Церковное право

История государства и права зарубежных стран - Всеобщая История Права и Государства

С появлением Нового Завета христиане начинают считать себя все в меньшей степени связанными Законом Моисея. Так, ап. Павел учил, что со смертью и воскресением Иисуса эпоха Закона завершилась и спасение уже не достигается одним соблюдением заповедей (Рим. 3:21—26). Однако ранняя христианская церковь стала руководство­ваться не только учением Христа, но и отдельными конкретными внутрицерковными традиционными правилами, в особенности на­ставлениями отцов церкви и постановлениями церковных соборов. В IV в. Метелий Антиохийский собрал установления различных собо­ров в один сборник, получивший название Антиохийского «Corpus Canonum». Уточнение норм внутрицерковного права (канонов, кано­нического права) на соборах началось еще с первого (Никейского) Со­бора 325 г., на котором были утверждены символ веры («Отче наш») и первые 9 канонов. В 341 г. на Антиохийском поместном соборе, соб­ранном императором Констанцием собственно для освящения храма, его участники в составе 100 епископов постановили 25 канонов, кото­рые представляли собой более подробное развитие правил апостоль­ских. Сходство тех и других даже давало основание некоторым ученым утверждать, что правила Антиохийского собора явились «ранее правил апостольских» и послужили источником для последних.

Апостольские правила представляют собой свод преданий и обы­чаев древней церкви, ведущих свое начало от времен апостольских, а равно свод правил, составленных на основании этих преданий по­местными соборами доникейского периода.

Соборы и отцы церкви, ссылаясь на апостольские правила, не определяют их числа. Римский аббат Дионисий Малый (в конце V в.) первый поместил их в своем латинском переводе (с греческого) канонов восточной церкви в количестве 50 («Collectio Dionisiana»). Церковный писатель Иоанн Схоластик в VI в. в своем изложении церковных правил поместил 85 апостольских правил. Трулльский собор признал их каноническими, и вся восточная церковь вместе со знаменитыми канонистами (Фотий, Вальсамон,

Зонар) признала каноническими 85 апостольских правил. Западная церковь признала только первые 50 правил, остальные же 35 помещала в своих собра­ниях как сомнительные.

В начале VII в. Антиох, монах палестинской лавры св. Саввы, создал сводный труд «Пандекты», в котором в сокращенном виде из­ложена основная тематика христианского учения — осуждение пороков И Восхваление добродетелей. В этом труде наряду с фрагментами из Ветхого И Нового Заветов были использованы сочинения древних богословов.

В христианской традиции и в жизни самой церкви не было стрем­ления детально регламентировать повседневную жизнь верующих, как это имеет место В Еврейской законоучительной традиции. В отли­чие от легалистической традиции Торы христиане с самого начала признали существование естественного права, укорененного в приро­де и в совести. Об этом вполне внятно сказано у ап. Павла; «Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон; они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую...» (Рим. 2:14—15).

Вместе с тем следует учитывать трактовку соотношения некоторых фундаментальных христианских заповедей (прежде всего так назы­ваемого золотого правила) с положениями Закона Моисея. Согласно Торе (Лев. 19:18), Бог заповедал евреям: «Люби ближнего твоего, как самого себя». Рабби Гиллель (I в.), создатель системы толкования Закона из 7 правил, разъяснял смысл Закона в его самом кратком вы­ражении так: «Не делай ближнему твоему то, что ненавистно тебе». Иисус высказал эту мысль в позитивной форме: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон (Моисея) и пророки» (Мф. 7:12).

Рецепция римско-византийского правового наследия Происходила также путем либо полного, либо, что было гораздо чаще, частичного заимствования из византийских Номоканонов (своеобразных сборни­ков со смешанными предписаниями мирского и духовного, светско­го И Церковного назначения). В них наряду с правилами внутрицер-ковного общения И Регулирования (канонами) помещались законы гражданских властей (от Грен, «номос» — закон).

В Киевской Руси получили распространение номоканон Иосифа Схоластика и последующий за ним номоканон патриарха Фотия. Частичное восприятие получило также гражданское и уголовное право, изложенное в Эклоге и Прохироне, а также в отдельных но­веллах Василевсов. Все упомянутые византийские источники ис­пользовались и имели хождение в виде рукописных переводных сборников с русским названием «Кормчая книга».

Например, 48-я глава Кормчей книги включала весь Прохирон, переведенный на славянский язык под названием «Градский закон» («Закон градского глави различны в четыредесятых гранех»). Иногда в состав Кормчей книги (т. е. книги руководств, наставлений в пра­вильном поведении и разрешении судебных споров) помешался за­имствованный из Болгарии «закон судный людем», который пред­ставлял собой компиляцию из 18-го титула Эклоги (о наказаниях), а также Судебник болгарского царя Константина с дополнениями из законов Моисеева Пятикнижия.

Правовые начала и нормы находили фиксацию и распространение в сборниках под названием «Мерило праведное», где нравственные советы и заповеди Божьи сочетались с профессиональными наставле­ниями для судей. Вся эта компиляция основывалась на извлечении из полного состава Кормчих книг. Первые русские судебники содержали мало прямых заимствований. Мера заимствований возросла в Уложе­нии царя Алексея Михайловича 1649 г. Характерно, что религиозные наставники поначалу не только учили, но и судили новообращенных в веру, поскольку считалось, что одних церковных взысканий (епити­мий и т. д.) против грешников и преступников из только что посвя­щенных и потому еще не твердых в вере недостаточно. В компетен­цию церковно-судебных властей входило рассмотрение дел о таких преступлениях, как волшебство, богохульство (в Византии они счита­лись противогосударственными преступлениями). Эта юрисдикция, расширенная и видоизмененная за счет рассмотрения дел о много­женстве, о правах супругов, а также замена поединка «судом Божиим» в лице церковного суда просуществовала до реформ Петра I.

Изучение римского права как предмета в курсе юридического обра­зования было введено с момента появления университетских и иных специальных юридических учебных заведений в центральной России и несколько ранее в тех местностях, где идеи и институты римской юрис­пруденции использовались в гораздо больших масштабах вследствие торговых, дипломатических и культурных контактов со странами, имев­шими высокий уровень освоения римского правового наследия (Поль­ша, прибалтийские области, Бессарабия, отчасти Грузия и Армения).

Правоведение в России, как и в других странах, следовало за прак­тическими потребностями реформ в области правового регулирова­ния либо в преподавании законоведения, которое вначале было раз­делом так называемой Практической философии, Состоявшей из двух смежных разделов — этики и политики, а затем получило наименова­ние «учение правосудия и духовного и мирского» (в формулировке Устава Славяно-греко-латинской академии, созданной в 1687 г.). Позднее появляется название «юриспруденция», сосуществовавшее некоторое время с такими названиями, как Познание законоискусства, законоведение, правовая энциклопедия. В Московском университете на­ряду с российской юриспруденцией изучалась всеобщая юриспруден­ция, которая включала изучение естественных прав и прав народов, а также «узаконения римской древней и новой империи».

Через посредство Византии Русь стала также восприемницей того мировосприятия и тех социальных учреждений, которые впоследст­вии получили название православной культуры (православной циви­лизации). Благодаря такому заимствованию и последующему эволю­ционному развитию (эволюционному вплоть до петровских реформ, приведших к упразднению института патриарха), православная ци-вилизационная культура просуществовала в наиболее зрелых формах до 1 9 1 7 г.

Контрольные вопросы

В чем своеобразие периодизации социальной и политической ис­тории Византийской империи?

Существует ли преемственная связь между Сводом Юстиниана И Последующим законодательством (Эклога, Василики, Прохирон)?

В чем заключается влияние Византии на законодательство и по­литику Киевской Руси?

Литература

Азаревич Дм. Византийское право: В 2 т. Ярославль, 1877; Лип­шиц Е. Э. Право и суд в Византии в IV—VIII Вв. Л., 1976; Литав-Рин Г. Г. Византийское общество и государство в X—XI вв.: Пробле­мы истории одного столетия. 976—1081. М., 1977; Медведев И. П. Развитие правовой науки // Культура Византии. Втор. пол. VII — XII Вв. М., 1985. С. 232 и след.; Оболенский Д. Византийское содру­жество наций. Шесть византийских портретов. Пер. с англ. М., 1998; Право Византии. VII—XI Вв. // Антология мировой правовой мысли: В 5 т. М., 1999. Т. 2. С. 100—140, 156—163; Источники и сборники церковного п р а в а В и з а н т и и X — XV Вв. / / Цыпин В. К у р с церковного права. Клин, 2002. С. 104—119.

< Попередня   Наступна >