4. Международная вежливость

Международное право - Международное право. Общая часть
82

4. Международная вежливость

Международная вежливость (лат. - comitas gentium) - не обладающие юридической силой правила доброжелательности, корректности, сдержанности, внимания, взаимного уважения участников международного общения. Вежливости принадлежит существенная роль в регулировании межгосударственных отношений. Международный Суд ООН подчеркивает, что соображения вежливости должны приниматься во внимание, но их следует отличать от правовых обязательств. Государства настаивают на применении норм вежливости.

Вопрос об обязательной силе вежливости неоднократно возникал в практике судов государств в связи с тем, что правила применения актов иностранного государства в значительной мере регулируются не правом, а вежливостью. По мнению Верховного суда США, вежливость не является абсолютно обязательной, но вместе с тем это не просто вежливость и благожелательность. Вежливость нельзя игнорировать, за исключением тех случаев, когда ее применение будет противоречить интересам государства. Аналогичную позицию занимают суды и некоторых других государств, в частности Японии. Заметим, однако, что на протяжении долгого времени суды Великобритании и США практически отождествляли вежливость и международное право.

Несоблюдение норм вежливости может вызвать ответную реакцию, обычно в форме протеста, но применяются и иные ответные меры. Известно, что реторсия как раз и представляет собой ответные меры на недружелюбные, хотя и не выходящие за рамки права действия.

Нормы права и вежливости взаимодействуют. В процессе создания и осуществления норм права соблюдаются нормы вежливости. Вместе с тем примат принадлежит праву. Представляет в этом плане интерес позиция Суда ЕС, которую трудно признать достаточно обоснованной. В решении от 27 сентября 1988 г. Суд отметил, что "поскольку юрисдикция Сообщества не про

тиворечит международному праву, то нельзя говорить, что нарушена вежливость". Известны случаи, когда норма вежливости становится нормой права в результате признания за ней юридической силы. Бывают и случаи превращения нормы права в норму вежливости. Высказывают мнение, что различие между обычным правом и вежливостью основывается на разном значении предмета (право не занимается мелочами - de minimis non curat lex). Думается, что это не совсем так.

Вежливость близка также политическим нормам и морали, например таким ее правилам, как взаимное уважение, умеренность, сдержанность. Помимо таких близких к политическим нормам правил, вежливость содержит и иные - о некоторых дипломатических привилегиях, о положении иностранных граждан, о международном частном праве <*>. Велико значение вежливости в решении сложной проблемы экстерриториального действия законов, а также в дипломатическом протоколе.

Отсутствие у вежливости юридически обязательной силы нередко изображают как ее недостаток. Однако опыт свидетельствует, что в этом следует видеть смысл ее существования. Благодаря этому ее нормы способны регулировать такие отношения, для которых международное право непригодно <**>.

Роль вежливости связана с состоянием политических отношений. Чем лучше эти отношения, тем шире возможности вежливости. Впрочем, это относится и к другим международным нормам. Вежливость требует, чтобы при осуществлении своей политики государство учитывало интересы других государств.

Вежливость имеет значение при осуществлении чисто правовых отношений. Например, это оказание правовой помощи при отсутствии соответствующих договоров, информация о международно-правовых акциях, предоставляемая не участвующим, но так или иначе заинтересованным государствам. Вежливость также требует, чтобы решение вопроса об утверждении подписанного договора не затягивалось без достаточных оснований.

В общем, можно сказать, что вежливость служит специфическим смазочным материалом в сложном механизме регулирования международных отношений.

--------------------------------

<*> Так, по мнению японского правительства, разрешение на посещение иностранных граждан, находящихся в заключении, при отсутствии договора может быть предоставлено только в порядке международной вежливости (Lee L. Consular Law and Practice. N.Y., 1964. P. 123). Для некоторых других стран это обычная норма.

<**> Нельзя не согласиться с немецким юристом Х. Бломайером, который пишет, что "возникновение многих норм вежливости оказалось вообще возможным в результате того, что предоставляющее в соответствии с ними определенные блага государство может быть уверено в том, что пользующееся этими благами государство не сможет предъявить на них юридические требования" (Vorterbuch des Volkerrechts. Berlin, 1960. Bd. I. S. 302). < Попередня   Наступна >