17. РАННЕФЕОДАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

История государства и права зарубежных стран - История государства и права зарубежных стран

Средневековье определило основные тенденции дальнейшего развития права в европейских государствах, важнейшие черты крупных национальных правовых систем, а также глобальных правовых систем: англосаксон­ской и континентальной. Наука выделяет несколько право­вых систем, существовавших в Средние века:

Королевское;

Феодальное (манориальное, ленное, поместное);

Обычное право;

Торговые и морские обычаи.

Каноническое право, римское право, городское право были обособленными.

Усиление королевской власти требовало совершенство­вания законодательства. Развитие шло от конфронтации с другими правовыми системами к доминированию. Эпоху фе­одализма можно считать наиболее прогрессивным обще­ственным строем по сравнению с рабовладельческим, свой­ственные ему формы зависимости гораздо легче рабства.

Феод — наследственное земельное владение вместе со слугами, которое было жаловано королем за служ­бу или уплаченные взносы. Феодальное право (ма­нориальное, поместное, ленное) закрепляло право на насле­дуемую землю и прикрепленных к ней крестьян, слуг. Оно упорядочивало правоотношения между монархом, дворян­ством, горожанами, крестьянами, слугами. Верховенство принадлежало, естественно, монарху (в имущественном и социальном планах). Субъектами права выступали господин и слуга (вассал). Монархом мог быть пожалован бенефи­ций —- земельная собственность. Полное владение участком носило название аллод. Если феод передавался в другие руки без согласия сеньора, вассал должен был выплачивать рель­еф. Временное владение на один год и один день носило на­звание инвеститура. Формой лично зависимых отношений являлась коммендация. Также ее определяли как переход под покровительство. Покровитель-феодал имел права-привиле­гии. Такая процедура называлась пекарием и была необхо­дима для получения надела, что обязывало к несению повин­ностей (барщина, оброк). Землевладелец мог освободить от повинностей, что являлось институтом иммунитета. Эко

номике была присуща монополия собственности господству­ющего класса на землю и натуральный характер, т. е. земля не была товаром.

Каноническое право определяло организацию дея­тельности католической церкви. Закрепляло нормы в отрасли гражданского, в частности семейного права. Декреталиями называли законы, созданные папами. В 1582 г. создается Свод канонического права, основу которого со­ставляли нормы о строе и организации церкви. В 1075— 1122 гг. папой Григорием VII создается система нового пра­ва, в которой влияние римского и обычного права усиливается, объединяя и систематизируя обычаи отдельных регионов. Церковнослужители придавали большое значение в канони­ческом праве умыслу преступника, организованности и це­ленаправленности его действий. Монастыри могли переда­вать свое имущество в управление третьим лицам, и когда государи принимали решение захватить имущество церкви, в их руках оказывалось лишь немногое.

Источниками городского права стали местные обы-Ш чаи, законы, вольности, статуты городских властей,

Решения судов, морское, цеховое право и, конечно же, римское. Городское право — право городской общины стало важным признаком самоуправления города. Включа­ло жалованные грамоты, уставы гильдий, цехов, требований городских статутов. В городе не признавалось деление на свободных и несвободных. Союзами купцов (Ганза) дикто­вались правила торговли.

< Попередня   Наступна >