5. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

История государства и права зарубежных стран - История государства и права зарубежных стран

В древнеиндийских городах-государствах правители JJ раджи гарантировали безопасность внешних границ, одаривали своих подчиненных землей, собирали на­лог. Совет общины со временем теряет свое значение, пре­вращаясь в паришад — консультирующий раджу орган. V— IV вв. до н. э. ознаменованы соперничеством между Древне­индийскими государствами Кошала и Магадха, которое за­вершилось победой Магадхи (в дальнейшем разгромившим армию Александра Македонского) и образованием государ­ства Маурьев.

Древнеиндийский политический трактат «Артхашаст-ра» определяет империю Маурьев, существовавшую в IV—II в. до н. э., как крупнейшее государство на всем Древнем Востоке. Создателю этого трактата — Каутилье, одному из советников правителя, принадлежат также Зако­ны Ману, созданные во II в. до н. э. В Древнеиндийском цар­стве существовало сословно-кастовое разделение общества. Распад родоплеменных отношений, а также многочислен­ные войны приводили к выделению знати из основной мас­сы населения. Особенностью этого разделения стало не об­разование классов господин — раб, а появление каст, в основе которых стояло жесткое разделение труда — ум­ственного, материального, духовного, управленческого, про­изводственного. В Законах Ману занятиям всех представи­телей варн определен наследственный характер.

Различались следующие касты-варны: р5" Брахманы — священнослужители, жрецы, влас­тью которых осуществлялись определенные религи­озные ритуалы, церемонии, песнопения;

Кшатрии — воины, данная каста образовалась в ре­зультате военных походов армии в Северную Индию;

Вайшии — земледельцы, ремесленники, которые обособились, считая, что кшатрии, будучи захватчи­ками, имеют полное право на приобретенное богат­ство, в том числе и пленных, ставших рабами; упла­чивали налог — бали на содержание высших каст;

Шудры — Рабы, среди них завоеванные аборигены и обедневшие арийцы, отрабатывающие долги; им не разрешалось принимать участие в жертвоприноше­ниях богам,

ритуалах — «самскарах».

Однако в дальнейшем имущественная дифференциация не стала совпадать с варновой. Рост городов, торговли при­водил к приближению зажиточных ремесленников, купцов к царской власти, они становились советниками правителя по многим экономическим вопросам. В Законах Ману была пред­принята попытка предотвратить подобное, в одной из глав говорится, что шудра не должен накапливать богатство, так как, приобретая его, притесняет брахманов.

По Законам Ману обожествлялась царская власть, но не сам царь, что сулило ряд ограничений и обяза­тельств. Основными задачами девараджи (царя) были зашита народа, опека неимущих, калек, сирот и вдов, борь­ба со стихийными бедствиями, голодом, определены огра­ничения в налоговых поборах, или «приношении плодов», функция правосудия осуществлялась с помощью брахмана, поставленного самим царем, и трех судей. Судебная колле­гия именовалась сабхой. Такая судебная коллегия должна была существовать в каждом административном округе. Спе­циальные суды существовали для уголовных дел по отсле­живанию воровства.

Кроме царских существовали и общинные суды. Адми­нистративный аппарат государства составляли мантирны, махаматры — советники государя. Их миссия была четко рас­пределена, каждому поручался контроль над конкретной отраслью хозяйства. Среди советников был Пурохита — вер­ховный жрец, а также и главнокомандующий армией (сена-пати), имеющей в древнеиндийском государстве немаловаж­ное значение. Армия аналогично обществу имела кастовое разделение. Оружие имели кшатрии, остальным оно выда­валось лишь в период военных действий. Для контроля над целостностью государства воинские формирования находи­лись между населенными пунктами по всей территории.

< Попередня   Наступна >