Особенности французского законодательства и правоведения

История государства и права зарубежных стран - Всеобщая История Права и Государства

Каждое современное государство имеет свое собственное законо­дательное учреждение, которое готовит отдельные законы или ко­дексы (сборники, букв. — книги законов), действующие на его тер­ритории. Кодификация обычно заключается в упорядочении и объе­динении разрозненных законов местности или всей страны в виде отдельной книги. Так, уголовный кодекс представляет собой книгу законов о преступлениях и наказаниях. Гражданский кодекс состоит из законов о личных и имущественных правах в семье и за ее преде­лами, связанных с обязательствами из договора или одностороннего волеизъявления либо в силу требований существующих законов о порядке разрешения лично-имущественных споров (например, при разделе наследства).

Бывает так, что внутри одного государства сосуществует несколь­ко обособленных собраний законов и законодательных установле­ний (кодексов, статутов, ордонансов, сборников систематизирован­ных норм по отдельным правовым институтам — устойчивым видам правового общения или норм обычного права). Например, в таком сложно устроенном государстве, каковым являются Соединенные Штаты Америки, помимо федеральных законов существуют законы штатов. В Англии наряду с законодательством Великобритании дей­ствует местное законодательство Шотландии и Северной Ирландии. В старой Франции было огромное количество кутюмов (правовых обычаев), собранных примерно в 360 отдельных книг.

В течение долгого времени законодательство как источник права имело не главенствующее, как сегодня, а второстепенное значение. Право существовало независимо от приказов и пожеланий верхов­ных правителей. Суверен (король) не был уполномочен ни созда­вать, ни изменять право. Он выполнял чисто административные функции и мог вмешиваться в правоотношения главным образом только В Целях облегчения отправления правосудия: Помогать фор­мулировать Правомочия, которые сам не создавал, гарантировать исполнение решения судов и др. Во Франции даже абсолютные мо­нархи не считали себя полностью свободными В

Сфере законодатель­ства. Ордонансы Кольбера, созданные в период правления Людови­ка XIV, касались преимущественно административных сторон дея­тельности юстиции (ордонанс о гражданском судопроизводстве, ордонанс о следствии по уголовным делам, «черный кодекс» об ус­ловиях труда и быта негров в колониях) либо кодификации обычно­го права (ордонанс о торговле, ордонанс о мореплавании). Ордонан­сы канцлера д'Агессо (XVIII В.) затронули область частного права, но их можно рассматривать главным образом как систематическое изложение норм, уже вошедших в судебную практику и правовые обычаи. Король даже в этот период не считал, что он по своей воле может вносить изменения в право.

В этот же исторический период французское правоведение Испы­тывает Сильное влияние Теории естественного права, Которая уси­лиями голландского философа права Гуго Гроция (начало XVII в.), публицистов периода английской революции и французских просве­тителей-энциклопедистов стала выводить право из природы и из не­которых разумных начал. Она же стала проводить идею права как незыблемого и общего для всех времен и народов требования (права человека), она же ввела в понимание частного и публичного права понятие субъективных прав (немецкий философ права С. Пуфен-дорф, XVII в.). Кроме того, она заставила признать, что право долж­но распространяться и на область взаимоотношений властвующих и подвластных, взаимоотношений между властными учреждениями и частными лицами. Однако лишь после американской и особенно после французской революции публичное право выросло в само­стоятельную отрасль, дополняющую традиционное частное право и уточняющую содержание уголовного права, административного и конституционного права, и само оно продолжало все более дробить­ся под влиянием их усложнения и специализации (Р. Давид).

< Попередня   Наступна >