Восточная Римская империя: организация власти и управления

История государства и права зарубежных стран - Всеобщая История Права и Государства

Судьба Восточной Римской империи со столицей Константино­поль (бывший Византии), возникшей после раздела 395 г., еще при императоре Феодосии I, оказалась совсем иной, нежели судьба За­падной империи. Здесь свободные земледельцы долгое время сосу­ществовали с зависимыми и порабощенными слоями населения Ма­лой Азии, Сирии, Египта и Балкан. Волны варварских нашествий не смогли разрушить или перестроить сложившийся порядок, и многие из пришельцев предпочли остаться на пустующих землях рядом с местными земледельцами. Правители империи сумели позаботиться также о том, чтобы оборону от варваров осуществлять руками самих варваров и с помощью союзных племен. Успешная совместная обо­рона и успехи собственных военных предприятий сплотили много­численные народы империи, которые именовали себя ромеями (римлянами), но могли говорить по-гречески, а также на египет­ском, арабском, армянском, грузинском, болгарском и других язы­ках. Православие вплоть до VIII В. мало чем отличалось от католи­цизма. Государственные учреждения и законодательство долго время сохраняли черты преемственности с учреждениями и законами древ­них римлян.

Византийскую державу, простиравшуюся от Армении до Испа­нии и Галлии, неоднократно тревожили внешние вторжения — гун­нов, которых остановили у стен Константинополя, аваров и славян (558), персов и аваров (626), арабов (672 и 717). Самый удачливый и самый известный из ранних правителей империи Юстиниан, Человек незнатного происхождения, одержал много побед над варваризованным населением Италии, Иберии, Северной Африки и Балкан. Но после его смерти арабы довольно быстро отвоевали Сирию, Египет, Северную Африку и Иберию, Закавказье, и власть во многих отда­ленных провинциях перешла фактически в руки местных военачаль­ников. Власть самого императора не была наследственной, с чем бы­ло связано множество драматических смен верховного правителя под воздействием придворных интриг или бескомпромиссной борьбы соперничавших группировок.

После Юстин

иана наступил период перехода к феодально-со­словному строю с уменьшением наполовину общей территории дер­жавы. В VIII—IX Вв. возникает сильная централизованная власть, А Особенности в эпоху иконоборчества (против почитания икон и мо­щей), когда феодальное закабаление крестьян сопровождалось кон­фискацией богатства церкви и монастырей. С этого периода выбор патриарха и некоторых епископов стал зависеть от усмотрения им­ператора. После восстановления иконопочитания в 843 г. вплоть до XII В. происходит возвышение централизованного бюрократического аппарата государственной власти, контролировавшей многие сферы жизни подданных. На этот же период приходится правление Маке­донской династии, отмеченное своеобразным «возрождением» ан­тичной грекоязычной культуры, В Основе которого лежало строго систематизированное богословие и церковное изобразительное ис­кусство (иконопись, фрески, книжные миниатюры). Античное на­следие изучалось в высшей Мангаврской школе, где преподавал пат­риарх Фотий (середина IX В.) и где учились славянские просветите­ли Кирилл и Мефодий. В IX В. было восстановлено преподавание юриспруденции и философии.

В XIII в. Византия переживает период децентрализации и упадка, особенно после 1204 г., когда она распадается на несколько госу­дарств. В 1261 г., после изгнания крестоносцев из Константинополя, империя восстанавливается, но уже не обретает прежнего величия и могущества. Централизованному управлению вновь препятствует феодальная раздробленность.

Управление империей. В Центре все управление сосредоточивалось вокруг Императора — Верховного военачальника, законодателя, су­дьи, к тому же раздающего титулы и должности. Функциональные полномочия чиновников, должности которых, подобно император­ской, тоже не являлись наследственными, были типичными для са­модержавно-бюрократического строя. Так, правитель столицы Эпарх Осуществлял высшую судебную власть в городе, ведал его снабжени­ем и надзирал за деятельностью ремесленных И Торговых коллегий. Замещение высших должностей сделалось привилегией сенаторской знати. Император, Которого выбирала знать вместе с войском и на­местниками провинций, управлял, как и римские императоры пер­вых веков империи, с помощью Сената (совещательного органа по вопросам мира и войны под председательством эпарха — градона­чальника столицы) и Государственного совета, Работавшего под председательством Квестора, Ведавшего текущими административ­ными вопросами и осуществлявшего судебные функции.

Высшими должностными лицами, помимо императора {василев-са — по-греч. царя), были префект (эпарх) столицы, начальник двор­ца, квестор, две магистратуры армии, два префекта преториев (Малой Азии и Иллирийского претория на Балканах). Имелись также знатоки законов {логофеты). Канцелярии именовались Секретами. Местное управление организовывалось соответственно в префекту­рах, диоцезах, провинциях и общинах. Имелись также наместники (экзархи) в Италии (Равенна) и Африке (Карфаген).

Все должности подразделялись на несколько разрядов. Переход в более высокий разряд давал право на более высокий пост. Иерархия чинов и титулов была приведена в систему в конце IX в. Почетные титулы, не передававшиеся по наследству, делились на четыре раз­ряда, а затем каждый из них еще на строго определенное число ран­гов. Всего таких рангов было 18. Система рангов напоминала неко­торые древние лестницы чинов, например в циньском Китае и от­части в Египте и Шумере. Однако взаимоотношения властвующих и подвластных были несколько иными, чем в древности или в средне­вековой Европе.

Ряд должностных лиц (евнухи, спальничие) Находились как бы на­верху иерархии, нередко получали от монарха чрезвычайные полно­мочия и становились временщиками (правителями с диктаторскими полномочиями). Власть самодержца не была беспредельной, а равно и столь уж устойчивой для ее обладателей. Обожествлялся трон, ме­сто василевса, его ранг, а не сама личность или династия правите­лей.

Византийская официальная доктрина изображала василевса зем­ным божеством, божественным венценосцем. К нему постоянно прилагался торжественный эпитет «солнце» (как намек на его связь с космическим порядком): его одежда, жилище и даже чернила, ко­торыми он подписывал документы, имели символический священ­ный смысл, образуя составные части государственной культовой об­рядности.

Традиционная и ритуально закрепляемая униженность поддан­ных (коленопреклонение и лобызание земли у ног самодержца со­вершали и сенаторы) сопровождалась показной униженностью само­го императора, который наряду с Державой — символом земного мо­гущества — держал: еще Акакию (мешочек) с землей, напоминавшей о бренности всего сущего.

В этих условиях установился обычай соправительства: правящий василевс еще при жизни спешил короновать своего наследника, не­редко ребенка, чтобы повысить его шансы в занятии трона. Ему присваивали титул Цезаря. Эту традицию расстраивало засилье вре­менщиков, которое причиняло значительный ущерб управлению в центре империи — умаляло значение центральных ведомств (воен­ного, финансового, внешнеполитического) и администрации на мес­тах. Временщики везде расставляли своих людей. Все это дискреди­тировало власть монарха и провоцировало мятежи. За тысячелетнюю историю империи две трети самодержцев были лишены престола не по своей воле: с помощью яда, заточения в монастырь, утопления, ослепления или оказавшись жертвами тайных заговоров.

В провинциях власть подразделялась на две — Гражданскую И Во­енную. Сходное управление имело место в древнеассирийской и рим­ской державах. Военачальник осуществлял власть над военными, гражданский правитель провинции — над всеми остальными. В пер­вые века под воздействием почти ежегодных вторжений арабов ар­мия была разделена на элитную экспедиционную гвардию и осталь­ные корпуса, именуемые Фемами. В этом случае каждый корпус воз­главлял Стратег (генерал), который обладал одновременно военной и гражданской властью над армейским округом. Фемные войска бы­стро превратились в территориальные армейские подразделения, и солдаты этих войск стали сборщиками налогов. Обеспечение армии устойчивым жалованьем-наживой привело к быстрому истощению ресурсов в районах ее размещения. Городская жизнь и торговля при­шли в упадок. Положение было восстановлено только во времена правления Македонской династии в IX—XII вв.

Налоги с населения составляли основную статью пополнения го­сударственной казны помимо военной добычи и торговых сборов. Они исчислялись в зависимости от размеров пахотной земли, ее ка­чества, а также количества рабочих рук. Крупные собственники обя­зывали выплачивать свой налог посаженных на Пекулий (участок с инвентарем и рабочим скотом) рабов, колонов и арендаторов. При­вилегированная часть знати сама добивалась освобождения от нало­гов. Землю беглого колона или свободного земледельца насильно присоединяли к участкам соседей.

Регулярно каждые 15 лет устраивали проверки имущественного положения налогоплательщиков и соответственно меняли размеры налогов. Крупные землевладельцы и военная знать {динаты — силь­ные) со временем добиваются прикрепления крестьян к земле и пре­вращения их в разновидность феодально зависимых людей (пари­ков).

В городах дети ремесленников обязываются продолжать занятия отца. В войсках солдатская служба также превращалась в наследуе­мую профессию. Это поддерживалось раздачей земельных участков за службу. Более крупные владельцы таких участков (прониары) До­бились превращения служебных поместий в неотчуждаемую вотчи­ну, где они стали осуществлять не только административную, но и судебную власть.

Повинности зависимых слоев были многочисленными и изо­щренными: доставка продуктов в крупные города, содержание чи­новников и воинов, предоставление им тяглового скота, фуража, участие в строительстве дорог, мостов, крупных корабельных судов. Рыночные пошлины достигали иногда 1/18 стоимости ввозимых то­варов. Церковь со временем превратилась в состоятельного землевладельца: ей принадлежало около десятой части всех полезных зе­мель.

В то же время она пребывала в сильной зависимости от импера­торов, которые нередко ставили патриархами своих людей. Отсюда возникало множество ересей, которые жестоко карались светскими и церковными иерархами. Ариане были подавлены в IV в., несториане — в V в. и монофизиты — в VI в. Многие из них были вынужде­ны бежать к варварам и делать попытки обратить тех в христианство. Так, готы были обращены в арианство, армяне и эфиопы — в монофизитство, а многие кочевые племена — в несториан. В начале VIII в. император Лев III Исавр запретил поклонение иконам, отне­ся его к ереси идолопоклонства. После этого началась смута, сопро­вождавшаяся разграблением храмов и монастырей. Так длилось свы­ше столетия, и только в середине IX в. установилось продолжитель­ное господство православного вероисповедания, хотя и не все осталось по-старому. Вернулись в церкви образа, но исчезли боль­шие статуи Христа, Богоматери и святых. Имущество, захваченное у монастырей, не было возвращено. Новые светские правители стали самовластно смещать и назначать церковных иерархов. На опреде­ленном этапе вошло в обыкновение назначать патриарха из светских лиц, в результате чего патриарх превращался в одного из сановников при царе по духовным делам. И все же церковь не превратилась в придаток государственного аппарата.

Верховная власть все время признавалась за императором. Его исключительные полномочия находили подкрепление в формуле, возникшей еще в III в.: «То, что угодно императору, имеет силу за­кона». Император считался помазанником Божьим, его власть име­новалась единодержавной (автократической, самодержавной), но не была наследственной. Его избирал Синклит (совет) из крупных са­новников (членов сената) и войска, а также представителей знати административных округов (димов).

Выборный характер власти императора сильно подрывал устой­чивость верховной власти, однако на протяжении столетий Византия оставалась страной устойчивых традиций и политической культуры. Различают три основных периода в социально-политической эволю­ции империи. Первый охватывает промежуток от середины IV до се­редины VII в. и отмечен переходом к стабильным учреждениям вла­сти и единому законодательному регулированию лично-статусных, имущественных и деликтных отношений. Затем с VII в. вплоть до XIII в. наблюдается интенсивное развитие феодальных отношений и институтов.

В границах этого периода (в 1054 г.) произошел официальный раскол {схизма) Христианской церкви на восточную и западную. Окончательное разделение осуществилось после 1204 г., когда импе­рия была завоевана крестоносцами, в результате чего находилась частично под их владычеством вплоть до воссоздания империи династией Палеологов в 1 2 6 1 г. Третий период (1204—1453) отмечен усилением феодальной раздробленности, упадком роли центральной власти, постоянной борьбой с иноземными завоевателями, из кото­рых наибольший урон тысячелетней империи нанесли турки.

Таким образом, хронология социальной и политической истории империи предстает в следующем виде: 1) переход к стабильному управлению (IV—VII вв.); 2) интенсивное развитие феодальных ин­ститутов (VII—XIII вв.); 3) усиление феодальной раздробленности (XIII—XV вв.); 4) падение Константинополя (1453).

< Попередня   Наступна >