§ 4. Разграничение пространственных сфер действия международного и внутреннего права
Международное право - Международное право. Общая часть |
§ 4. Разграничение пространственных сфер действия международного и внутреннего права
В пределах своей территории государство обладает полным и исключительным суверенитом. Граница государственной территории проходит по внешнему пределу территориальных вод. Тем не менее в интересах международного судоходства международное право ограничило осуществление прав суверена в территориальных водах, предоставив иностранным судам право мирного прохода. Мирный проход регулируется правом прибрежного государства, но оно должно соответствовать международному праву.
Это один из случаев, когда международное право проникает в сферу территориального верховенства государства во имя обеспечения интернациональных интересов. Правда, проникновение носит ограниченный, функциональный характер.
Было бы, однако, неверно считать, будто только международное право расширяет свою сферу за счет внутреннего права. Там, где этого требуют интересы государств и решение задачи поддержания правопорядка, международное право разрешает распространение действия государственного суверенитета, внутреннего права на международное пространство. Но и здесь расширение сферы носит ограниченный, функциональный характер.
Международное право допускает распространение специализированной юрисдикции прибрежного государства за пределы территориального моря. В прилежащей зоне государство может осуществлять контроль в целях предотвращения нарушения таможенных, фискальных, иммиграционных, санитарных законов или правил на его территории, а также для наказания за нарушение указанных законов и правил, совершенное на его территории. Из сказанного видно, что предоставление прибрежному государству права специализированной юрисдикции в прилежащей зоне объясняется необходимостью обеспечить эффективность действия определенных норм внутреннего права на госуда
Режим международных пространств - воздушного и космического, открытого моря - целиком определяется международным правом. Это же относится и к сухопутной международной территории - Антарктике, режим которой определен Договором 1950 г. Во всех международных пространствах безусловный примат принадлежит международному праву. Оно определяет, в какой мере здесь может действовать внутреннее право.
Международное право закрепило положение, согласно которому деятельность физических и юридических лиц в международных пространствах регулируется внутренним правом <*>. Такое регулирование должно, разумеется, осуществляться в рамках международного права. Еще раз подтверждается, что деятельность физических и юридических лиц, где бы она ни осуществлялась, подчинена национальному праву. Вновь мы видим, что объекту регулирования принадлежит решающее слово в определении применимого права.
Отмеченное положение обусловлено также тем, что правовому порядку противопоказан вакуум, в данном случае - наличие таких пространственных сфер, где бы отсутствовало правовое регулирование общественных отношений, которые могут и должны регулироваться правом. Наконец, реально контроль за деятельностью индивидов в международных пространствах может обеспечить только государство.
Таким образом, абсолютной пространственной сферой действия международного права являются международные пространства. Оно определяет их режим. По мере интенсификации деятельности юридических и физических лиц в этой сфере сюда все шире проникает внутреннее право. Однако рамки его действия определяются международным правом.
Осуществляя полный суверенитет в пределах своей территории, государство устанавливает правопорядок, которому подчинены все находящиеся там физические и юридические лица. Государственная территория - сфера действия внутреннего права. Именно оно регулирует порядок проникновения в эту сферу международного и иностранного права.
Новым, весьма показательным шагом в определении сфер действия международного и внутреннего права явилось международно-правовое запрещение осуществления в пределах национальной юрисдикции деятельности, которая наносит ущерб окружающей среде других государств или районов за пределами национальной юрисдикции (Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большом расстоянии 1979 г.).
Представляется, что сегодня запрещение всякой деятельности, осуществляемой на территории государства и причиняющей ущерб законным интересам других государств, вытекает из целей и принципов международного права. Так, из принципа суверенного равенства вытекает обязанность уважать права других государств, в том числе и в отношении их территории. В 2001 г. Комиссия международного права ООН приняла проект статей о предотвращении трансграничного ущерба от опасных видов деятельности. Этот документ представляет собой первый этап кодификации более широкой темы "Международная ответственность государства за вредные последствия действий, не запрещенных международным правом". В том же году Генеральная Ассамблея ООН рекомендовала Комиссии продолжить работу над этой темой.
--------------------------------
<*> Согласно ст. VIII Договора об Антарктике, работающий там персонал находится под юрисдикцией государства своего гражданства.
< Попередня Наступна >