4. Правила толкования

Международное право - Международное право. Общая часть
70

4. Правила толкования

Принципы и правила толкования в основном кодифицированы Венскими конвенциями о праве международных договоров (ст. ст. 31 и 32). По мнению Международного Суда ООН, воплощенные в этих статьях принципы "могут во многих отношениях рассматриваться как кодификация существующих по данному вопросу норм обычного международного права".

Первое требование к толкованию - оно должно осуществляться в свете объекта и целей договора. Это положение имеет особое значение в условиях динамичного развития международных отношений.

Среди принципов толкования особое значение Венские конвенции придают принципу добросовестности. Толкование должно быть добросовестным, т.е. честным, учитывающим интересы всех заинтересованных сторон и направленным на выявление реального содержания нормы.

Принцип единства толкования требует, чтобы норма понималась единообразно во всех случаях, применительно ко всем субъектам.

Принцип эффективности требует, чтобы результаты толкования вели к достижению целей нормы, делали ее действенной. По мнению Международного Суда, этот принцип является одним из основных принципов толкования, "которого последовательно придерживается международное правосудие" <*>. В Венских конвенциях этот принцип нашел выражение в требовании того, чтобы толкование осуществлялось "в свете объекта и целей договора". К раскрытию содержания рассматриваемого принципа имеют отношение давние максимы: право диктуется разумом; право не требует бесполезного; право не требует невозможного; толкование должно делать соглашение действенным, а не бездейственным <**>.

Результатом толкования не может быть одностороннее ограничение прав одного из субъектов. Поэтому нормы, отрицательно сказывающиеся на правах субъекта, толкуются

ограничительно. Соответственно, и дополнительные права, правомочия одного из субъектов толкуются таким же образом (правомочие должно толковаться ограничительно).

Сомнительные положения нормы толкуются в пользу обремененного субъекта. Неясные моменты толкуются так, чтобы не увеличивать обязанности несущей их стороны.

Правило специального закона (lex speciales) требует, чтобы при толковании признавалось преимущество специальных норм по отношению к общим, поскольку они непосредственно относятся к данному случаю, конкретизируют общую норму, а порой и делают из нее исключение.

Содержащиеся в нормах термины следует понимать в соответствии с их обычным значением с учетом всего контекста. Специальное значение может быть придано термину лишь в случае, если будет установлено, что таково было намерение субъектов.

--------------------------------

<*> ICJ. Reports. 1994. P. 25.

<**> Lex est dictatement rations; lex non praecepit inutilia; ad imposibilia lex non cogit; interpretatio fienda est ut res magis valeat quam pereat.

< Попередня   Наступна >