§ 2. Механизм международно-правового регулирования
Международное право - Международное право. Общая часть |
§ 2. Механизм международно-правового регулирования
Механизм международно-правового регулирования - это совокупность международно-правовых средств и методов воздействия на межгосударственные отношения.
Первым элементом механизма международно-правового регулирования является международно-правовая норма. Юридическая функция норм в этом механизме состоит в нормативном регламентировании отношений между субъектами.
Регулирование осуществляется путем определения стандартов, моделей обязательного, возможного и недопустимого поведения, а также побуждения субъектов следовать этим стандартам. Достигается цель специфическим юридическим методом, путем установления взаимосвязанных прав и обязанностей, образующих правоотношение.
Международно-правовое отношение является второй главной частью механизма международно-правового регулирования. Речь идет об особой разновидности международных отношений. Такое отношение представляет собой взаимосвязь прав и обязанностей, вытекающих из международно-правовой нормы. Правоотношение существует автономно и не сливается с регулируемым международным отношением.
Широко распространен другой взгляд на правоотношения. Они понимаются как общественные отношения, урегулированные правом. Следует, однако, помнить, что правоотношение относится не к материальным, а к идеологическим явлениям. Будучи урегулированным правом, материальное отношение не переносится в идеологическую область.
Правоотношение может возникнуть до регулируемого отношения. Существуют также правоотношения, которые не опосредуют каких-либо иных отношений, например процессуальные, связанные с участием в Статуте Международного Суда ООН.
Вместе с тем следует учитывать, что правоотношение тесно связано с ре
Международно-правовое отношение выражает взаимосвязь прав и обязанностей, носителями которых являются субъекты. Правоотношение может рассматриваться и как юридическая взаимосвязь субъектов, в которой они осуществляют взаимные права и обязанности.
Элементом правоотношения является субъективное право, которое вне правоотношения существовать не может, так как ему должна корреспондировать соответствующая обязанность. Субъективное право можно определить как меру дозволенного поведения субъекта, обеспеченную соответствующей обязанностью другого или других субъектов. Последнюю можно определить как меру должного поведения субъекта, соответствующую субъективному праву и обеспечиваемую системой международно-правового регулирования. Если использование субъективного права зависит от воли субъекта, то выполнение обязанности юридически обязательно.
Во взаимосвязи субъективные права и обязанности образуют юридическое содержание правоотношения. Материальным содержанием правоотношения наполняются в процессе функционирования. Юридическое содержание стабильно, материальное - динамично. При одном и том же юридическом содержании материальное содержание может меняться в значительных пределах.
Для понимания механизма действия международно-правовых отношений существенное значение имеют юридические факты, под которыми понимаются события и действия субъектов, порождающие юридические последствия. Такие факты - одно из условий возникновения, развития и прекращения конкретных правоотношений.
В международных отношениях важное место принадлежит юридическим фактам, относящимся к категории юридических актов, например решение о приеме в члены организации, ратификация договора или присоединение к нему. Возросла роль таких юридических фактов, как решение международных органов, например Совета Безопасности ООН. Юридическими фактами могут быть и неправомерные действия. Они порождают охранительные правоотношения ответственности.
На всех этапах функционирования международного права важная роль принадлежит международно-правовому сознанию. Под его влиянием создаются и проводятся в жизнь правовые нормы. Явление это довольно сложное. Важным его элементом является общее международно-правовое сознание, под которым понимается совокупность разделяемых государствами взглядов, представлений, идей относительно необходимого международного правопорядка. Оно существует, несмотря на все различия между государствами. Без этого было бы невозможно общее международное право, которое и отражает общее правосознание.
Другой частью международного правосознания является правосознание отдельного государства. Оно включает не только общие для всех стран представления о международном праве, но и специфические взгляды данного государства. Международные правовые нормы и практика их реализации воздействуют на правосознание каждого государства, расширяя область общего правосознания.
Носителями правосознания в конечном счете являются индивиды. Однако их сознание детерминировано обществом и потому является общественным. Следовательно, соответствующее социальное образование также можно рассматривать в качестве носителя правосознания, и допустимо говорить о международно-правовом сознании государства, конкретными носителями которого являются стоящие у власти индивиды. Правосознание последних наряду с общими чертами в рамках одного государства обладает и немаловажными персональными особенностями, которые при решении конкретных международно-правовых вопросов могут иметь самое серьезное значение.
Правосознание и правовая культура не только руководителей государств, но и бюрократии разных уровней - весьма существенный фактор в функционировании международного права. Значение этого фактора возрастает по мере усложнения международно-правового регулирования <*>. Нельзя забывать и о массовом международно-правовом сознании, которое весьма медленно, но тем не менее утверждается в сознании людей <**>. Вместе с тем не следует и переоценивать возможности общественного мнения, что порой допускают даже представители государств, скорее всего, из пропагандистских соображений <***>. Тем не менее в критических ситуациях оно может сыграть весьма серьезную роль.
Правосознание направляет процессы как формирования, так и реализации международно-правовых норм. Оно воздействует на поведение государств не только через нормы, но и непосредственно как часть юридического мировоззрения. В формировании международного правосознания большую роль стали играть резолюции международных организаций, и прежде всего Генеральной Ассамблеи ООН.
Необходимым средством реализации международного права в сфере национальной юрисдикции является внутригосударственное право. Без все более активного взаимодействия с последним международное право было бы не в состоянии нормально функционировать, но об этом речь впереди.
Одна из основных особенностей механизма международно-правового регулирования заключена в неразрывной связи с суверенной властью государств, с помощью которой этот механизм создается и приводится в действие. Международно-правовое регулирование носит властный характер. Его источником является суверенная власть государств. На всех своих стадиях оно связано с государственным аппаратом, от деятельности которого зависит степень реализации международно-правовых норм. В этом процессе участвуют все ветви государственной власти - законодательная, исполнительная, судебная. Заметно усиление роли законодательной и судебной властей. Однако в целом главная роль сохраняется за исполнительной властью.
Основной источник действенной силы международно-правового регулирования состоит в том, что оно обеспечивает взаимодействие государств - обладателей суверенной власти, координирует и направляет взаимодействие мощных государственно-организованных социальных сил и опирается на их поддержку.
Совместная деятельность государств по осуществлению норм международного права является главным элементом всей системы международно-правового регулирования. Все это говорит о недопустимости формального противопоставления суверенитета и международного права. Они необходимы друг другу.
Власть - необходимое качество социальной системы. В различных системах она носит разный характер. В международных отношениях она осуществляется главным образом в процессе взаимодействия государств.
Государственно-властный момент в международно-правовом регулировании имеет внутренний и международный аспекты. Первый состоит в подчинении деятельности государственных органов, индивидов, организаций государственной воле, с тем чтобы эта деятельность не противоречила задачам участия государства в системе международно-правового регулирования. Международный аспект государственно-властного момента регулирования состоит в использовании каждым субъектом имеющихся у него государственно-властных средств для сотрудничества с другими государствами в создании и осуществлении международно-правовых норм, а в случае необходимости - и для применения мер принуждения к правонарушителю.
Из сказанного видна органическая связь международного права с государственной властью, от которой зависит уровень реализации международных норм. Важная роль в этом принадлежит особому механизму усвоения международного права государством.
Существует два основных способа усвоения:
- интернализация - принятие норм в результате осознания их значения для национальных и интернациональных интересов государства;
- подчинение - принятие в результате учета отрицательных последствий, связанных с нарушением международного права.
-------------------------------
<*> См.: Лукашук И.И. Средства массовой информации, государство, право. Гл. 3. М., 2001.
<**> Одна из героинь романа французского писателя Эрве Базена Мариэт, простая женщина, занятая исключительно семейными заботами, по словам мужа, была "за Организацию Объединенных Наций, которая ей кажется чем-то вроде SPA (общество защиты животных. - И.Л.) для защиты не животных, а людей" (Базен Э. Супружеская жизнь. М., 1972. С. 328).
<***> Выступая на Конгрессе ООН по международному праву, заместитель министра иностранных дел Ирана Дж. Зариф сказал: "Как все мы знаем, международное общественное мнение является определяющим фактором принуждения и имплементации принятых норм международного права" (UN Congress on Public International Law. N.Y., 1995. P. 3). Представляет интерес следующее заявление председателя Международного Суда М. Беджауи: "...тот факт, что международная юстиция, как никогда в прошлом, представляет собой стеклянное здание, ни в коей мере не означает, что на принятие Судом решений воздействует международное общественное мнение. Судьи совсем не нуждаются в одобрении общественного мнения, они руководствуются только своей совестью" (Обращение председателя на специальном заседании Международного Суда, посвященном его 50-летию, 18 апреля 1996 г.).
< Попередня Наступна >