Другие направления перемен
История государства и права зарубежных стран - Всеобщая История Права и Государства |
Функционирование права испытывает в Новое время влияние ряда новых факторов, прежде всего технологических и научно-технических (появление фабричных и заводских массовых производств с новыми требованиями к рабочей силе и условиям труда). На этот же период приходится завершение процесса становления наций-государств, начавшегося в средние века и ускоренного централиза-торскими устремлениями абсолютных монархий с их верховным единодержавием, бюрократической иерархией и специализацией и первыми опытами национальных кодификаций права. Упорядочивание и кодификация права происходили путем собирания местного (обычного) права и общегосударственного законодательного материала в единые своды (сводные законы наподобие ордонансов времен Кольбера), подразделяющиеся отныне на своды (кодексы, книги) гражданского, карательного, конституционного права и др. Впоследствии и эта градация подверглась дальнейшему дроблению и перегруппировке.
Особым вниманием пользовалось конституционное право, которое призвано было регулировать распределение и осуществление государственной власти в центре и на местах, а также взаимоотношения учреждений государственной власти между собой и с гражданами. Регулирование взаимоотношений между властвующими и подвластными (т. е. между носителями государственных властных полномочий и носителями определенных гражданских полномочий) иногда называют вслед за Монтескье предметом особой отрасли под названием Политическое право.
Характерно, что в конкуренции названий для отрасли права, регулирующей устройство и порядок деятельности учреждений государства в их взаимоотношениях с гражданами, предпочтение было отдано названию Конституционное право, Хотя наряду с ним имеют хождение также названия «государственное право», «публичное право» и гораздо реже «политическое право». Между тем последнее название в наибольшей мере олицетворяет преемственную связь с политической философией древних, в частности с Аристотелем, и в этом смысле удержива
Однако само название отрасли не в состоянии передать всей сложности или специфичности предмета регулирования. Здесь большое значение приобретает методологическая ориентация исследователя или толкователя применяемого права. Традиция позитивистского рассмотрения предмета конституционного права (его чаще всего в этой традиции именуют Государственным правом) Ограничивает свою задачу анализом структурных и формально-юридических функциональных особенностей организации и деятельности государства, т. е. обсуждением вопроса «как это устроено и действует?», а не вопроса «почему так устроено и действует так, а не иначе?».
Различие позитивистского и философского восприятия конституционных (общеустроительных) проблем сказалось и на трактовке прав и обязанностей гражданина. Философская трактовка, поддержанная голландцем Гуго Гроцием (начало XVII в.), затем публицистами английской революции, а также Дж. Локком и С. Пуфендор-фом (конец XVII в.) и, наконец, Монтескье (вторая половина XVIII в.), исходила из различения прав человека и гражданина. Такое различение отчасти восходило к раннехристианской традиции различения сферы личной подчиненности («Богу Богово, кесарю кесарево») и двух сфер законного послушания — закону государственному и закону, запечатленному в сердцах (An. Павел). Согласно протестантскому правопониманию человек спасется не благодаря посредничеству церкви, а прежде всего благодаря личному усердию в преодолении всевозможных жизненных тягот, искушений и преград.
Для гуманистов эпохи Возрождения Человек не Бог, но тем не менее достоин особого уважения и почитания, поскольку он способен на многое. В первых конституционных формулировках прав человека и гражданина человек представлен таким созданием Божьим, которое наделено неотъемлемыми с момента рождения правами — правом на жизнь, свободу, собственность. Гражданин, напротив, приобретает или утрачивает свои права вследствие своей причастности к политическому и правовому общению в таком искусственном образовании, каковым в представлениях философов права является государство с его учреждениями и законами.
Так складывался круг новых представлений в области правовой жизни, таким этот круг представлений остается И в Настоящее время. В этом смысле историю Нового (с XVI в.) и Новейшего (после 1914 г.) времени следует воспринимать как историю современную — противоположность, но отчасти и продолжение истории древности и средних веков.
< Попередня Наступна >