Головна Російська юридична література История государства и права зарубежных стран Всеобщая История Права и Государства Основные вехи воссоединительного процесса. Роль Пруссии. Конституционная хартия Пруссии 1850 г

Основные вехи воссоединительного процесса. Роль Пруссии. Конституционная хартия Пруссии 1850 г

История государства и права зарубежных стран - Всеобщая История Права и Государства

Военное поражение Франции позволило образовать на бывшей территории Священной римской империи так называемый Герман­ский союз (1814), состоящий всего из 34 государств и нескольких вольных городов — Франкфурта, Гамбурга, Бремена и Любека. Гла­венство в Союзе принадлежало Австрии. Его связующим учреждени­ем стал Союзный сейм, состоящий из уполномоченных от 34 госу­дарств и четырех вольных городов. Для принятия решения требова­лось согласие всех уполномоченных, которые, однако, действовали по инструкциям своих правителей и правительств. В большинстве государств господствовал княжеский абсолютизм, но в некоторых, входивших в свое время в Рейнский союз, были приняты октроиро­ванные (дарованные правителями) конституции (Вюртемберг, Ган­новер, Бавария и еще девять государств).

Следующим важным шагом на пути воссоединения стало образо­вание в 1834 г. Таможенного союза, в состав которого вошли Бава­рия, Пруссия и еще 16 германских государств. Лидирующее положе­ние в этом Союзе заняла Пруссия. Она стала претендовать на роль объединяющей силы во всей Германии и таким образом выступила соперницей Австрии.

Королевство Бранденбург-Пруссия возникло под началом Фрид­риха-Вильгельма I (1701 — 1740), современника и собеседника Пет­ра I, грозного военного противника Швеции и Франции (1733— 1735). При нем была заложена централизованная бюрократическая иерархия, введено деление подданных на солдат, чиновников и по­корных обывателей. Сменивший его Фридрих II Великий (1740— 1786) зарекомендовал себя защитником немецкой свободы от им­ператорской (австрийской) власти, попечителем Вольтера, защит­ником на словах свободы печати и претендовал на лавры короля-философа. При нем прусский абсолютизм приобрел черты военно-полицейского государства со всеобщим обязательным образова­нием.

Дворяне провозглашались людьми высшей расы, крепостные считались пребывающими в подчинении у дворян — офицеров и чи­новников. В 1763 г. вышел королевский указ о сельских школах, вводивши

й обязательное посещение деревенских школ, но денег на это выделено не было. На должность учителей были назначены солдаты-инвалиды с окладом в виде пенсии. Фридрих II пытался таким образом перестроить средневековую монархию в культурное Адми-Нистрируемое государство своего времени, в котором «король — первый слуга народа» и т. д.

В трактате «Анти-Макиавелли» (1740), отредактированном Воль­тером, он (в отличие от наставлений флорентийца Макиавелли) ус­мотрел обязанности государя в поддержании законов, в принятии решений по справедливости, в энергичнейшем сопротивлении паде­нию нравов, В Защите государства от врагов. Он считал возможным наказывать тюремным заключением за избиение крестьян их госпо­дами. Идеальное государство представлялось ему организацией, В Которой правитель действует продуманно, вся политика государства, его финансы и военное дело нацелены на достижение одной цели — укрепление государства и его могущества.

По всей видимости, именно с этими взглядами на политику госу­дарства спорил философ И. Кант, когда писал о том, что «правле­ние, основанное на принципах благоволения народу... есть величай­ший деспотизм, какой только можно себе представить» (Соч. Т. 4. Ч. 2. М., 1965. С. 79). Маркс в этой связи употреблял термин «про­свещенный деспотизм». Кант выразил свое отношение к идее коро­ля-философа в следующем обобщении: «Нельзя ожидать, чтобы ко­роли философствовали или философы стали королями; да этого и не следует желать, так как обладание властью неизбежно извращает свободное суждение разума» (Соч. Т. 6. М., 1965. С. 289).

Фридрих II В Своих реформаторских планах выступал за «незави­симость и добродетельность» судей, за обновление законодательства В Патриотическом немецком духе. Именно при нем была начата и долгое время велась работа над Общим земским законом прусских провинций, Введенным в действие в 1794 г. Весьма перспективным оказался также созданный по его инициативе антиавстрийский Союз князей (1785). При нем королевство почти удвоилось территориаль­но за счет Силезии (1740—1745) и раздела Польши (1772).

Прусский просвещенный абсолютизм, таким образом, больше напоминал «просвещенный деспотизм», поскольку на практике был «смесью деспотизма, бюрократизма, феодализма» (К. Маркс).

В период наполеоновского нашествия Пруссия едва не прекрати­ла свое независимое существование, сохранив его лишь благодаря заступничеству российского императора Александра I. Наполеону пришлось довольствоваться наложением большой контрибуции и размещением 150-тысячного войска. Иностранное присутствие не помешало прусскому правителю провести ряд важных реформ.

В 1807—1810 гг. в Пруссии производится отмена крепостного права. В 1806—1808 гг. под руководством Штейна проводится ре­форма государственного управления, в результате которой вместо стародавних и плохо управляемых «коллегий» времен Фридриха-Вильгельма I учреждаются министерства по делам военным, иностранным, финансовым, внутренним и юстиции. Совет министров стал возглавлять канцлер. В городах были организованы учрежде­ния местного самоуправления (муниципальные советы), избирае­мые ограниченным числом наиболее состоятельных налогоплатель­щиков. В 1813—1815 гг. проведена военная реформа, которая ввела всеобщую воинскую повинность. Все эти реформы имели далеко идущие последствия в деле воссоединения Германии под началом Пруссии.

В 1 8 4 8 г. ряд европейских государств переживает период револю­ционных выступлений, повлекших за собой перемены конституци­онного характера. После февральской революции во Франции сле­дует нарастание социальной напряженности в Берлине (март 1848 г.), Вене и Праге. В Пруссии король был принужден к упразд­нению феодальных судов над крестьянами, распространению ком­петенции судов присяжных на политические преступления и к вы­борам в учредительный ландтаг с последующей конституционной реформой 1849 г. Правители других немецких государств были вы­нуждены согласиться на созыв Учредительного собрания представи­телей всех германских государств для выработки конституции еди­ной Германии. Указанные представители собрались во Франкфурте - на-Майне, однако работа их закончилась весьма скромным резуль­татом — выработкой конституции, которая поначалу осталась толь­ко на бумаге.

В этой обстановке прусский король Фридрих-Вильгельм IV вы­ступил с новой реформаторской инициативой и даровал своим под­данным конституцию — Конституционную хартию Пруссии От 31 ян­варя 1850 г. Высшие органы власти, согласно Хартии, состояли из короля, министров, двухпалатного парламента, Верховного суда. Деятельность представительных учреждений и администрации мест­ных органов власти — общин, уездов, округов и провинций — регу­лировалась специальными законами.

Законодательная власть осуществлялась совместно королем и обеими палатами. При этом «согласие короля и обеих палат необхо­димо для каждого закона» (ст. 62). Право законодательной инициа­тивы принадлежало королю и каждой из палат. Законопроекты, от­вергнутые одной из палат или королем, не могли быть вновь внесе­ны в течение той же сессии. Вначале верхняя палата — Палата господ — наполовину избиралась, наполовину назначалась, но после 1853 г. она уже целиком формировалась назначениями короля — «наследственно или пожизненно» (принцы крови, князья и другие представители сословия господ).

Вторая палата — Палата депутатов ландтага — состояла из 350 членов, избираемых выборщиками трех курий. Избиратели в ку­риях должны были отвечать ряду требований: достичь 25-летнего возраста, уплачивать государственный налог опреде; енного размера. (Каждая курия представляла налогоплательщиков, выплачивающих треть налогов, но различие между ними состояло в том, что первые две курии выплачивали наибольшее количество разных налогов, и поэтому их представительство было обеспечено от гораздо меньшего числа избирателей, чем у третьей курии.)

Во втором разделе конституции, озаглавленном «О правах прус­саков», были перечислены многие либерально-демократические по­ложения о «гражданско-политических правах» пруссака: равенство перед законом, неприкосновенность личности, жилища, переписки. Здесь же было записано, что гражданская смерть и наказание кон­фискацией не могут применяться. Пользование религиозной свобо­дой «н е должно стоять в противоречии с гражданскими и граждан - ско-политическими обязанностями». В другой статье уточнялось в этой связи, что «христианская религия служит основой для тех госу­дарственных учреждений, которые представляют религиозный ха­рактер, без ущерба, однако, свободе религии...». О свободе науки И Ее преподавания говорилось, как и в проекте Франкфуртской кон­ституции 1849 г., в нескольких статьях. Так, в ст. 22 было записано: «Право преподавать, основывать и руководить учебными заведения­ми свободно для каждого, если он докажет подлежащим государст­венным учреждениям свою нравственную, научную и техническую способность».

Судебная власть осуществлялась от имени короля. Судьи счита­лись независимыми — «не подчиняющимися другой власти, кроме закона» (ст. 86). Они назначались на должность пожизненно коро­лем и от его имени, могли быть смещены или временно отстранены от должности лишь на основании судебного решения и по причи­нам, установленным законом.

Исполнительная власть принадлежала одному королю. Он осу­ществлял высшее командование армией и назначал на высшие во­енные должности. Министры могли быть привлечены к ответствен­ности по обвинению в нарушении конституции, в подкупе или измене. Члены обеих палат и все государственные чиновники при­носили присягу верности конституции и повиновения королю и клялись честью соблюдать конституцию. Армия присягала королю и н е присягала соблюдению конституции. В 1 8 5 1 Г. Б ы л Принят Закон об осадном положении, который предоставлял королю и централь­ной власти фактически бесконтрольные властные полномочия, что дало основание К. Марксу назвать этот закон «настоящей конститу­цией» страны.

Конституционная хартия Пруссии 1850 г. была заимствована в некоторых структурных частях разработчиками Конституции Япо­нии 1 8 8 9 г. и оказала определенное влияние на выработку Основных законов Российской империи начала XX столетия.

< Попередня   Наступна >