§ 3. Учение Т. Гоббса о государстве и праве

История политических и правовых учений - История политических и правовых учений

В 1640 г. в Англии началась революция в защиту прав парла­мента, против ряда феодальных пережитков и своеволия короля.

Среди защитников королевской власти был английский фило­соф, теоретик естественного права Томас Гоббс (1588—1679). В на­чале революции он написал трактат в защиту королевской власти и был вынужден эмигрировать. В Париже Гоббс продолжил разра­ботку своей философской системы; там же была издана его книга с осуждением революции и гражданской войны. После окончания гражданской войны Гоббс опубликовал в Лондоне свое основное произведение — "Левиафан, или материя, форма и власть государ­ства" (1651 г.).

Гоббс строил свое учение на изучении природы и страстей че­ловека. Мнение Гоббса об этих страстях и природе крайне песси­мистично: людям присущи соперничество (стремление к наживе), недоверие (стремление к безопасности), любовь к славе (честолю­бие). Эти страсти делают людей врагами: "Человек человеку — волк" (homo homini lupus est). Поэтому в естественном состоянии, где нет власти, державшей людей в страхе, они находятся в "состо­янии войны всех против всех" (bellum omnia contra omnes).

Пагубность "состояния войны всех против всех" понуждает людей искать путь к прекращению естественного состояния; этот путь указывают естественные законы, предписания разума (по Гоббсу, естественное право — свобода делать все для самосохранения; ес­тественный закон — запрет делать то, что пагубно для жизни).

Естественные законы гласят, что следует искать мира; в этих целях нужно взаимно отказаться от права на все; "люди должны выполнять заключенные ими соглашения".

Отказываясь от естественных прав (т. е. свободы делать все для самосохранения), люди переносят их на государство, сущность ко­торого Гоббс определял как "единое лицо, ответственным за дей­ствия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем, чтобы это лицо могло исполь

зо­вать силу и средства всех их так, как оно сочтет необходимым для их мира и общей защиты".

Государство — это великий Левиафан (библейское чудовище), искусственный человек или земной бог; верховная власть — душа государства, судьи и чиновники — суставы, советники — память; законы — разум и воля, искусственные цепи, прикрепленные од­ним концом к устам суверена, другим — к ушам подданных; награ­ды и наказания — нервы; благосостояние граждан — сила, безопас­ность народа — занятие, гражданский мир — здоровье, смута — болезнь, гражданская война — смерть.

Власть суверена абсолютна: ему принадлежат право издания законов, контроль за их соблюдением, установление налогов, назна­чение чиновников и судей; даже мысли подданных подчинены су­верену — правитель государства определяет, какая религия или секта истинна, а какая нет.

В период революции и гражданской войны Гоббс осуждал сму­ты, мятежи, попытки парламента ограничить власть короля. Одна­ко концепция Гоббса не пользовалась популярностью у сторонников короля. Дело не только в методологии учения Гоббса, решительно противостоявшего теологической идеологии. Не менее важно, что консервативная политическая программа в концепции Гоббса сое­динялась с обоснованием и защитой прогрессивных для того време­ни принципов частного права.

То, что Гоббс писал об абсолютности государственной власти, относилось более всего к области публичного, политического пра­ва. Обеспечение мира и безопасности требует, по Гоббсу, возложе­ния на подданных в области политических отношений одних лишь обязанностей, предоставления суверену — только прав. Однако же в области частноправовых отношений подданным должны предо­ставляться широкая правовая инициатива, система прав, свобод и их гарантий. Гоббс — отнюдь не сторонник феодально-сословного деления общества на привилегированных и непривилегированных. В отношениях между подданными суверен должен обеспечить рав­ную для всех справедливость ("принцип которой гласит, что нель­зя отнимать ни у кого того, что ему принадлежит"), незыблемость договоров, беспристрастную защиту для каждого в суде, опреде­лить равномерные налоги. Одна из задач государственной влас­ти — обеспечение той собственности, "которую люди приобрели путем взаимных договоров взамен отказа от универсального пра­ва". Частная собственность, по Гоббсу, является условием обще­жития, "необходимым средством к миру". Собственность, не забы­вает добавить Гоббс, не гарантирована от посягательств на нее со стороны суверена, но это относится более всего к установлению налогов, которые должны взиматься с подданных без каких-либо исключений и привилегий.

В трудах Гоббса содержится понимание свободы как права де­лать все то, что не запрещено законом. "Там, где суверен не пред­писал никаких правил, подданный свободен делать или не делать согласно своему собственному усмотрению". Цель законов не в том, чтобы удержать от всяких действий, а в том, чтобы дать им пра­вильное направление. Законы подобны изгородям по краям дороги, поэтому лишний закон вреден и не нужен. Все, что не запрещено и не предписано законом, предоставлено усмотрению подданных: та­ковы "свобода покупать и продавать и иным образом заключать договоры друг с другом, выбирать свое местопребывание, свою пищу, свой образ жизни, наставлять своих детей по своему усмотрению и т. д.". Рассуждая об отношениях подданных между собой, Гоббс обосновывал ряд конкретных требований в области права: равный для всех суд присяжных, гарантии права на защиту, соразмерность наказания преступлению и др.

В концепции Гоббса нет оправдания тоталитаризма: "Граждане пользуются тем большей свободой, чем больше дел законы оставля­ют на их усмотрение..., — писал Гоббс. — Граждане цепенеют, если не делают ничего без прямого предписания закона... Законы ус­тановлены не для прекращения, а для направления человеческих действий, подобно тому как природа поставила берега не для задержания течения реки, а для того, чтобы направлять его".

По существу Гоббс обосновывал принципы гражданского обще­ства, защищенного авторитарной властью. Особенность учения Гоб-бса в том, что гарантией правопорядка и законности он считал неограниченную власть короля, с осуждением отнесся к граждан­ской войне, усмотрев в ней возрождение пагубного состояния "вой­ны всех против всех". Поскольку же такая война, по его теории, вытекала из всеобщей враждебности индивидов, Гоббс и выступал в защиту королевского абсолютизма.

Важно отметить, что, по Гоббсу, цель государства (безопасность индивидов) достижима не только при абсолютной монархии. "Там, где известная форма правления уже установилась, — писал он, — не приходится рассуждать о том, какая из трех форм правления является наилучшей, а всегда следует предпочитать, поддержи­вать и считать наилучшей существующую". Не случайно эволю­ция взглядов Гоббса завершилась признанием новой власти (про­текторат Кромвеля), установившейся в Англии в результате свер­жения монархии. Если государство распалось, заявлял Гоббс, право свергнутого монарха остается, но обязанности подданных уничто­жаются; они вправе искать себе любого защитника. Это положение Гоббс сформулировал в виде одного из естественных законов и адресовал солдатам армии свергнутого короля: "Солдат может ис­кать своей защиты там, где он больше всего надеется получить ее, и может законным образом отдать себя в подданство новому госпо­дину".

Вернувшись в Англию в 1651 г., Гоббс был с уважением принят Кромвелем, поручившим ему участие в реорганизации универси­тетского образования. После реставрации Стюартов вернувшиеся в Англию эмигранты попрекали Гоббса его примирением с властью Кромвеля и обвиняли в атеизме. После смерти Гоббса "Левиафан" был публично сожжен по решению Оксфордского университета. Задолго до этого католическая церковь включила произведения Гоббса в "Список запрещенных книг".

< Попередня   Наступна >