и право на революцию, защита свободы личности и прав граждан — все это делало Декларацию независимости выдающим­ся теоретическим и политическим документом своего времени. Не следует забывать, что на континенте Европы в те годы еще царил феодально-абсолютистский произвол, а английская монархия пы­талась практически феодально-абсолютистскими средствами сохра­нить свое господство в североамериканских колониях.

Для Джефферсона как автора Декларации "очевидны следую­щие истины, что все люди сотворены равными, что они наделены своим Творцом некоторыми неотъемлемыми правами, в числе ко­торых жизнь, свобода и стремление к счастью". Провозглашенное в преамбуле Декларации естественное равенство людей прямо про­тивопоставлялось унаследованным от феодализма сословным при­вилегиям, неотъемлемые права — феодальному бесправию. Эти идеи имели и конкретный практически-политический смысл в борьбе против английских колонизаторов, отрицавших равноправие коло­нистов с жителями метрополии и посягавших на права колонистов.

В перечне названных в Декларации независимости неотъемле­мых прав нет права собственности, содержавшегося, как отмеча­лось, в Декларации прав I Континентального конгресса. Отсутствие этого "священного" права объясняется влиянием Пейна, которого в американской исторической литературе иногда называли автором Декларации независимости, хотя он сам недвусмысленно указы­вал, что ее автором является Джефферсон (выше было сказано, что Пейн считал право собственности приобретенным правом и, следовательно, не относящимся к неотъемлемым правам человека). Нужно иметь в виду и другое, не менее важное практически-поли­тическое обстоятельство. Составляя проект Декларации, Джеффер-сон учитывал, что по мере обострения конфликта колонистов с Англией их представления о свободе и собственности все более сливались. Ведь в истоке конфликта лежали прежде всего посяга­тельства Англии на материальные интересы колонистов. Именно эти посягательства помогли колонистам понять, что они не свобод­ны, колонисты видели свою свободу в беспрепятственном развитии собственности; главным для них была не столько абстрактно-тео­ретическая свобода от иноземной власти, сколько практическая свобода, обеспечивающая их материальные интересы. Поэтому сво­бода как естественное и неотъемлемое право виделась колонистам (и Джефферсон должен был это учитывать) как гарантия свободы собственности. Практически свобода в Декларации независимости включала в себя право свободно пользоваться и распоряжаться своими материальными благами, т. е. право на собственность.

Правительство, писал Джефферсон в Декларации независимо­сти, создается людьми для охраны естественных прав человека, и власть правительства проистекает из согласия народа повиновать­ся ему. Последовательно развивая идею народного суверенитета, Джефферсон заключает, что в силу такого происхождения власти правительства (создается народом) и такого условия ее существо­вания (согласие народа) народ вправе изменить или уничтожить существующую форму правления (существующее правительство), что "долгом и правом" людей является свержение правительства, стремящегося к деспотизму. Право на революцию обосновано, и обосновано убедительно.

Далее в Декларации независимости содержатся 27 пунктов об­винения английского короля в стремлении к деспотизму, дающих основание провозгласить "именем и властью доброго народа коло­ний наших" отделение их от Англии (свержение правительства, стремящегося к деспотизму, — право на революцию) и образова­ние независимых Соединенных Штатов.

Для характеристики политических взглядов Джефферсона важ­но обратить внимание на то, что в составленном им проекте Декла­рации независимости было не 27, а 28 пунктов обвинения англий­ского короля. Пункт, не попавший в окончательный текст Деклара­ции в результате решительных возражений плантаторов южных колоний, осуждал процветавшее в южных колониях рабство не­гров. Джефферсон был убежден, что оно противоречит человечес­кой природе и естественным правам людей. Поэтому в проекте Декларации он обвинял английского короля в том, что "захватывал людей и обращал их в рабство в другом полушарии, причем часто они погибали ужасной смертью, не выдерживая перевозки".

Джефферсон вошел в историю политической мысли и в исто­рию Нового времени в целом как автор Декларации независимости Соединенных Штатов. Значение Декларации не только в том, что она провозгласила образование США, но и еще более в провозгла­шении наиболее передовых политических и правовых взглядов и представлений. Идеи Декларации и самого Джефферсона оказыва­ли и продолжают оказывать влияние на политическую жизнь в США.

< Попередня   Наступна >