Другие направления перемен

История государства и права зарубежных стран - Всеобщая История Права и Государства

Функционирование права испытывает в Новое время влияние ряда новых факторов, прежде всего технологических и научно-тех­нических (появление фабричных и заводских массовых производств с новыми требованиями к рабочей силе и условиям труда). На этот же период приходится завершение процесса становления наций-государств, начавшегося в средние века и ускоренного централиза-торскими устремлениями абсолютных монархий с их верховным единодержавием, бюрократической иерархией и специализацией и первыми опытами национальных кодификаций права. Упорядочива­ние и кодификация права происходили путем собирания местного (обычного) права и общегосударственного законодательного мате­риала в единые своды (сводные законы наподобие ордонансов вре­мен Кольбера), подразделяющиеся отныне на своды (кодексы, кни­ги) гражданского, карательного, конституционного права и др. Впо­следствии и эта градация подверглась дальнейшему дроблению и перегруппировке.

Особым вниманием пользовалось конституционное право, кото­рое призвано было регулировать распределение и осуществление го­сударственной власти в центре и на местах, а также взаимоотноше­ния учреждений государственной власти между собой и с граждана­ми. Регулирование взаимоотношений между властвующими и подвластными (т. е. между носителями государственных властных полномочий и носителями определенных гражданских полномочий) иногда называют вслед за Монтескье предметом особой отрасли под названием Политическое право.

Характерно, что в конкуренции названий для отрасли права, ре­гулирующей устройство и порядок деятельности учреждений госу­дарства в их взаимоотношениях с гражданами, предпочтение было отдано названию Конституционное право, Хотя наряду с ним имеют хождение также названия «государственное право», «публичное пра­во» и гораздо реже «политическое право». Между тем последнее на­звание в наибольшей мере олицетворяет преемственную связь с по­литической философией древних, в частности с Аристотелем, и в этом смысле удержива

ет гораздо больше элементов древней, в дан­ном случае античной, традиции обсуждения природы, назначения и практического функционирования различных форм политического устройства.

Однако само название отрасли не в состоянии передать всей сложности или специфичности предмета регулирования. Здесь большое значение приобретает методологическая ориентация ис­следователя или толкователя применяемого права. Традиция пози­тивистского рассмотрения предмета конституционного права (его чаще всего в этой традиции именуют Государственным правом) Огра­ничивает свою задачу анализом структурных и формально-юриди­ческих функциональных особенностей организации и деятельности государства, т. е. обсуждением вопроса «как это устроено и дейст­вует?», а не вопроса «почему так устроено и действует так, а не иначе?».

Различие позитивистского и философского восприятия консти­туционных (общеустроительных) проблем сказалось и на трактовке прав и обязанностей гражданина. Философская трактовка, поддер­жанная голландцем Гуго Гроцием (начало XVII в.), затем публици­стами английской революции, а также Дж. Локком и С. Пуфендор-фом (конец XVII в.) и, наконец, Монтескье (вторая половина XVIII в.), исходила из различения прав человека и гражданина. Та­кое различение отчасти восходило к раннехристианской традиции различения сферы личной подчиненности («Богу Богово, кесарю кесарево») и двух сфер законного послушания — закону государст­венному и закону, запечатленному в сердцах (An. Павел). Согласно протестантскому правопониманию человек спасется не благодаря посредничеству церкви, а прежде всего благодаря личному усердию в преодолении всевозможных жизненных тягот, искушений и пре­град.

Для гуманистов эпохи Возрождения Человек не Бог, но тем не ме­нее достоин особого уважения и почитания, поскольку он способен на многое. В первых конституционных формулировках прав челове­ка и гражданина человек представлен таким созданием Божьим, ко­торое наделено неотъемлемыми с момента рождения правами — правом на жизнь, свободу, собственность. Гражданин, напротив, приобретает или утрачивает свои права вследствие своей причастно­сти к политическому и правовому общению в таком искусственном образовании, каковым в представлениях философов права является государство с его учреждениями и законами.

Так складывался круг новых представлений в области правовой жизни, таким этот круг представлений остается И в Настоящее время. В этом смысле историю Нового (с XVI в.) и Новейшего (после 1914 г.) времени следует воспринимать как историю современную — противоположность, но отчасти и продолжение истории древности и средних веков.

< Попередня   Наступна >