Переворот Наполеона Бонапарта и оформление режима Первой империи (1799-1804—1815)

История государства и права зарубежных стран - Всеобщая История Права и Государства

Государственный переворот, совершенный 9 ноября (18 брюмера) VIII года республики при определяющем влиянии генерала Наполео­на Бонапарта, произошел в обстановке широкого общественного не­довольства коррупцией, разгулом спекуляции, в которые оказались вовлеченными члены правительства. Кризис создавал благоприятные условия для нового революционного взрыва либо для реставрации монархии. Само правительство совершило ряд непопулярных и оши­бочных акций. Оно довольно непоследовательно то обрушивало пре­следования на якобинцев, то выступало против дворян-эмигрантов и не присягнувших светскому режиму католических священников. Оно же пыталось отменить высокие налоги на богатых, уравняв при этом банкиров со спекулянтами. В силу этих явных промахов и непоследо­вательностей недовольство режимом выросло и упрочилось в самых различных общественных кругах, и в особенности в среде крупной буржуазии, желавшей более всего устойчивого и твердого режима властвования.

Переворот был произведен при содействии армии, которая затем стала стержневым элементом всей бюрократической и территориаль­но-административной иерархии. Наполеон в силу своих природных дарований и при стечении благоприятных политических обстоя­тельств сумел стать выдающимся военачальником и незаурядным политиком. Первым делом он позаботился о том, чтобы облечь свою личную власть и весь режим в конституционные одежды, в чем ему сильно посодействовал Аббат Сиейес. Новая Конституция V I I I Года республики (1799) была утверждена, как перед этим и якобинская, конституционным плебисцитом от 13 декабря. В отличие от всех предыдущих эта Конституция не включала Декларацию Прав, однако в самом тексте фиксировалась гарантия неотчуждаемости собствен­ности, что сильно увеличивало поддержку режима со стороны кре­стьян-собственников, нуворишей (новых богатеев) и традиционных состоятельных людей из разряда торговцев, промышленников и бан­киров. В целях упрочения поддержки армии Наполеон установил пенсии для раненых воинов, а

также для солдатских вдов и сирот. В армии он зарекомендовал себя радикальным и жестоким реформа­тором, что зафиксировано в его афоризмах «Дорогу талантам!» и «Каждого интенданта после трех месяцев службы можно смело рас­стреливать за казнокрадство».

Следуя формально одной из главных заповедей революции — принципу суверенитета народа, генерал фактически существенно снизил его значение и замедлил реализацию путем введения запу­танной и псевдодемократической системы организации государст­венных учреждений власти. Был отменен непопулярный и откровен­но плутократический имущественный ценз для граждан и оставлен только возрастной — 21 год для мужчин. Однако механизм выборно­сти был сильно осложнен многоступенчатой (всего три ступени) системой выборов на департаментском уровне. Само комплектова­ние учреждений включало механизм Кооптации (пополнения новы­ми членами без проведения выборов), назначения сверху и иных приемов конструирования состава правительственных учреждений по-генеральски.

Высшая правительственная власть формально вручалась трем консулам (учреждение, заимствованное из опыта республиканского Рима). Фактически власть концентрировалась в руках первого кон­сула (т. е. Наполеона), который помимо обычно немалых полномо­чий по назначению и смещению высших бюрократических чинов мог еще назначать (и смещать) членов Государственного совета, пре­фектов в департаменты и коммуны, а также «в случае необходимо­сти» наделялся чрезвычайными полномочиями. Следует отдать должное созидателям этой новой бюрократической иерархии: не очень надеясь на добросовестность и безупречность администрато­ров, авторы Конституции (в первую очередь аббат Сиейес) преду­смотрели право Государственного совета издавать распоряжения, от­носящиеся к деятельности публичной администрации: «разрешать затруднения, возникающие в административной деятельности». Так было положено начало институту Административной юстиции (суд для чиновников), когда судят правонарушителей — чиновников государ­ства, держателей и носителей немалых властных полномочий.

Наполеоновская Конституция от 13 декабря 1799 г. Оказалась самой краткой из всех. В ней всего 95 статей по сравнению с 377 статьями и Декларацией прав и обязанностей Термидорианской Конституции от 22 а в г у с т а 1795 г. , 1 2 4 статьями Якобинской Конституции от 24 и ю л я 1793 г. И весьма объемной Первой Конституцией от 3 сентября 1791 г. С Декларацией прав и 230 статьями. Она была примерно на 1/8 мень­ше термидорианской по общему объему.

Согласно комментарию М. Прело, наполеоновские институты непрестанно подвергались изменениям, на практике применялись весьма ограниченно и никогда не носили реального характера. Соз­данные сознательно в большом количестве, они не были обремене­ны делами, а требования, к ним предъявляемые, были и того мень­ше. Первоначально все учреждения государственной власти создава­лись без всякого участия избирателей. «Это была рыхлая и малоэффективная структура учреждений. По замечанию Тьера, в Трибунат вошли люди, любящие поговорить и склонные к шумливо­сти, в законодательный корпус — утомленные жизнью и к тому же малоизвестные, а в Сенат — лица той же категории, только более высокого ранга». У всех участников этих учреждений наблюдалось, по словам Прело, какое-то ощущение ненужности выполняемой ра­боты. Опираясь на армию, чиновничество и поддержку разбогатев­ших слоев общества, Бонапарт подготовил почву для еще большего упрочения своей личной власти. В 1802 г. в результате еще одного плебисцита (референдума), проведенного под контролем полиции, он был объявлен пожизненным первым консулом, а не на 10 лет, как значилось в Конституции.

В 1 8 0 4 г. сенатус-консультом (решением сената от 18 мая) перво­му консулу был присвоен титул императора Наполеона I. С этого момента термин «республика», который оставался в официальном употреблении («управление республикой вверяется императору»), нес не больше смысла, чем в свое время в императорском Риме. 2 декабря Наполеон был увенчан короной императора.

К концу правления Наполеона возникло 12 министерств, причем большая их часть была связана с проведением фискальной, военной и карательной политики. Это правительство назначало префектов в департаменты и супрефектов и мэров в дистрикты и коммуны. Вы­борные местные советы (муниципальные, общинные, общесослов­ные) имели лишь совещательные полномочия, их решения подлежа­ли визированию администратора соответствующего уровня — чинов­ника из центра.

Так возникла и укоренялась высокоцентрализованная бюрокра­тическая иерархия современного типа. Определенную роль на этапе империи сыграло воссоздание аристократической титулатуры без воссоздания, правда, полагающихся привилегий. Новые маркизы, герцоги и графы образовали новоявленную клику под покровитель­ством императора.

Наполеон включил в госаппарат и католическую церковь, поза­ботившись еще в 1 8 0 1 г. о подписании с папой римским особого соГлашения, Где было сказано, что католицизм является религией «по­давляющего большинства французов». Государство взяло священни­ков на свое содержание, а они присягали на верность первому кон­сулу, а затем императору французов.

Армия была превращена из национальной в корпоративную (профессиональную и цезаристскую). С 1 8 0 0 г. введена система най­ма людей для службы в армии вместо богатых и знатных (уклонение от налога кровью). За счет новой наполеоновской аристократии об­новлялся офицерский состав — создавались привилегированные подразделения гренадеров, драгунов и др. С 1 8 0 0 по 1 8 1 5 г. на с л у ж - бу было призвано 3153 тыс., а погибло больше половины — около 1750 тыс. человек.

< Попередня   Наступна >