§ 3. Учение Платона о государстве и законах

История политических и правовых учений - История политических и правовых учений

Кризис мифологического мировоззрения и развитие филосо­фии заставили идеологов полисной знати пересмотреть свои уста­ревшие взгляды, создать философские доктрины, способные проти­востоять идеям демократического лагеря. Своего наивысшего развития идеология древнегреческой аристократии достигает в фило­софии Платона и Аристотеля.

Платон (427—347 гг. до н. э.) — родоначальник философии объ­ективного идеализма. Его взгляды сложились под влиянием Со­крата, знаменитого мудреца, проводившего жизнь в беседах и спо­рах на афинских площадях. Содержание этих бесед нашло отраже­ние в ранних произведениях Платона, которые обычно выделяют в особую группу так называемых сократических диалогов.

После казни Сократа в 399 г. до н. э. Платон покинул Афины и совершил ряд путешествий, в том числе в Египет и Южную Ита­лию. Вернувшись, он основал в пригороде Афин философскую шко­лу под названием "Академия". Диалоги и письма, написанные Плато­ном после создания Академии, относят к зрелым произведениям мыслителя.

Сердцевину платоновской философии составляет теория идей. Миру чувственных предметов и явлений Платон противопоставил особый мир идей, или общих понятий, которые якобы существуют где-то за пределами неба. Бестелесные идеи вечны и неизменны, им присуще истинное бытие. Наш мир, пояснял Платон, занимает как бы среднее положение между "подлинным бытием" и миром небытия. Точно так же и человек: до того как вселиться в телесную оболочку, его душа пребывала в царстве идей. Знания человека об окружающей природе, согласно Платону, не могут быть истинными. Достоверное знание дают только воспоминания души о том, что она созерцала, находясь в мире истинно сущего. Объективный идеа­лизм Платона смыкался с религией и мистикой. Философия в его трудах, особенно поздних, приобретала черты теологии. Возражая софистам как представителям наивного материализма, Платон без обиняков писал: "Пусть у нас мерой всех вещей будет главным образом бог, гораз

до более, чем какой-либо человек, вопреки ут­верждению некоторых".

Политико-правовым вопросам посвящены самые крупные ди­алоги Платона — "Государство" и "Законы".

В диалоге "Государство" идеальный государственный строй Платон рассматривал по аналогии с космосом и человеческой ду­шой. Подобно тому как в душе человека есть три начала, так и в государстве должны быть три сословия. Разумному началу души в идеальном государстве соответствуют правители-философы, ярос­тному началу — воины, вожделеющему — земледельцы и ремес­ленники (низшее сословие). Сословное деление общества Платон объявил условием прочности государства как совместного поселе­ния граждан. Самовольный переход из низшего сословия в сословие стражей или философов недопустим и является величайшим пре­ступлением, ибо каждый человек должен заниматься тем делом, к которому он предназначен от природы. "Заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие — это и есть справедливость".

Платоновское определение справедливости было призвано оп­равдать общественное неравенство, деление людей на высших и низших от рождения. В подкрепление своего аристократического идеала Платон предлагал внушать гражданам мифы о том, как бог примешал в души людей частицы металлов: в души тех из них, что способны править и потому наиболее ценны, он примешал золота, в души их помощников — серебра, а в души земледельцев и ремес­ленников — железа и меди. Если же у последних родится ребенок с примесью благородных металлов, то его перевод в высшие разря­ды возможен только по инициативе правителей.

Во главе государства, утверждал Платон, необходимо поста­вить философов, причастных к вечному благу и способных вопло­тить небесный мир идей в земной жизни. "Пока в государствах не будут царствовать философы либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать..., до тех пор государствам не избавиться от зол". В проекте идеальной организации власти Платон отходит от принципов "аристократии крови" и заменяет ее "аристократией духа". Обосновывая эту идею, он наделил философов-правителей качествами духовной элиты — интеллектуальной исключительностью, нравственным совершенст­вом и т. п.

Механизму осуществления власти (ее устройству, роли закона) Платон не придавал в диалоге "Государство" особого значения. В частности, по поводу формы правления в образцовом государстве сказано лишь то, что оно может быть либо монархией, если править будет один философ, либо аристократией, если правителей будет несколько. Основное внимание здесь уделяется проблемам воспита­ния и образа жизни граждан.

Чтобы достигнуть единомыслия и сплоченности двух высших сословий, образующих вместе класс стражей государства, Платон устанавливает для них общность имущества и быта. "Прежде всего никто не должен обладать никакой частной собственностью, если в том нет крайней необходимости. Затем ни у кого не должно быть такого жилища или кладовой, куда не имел бы доступа всякий желающий". Продовольственные запасы стражи получают от тре­тьего сословия в виде натуральных поставок. Денег у стражей нет. Жить и питаться они должны сообща, как во время военных похо­дов. Стражам запрещается иметь семью, для них вводится общ­ность жен и детей.

Образ жизни низшего сословия Платон освещал под углом зре­ния многообразия общественных потребностей и разделения труда. Крестьянам и ремесленникам разрешалось иметь частную собствен­ность, деньги, торговать на рынках и т. п. Отметив значение разделения труда в экономической жизни общества, Платон тем не ме­нее выступал за ограничение хозяйственной активности и сохране­ние аграрно замкнутого, самодостаточного государства. Производ­ственную деятельность земледельцев и ремесленников предполага­лось поддерживать на уровне, который позволил бы обеспечить средний достаток для всех членов общества и в то же время исклю­чить возможность возвышения богатых над стражами. Преодоле­ние в обществе имущественного расслоения — важнейшая соци­ально-экономическая особенность идеального строя, отличающая его от всех остальных, порочных, государств. В последних "заклю­чены два враждующих между собой государства: одно — бедняков, другое — богачей".

Прообразом идеального государственного строя для Платона послужила аристократическая Спарта, точнее, сохранявшиеся там патриархальные отношения — организация жизни господствующе­го класса по образцу военного лагеря, пережитки общинной собствен­ности, группового брака и др.

Характеризуя извращенные формы государства, Платон рас­полагал их в порядке возрастающей деградации по сравнению с идеалом.

Вырождение аристократии мудрых, по его словам, влечет за собой утверждение частной собственности и обращение в рабов свободных земледельцев из третьего сословия. Так возникает крит-ско-спартанский тип государства, или тимократия (от "тиме" — честь), господство сильнейших воинов. Государство с тимократи-ческим правлением будет вечно воевать.

Следующий вид государственного устройства — олигархия — появляется в результате скопления богатства у частных лиц. Этот строй основан на имущественном цензе. Власть захватывают немно­гие богатые, тогда как бедняки не участвуют в управлении. Олигар­хическое государство, раздираемое враждой богачей и бедняков, будет постоянно воевать само с собой.

Победа бедняков приводит к установлению демократии — вла­сти народа. Общественные должности при демократии замещаются по жребию, вследствие чего государство опьяняется свободой в не­разбавленном виде, сверх всякой меры. В демократии царят свое­волие и безначалие.

Наконец, чрезмерная свобода обращается в свою противопо­ложность — чрезмерное рабство. Устанавливается тирания, наихуд­ший вид государства. Власть тиранов держится на вероломстве и насилии. Тиранический строй — это самое тяжелое заболевание государства, полное отсутствие в нем каких бы то ни было доброде­телей.

Главной причиной смены всех форм государства Платон считал порчу человеческих нравов. Выход из порочных состояний общества он связывал с возвратом к изначальному строю — правлению муд­рых.

Нарисованная философом картина перехода от одного государ­ства к другому, по существу, являлась понятийно-логической схе­мой. Вместе с тем в ней отражены реальные процессы, имевшие место в древнегреческих государствах (закабаление илотов в Спар­те, рост имущественного неравенства и др.), что придавало этой схеме вид исторической концепции. Идеологически она была на­правлена против демократических учений о совершенствовании об­щественной жизни по мере развития знаний. Платон стремился опорочить любые изменения в обществе, отклоняющиеся от старо­давних порядков, проводил идею циклического развития истории.

Диалог "Законы" является последним сочинением Платона. Его написанию предшествовали неудавшиеся попытки философа реа­лизовать в Сиракузах, греческой колонии на Сицилии, первоначаль­ный проект наилучшего государства. В "Законах" Платон изобра­жает "второй по достоинству" государственный строй, приближая его к действительности греческих полисов.

Основные отличия диалога "Законы" от диалога "Государство" таковы.

Во-первых, Платон отказывается от коллективной собственно­сти философов и воинов и устанавливает для граждан единый по­рядок пользования имуществом. Земля является собственностью государства. Она делится на равные по плодородию участки. Каж­дый гражданин получает земельный надел и дом, которыми пользу­ется на правах владения. Все остальные виды имущества граждане могут приобретать в частную собственность, но ее размеры ограни­ченны. Для удобства расчетов (при замещении государственных должностей, комплектовании войска и т. п.) предусматривается точ­ное число граждан — 5040. В это число входят только владельцы земли; ремесленники и торговцы гражданскими правами не обла­дают.

Во-вторых, деление граждан на сословия заменяется градацией по имущественному цензу. Политические права граждане при­обретают в зависимости от размеров имущества, записавшись в один из четырех классов, различающихся по степени богатства. Разбогатев или обеднев, они переходят в другой класс. Все вместе граждане образуют правящее сословие. Помимо занятий в собствен­ном хозяйстве им вменяются в обязанность служба в войске, от­правление тех или иных государственных должностей, участие в совместных трапезах (сисситиях), жертвоприношения и т. п.

В-третьих, производственные потребности земледелия предпо­лагается теперь полностью обеспечить за счет рабского труда (в диалоге "Государство" рабы упоминались, но Платон не нашел для них места в экономике идеального полиса). Во "втором по достоинству" государстве "земледелие предоставлено рабам, собирающим с земли жатву, достаточную, чтобы люди жили в довольстве". Вме­сте с признанием рабства у Платона появляется и пренебрежитель­ное отношение к производительному труду. Предвидя выступления невольников, Платон советует землевладельцам приобретать как можно меньше рабов одной национальности и не провоцировать их недовольство жестоким обращением. Ремесленное производство, как и в первом проекте, занимает подчиненное по отношению к земле­делию положение.

В-четвертых, Платон подробно описывает в диалоге организа­цию государственной власти и законы наилучшего строя. В отличие от первого проекта здесь проводятся идеи смешанной формы госу­дарства и сочетания моральных методов осуществления власти с правовыми.

Идеальным государственным устройством Платон называет правление, где совмещены начала демократии и монархии. К таким началам относятся: демократический принцип арифметического равенства (выборы по большинству голосов) и монархический прин­цип геометрического равенства (выбор по заслугам и достоинству). Демократические начала государства находят свое выражение в деятельности народного собрания. На сочетании демократических и монархических принципов строятся выборы коллегии 37 прави­телей и Совета из 360 членов. Замыкает иерархию государствен­ных органов тайное "ночное собрание", в которое входят 10 самых мудрых и престарелых стражей и другие лица. Им вручается вер­ховная власть в государстве.

Все выборные государственные органы и правители обязаны действовать в точном соответствии с законом. Что же касается муд­рецов из "ночного собрания", то они причастны к божественной истине и в этом смысле стоят над законом. Согласившись с тем, что общественную жизнь необходимо урегулировать нормами писаного права, Платон не мог по своим идейным соображениям допустить верховенство закона над религиозной моралью. "Ведь если бы по воле божественной судьбы появился когда-нибудь человек, доста­точно способный по своей природе к усвоению этих взглядов, — писал Платон, — то он вовсе не нуждался бы в законах, которые бы им управляли. Ни закон, ни какой бы то ни было распорядок не стоят выше знания".

Рассматривая взгляды философа на закон, следует избегать их модернизации. Дело в том, что отдельные положения древних мыс­лителей используются при обосновании современных концепций государства и права. Так, в частности, произошло с высказывания­ми Платона о необходимости утверждения закона в общественной жизни, на которые нередко ссылаются сторонники теории правового государства. В диалоге "Законы" Платон писал: "Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон — владыка над правителями, а они — его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги". Однако такие вы­сказывания нельзя вырывать из контекста произведения. Ведь под законом здесь понимается не что иное, как совокупность религиозно-нравственных норм, установленных мудрыми людьми государства в качестве ориентира для остальных граждан. В приведенном фраг­менте речь идет о подчинении правителей божественным законам (точнее, установлениям легендарного Кроноса, правившего людьми в глубокой древности).

В диалоге "Политик" Платон выделил формы государства, ос­нованные на законе. По его словам, монархия, аристократия и демо­кратия опираются на закон, тогда как тирания, олигархия и извра­щенная демократия управляются вопреки существующим в них законам и обычаям. Однако все перечисленные формы правления, как подчеркивалось в диалоге, являются отступлениями от идеаль­ного, "подлинного" государства, где политик единолично осуществ­ляет власть, "руководствуясь знанием". Смысловое содержание уче­ния Платона не совпадает с современными формулами правового государства.

Политико-правовая доктрина Платона была нацелена на то, чтобы законсервировать полис как форму государственного устройства, сохранить его экономическую независимость, или самодостаточность, предотвратить территориальное расширение государства. Изложен­ные в диалогах мыслителя социально-политические программы являлись с этой точки зрения консервативными.

< Попередня   Наступна >