Особенности истории права. Законы XII таблиц. Институции Гая

История государства и права зарубежных стран - Всеобщая История Права и Государства

Законы XII таблиц (451—450 гг. до н. э.) представляют собой краткие изречения по различным вопросам правового общения и нормы, относящиеся к отправлению правосудия, семейным отноше­ниям, собственности, договорным обязательствам и преступлениям. Законы были созданы и обнародованы по настойчивому требованию плебеев, грозивших покинуть город и уже предпринявших такую по­пытку, удалившись в знак недовольства и угрозы из города.

Их требования сводились главным образом к уравнению их в по­литических правах с патрициями. Они требовали, в частности, обес­печения ауксилиума (элементарной правовой защиты от произвола чиновных служителей при помощи создания своих сословно изби­раемых чиновников — магистратов) и наделения такими правами, которые бы ограничили произвол властей. Поскольку плебс состав­лял большинство в народном собрании, он требовал расширения прав последнего и более демократического голосования в комициях. Другие пункты притязаний при составлении законов — требования об освобождении от тягот долгового рабства, более справедливого дележа ager publicus (общественного земельного фонда), права всту­пать в брак с представителями патрицианских родов. В 494 г. плебеи уже добились для себя права избирать своих чиновников (плебей­ских трибунов). Всего их было к этому времени 10 человек, они не имели управленческой власти, но могли прибегать к праву Вето (букв, «запрещаю») — праву запрещать исполнение любого распоря­жения или даже постановления сената.

После изгнания царей, по трибунскому закону, все царские зако­ны вышли из употребления. В течение полувека римские граждане пользовались обычаями и лишь некоторыми законами. В этих усло­виях было решено избрать 10 человек, с тем чтобы они подготовили законы для города-государства и учли требования и ожидания кон­фликтующих сословий. Эти законы, записанные на медных досках, были выставлены на видном месте для более наглядного восприятия.

Упомянутым 10 мужам были даны на целый год высшие полно­мо

чия в городе-государстве для того, чтобы они могли иметь воз­можность исправлять законы и толковать их, но без права апелля­ции в отличие от всех остальных должностных лиц. Первые 10 таб­лиц вызвали нарекания за их неполноту, и новый состав выборных 10 мужей с равным представительством от патрициев и плебеев при­бавил на следующий год к старым еще две таблицы. После прибавки собрание получило название «Законы XII таблиц» (Leges duodecim tabularum). Эти же законы иногда именуются Законами десяти (му­жей) (Decemviri legibus scridundi). Законы были одобрены народным собранием в 449 г.

Содержание XII таблиц можно сокращенно представить в сле­дующем виде:

1. Положения о гражданском судопроизводстве (процессе) (табл. 1-й);

2. Процесс против несостоятельного должника (III);

3. Положения об отцовской власти (IV);

4. Опека, наследование, собственность (V—VI);

5. Обязательства из договоров и деликтов (правонарушения с причинением вреда (VII—VIII);

6. Публичное и сакральное право (ius publicum, ius sacrum), уго­ловное право (IX—X);

7. Различные дополнения к первым 10 статьям (о запрете браков между плебеями и патрициями, о том, что решения народного соб­рания имеют силу закона (XI—XII).

Наиболее характерными чертами Законов XII таблиц стали сле­дующие:

• на место произвола магистратов ставился закон. Тит Ливии на­звал главным результатом этой древней бескровной политической революции «уравнение в свободе»;

• строгий формализм правовых Процедур И Общения. Так, обряд манципации предполагал, помимо наличия пяти свидетелей и весов­щика с металлом, еще произнесение ряда формул, при искажении которых в процессе говорения заключенная сделка считалась недей­ствительной. В этом формализме есть и положительные стороны, например определенность, в том числе в деле четкого внешнего выРажения Окончательного заключения сделки с перспективой боль­ших удобств в доказывании юридически важных, по спорных фак­тов. В слаборазвитой хозяйственной жизни и общении эта формаль­ность была также средством «предупредить поспешность и необдуманность совершения такого рода юридических актов» (И. Б. Новицкий);

• процесс привлечения к ответственности нарушителей прав гра­ждан предполагал энергичное участие заинтересованной стороны, а также в ряде случаев и должностных лиц государства. Так, в отличие от Законов вавилонского царя Хаммурапи в Законах XII Таблиц был введен захват веши в обеспечение долга. Это допускалось в отноше­нии того, кто приобщил животное для принесения в жертву, не уп­латив за него покупной цены, либо против того, кто не представит вознаграждения за сданное ему внаем вьючное животное с тем усло­вием, чтобы плата за пользование была употреблена на жертвенный пир;

• казуистичность построения правил и норм (по принципу: «ес-ли—то — иначе»);

• обязательства возникают, согласно Законам, не только из за­ключенных договоренностей, но и вследствие причинения ущерба личности, здоровью, имуществу;

• суровыми карами наказывались колдовство, убийство, воровст­во и измена. Они сильно уменьшили возможности самоуправства и кровной мести. Осужденный на казнь имел право апеллировать к комициям, составной части народных собраний. Смертная казнь ожидала судью-взяточника или корыстного посредника в конфликт­ной ситуации. «Неужели ты будешь считать суровым постановление закона, карающее смертной казнью того судью или посредника, ко­торые были назначены при судоговорении (для разбирательства де­ла) и были уличены в том, что приняли денежную мзду по (этому) делу?» (IX, 3).

После одобрения Законов едва не произошел реакционный пере­ворот, но его предотвратили новый уход плебеев из Рима и оппози­ция в сенате, которые привели к отставке комиссии децемвиров, от­казывавшейся сложить свои полномочия.

Уже в 449 г. народные трибуны, выбиравшиеся плебеями, доби­лись права на неприкосновенность, а законы, принимаемые по три­бам с участием плебеев, стали признаваться. В 445 г. были разреше­ны браки между патрициями и плебеями. В 444 г. вместо двух консу­лов могли избираться трибуны с консулярной властью в количестве от трех до восьми человек. В 367 г. плебеи получают право на заня­тие одной из двух должностей консулов, одновременно ограничива­ется размер доли патрициев из общественного земельного фонда. Наконец, в 287 г. законом Гортензия решения плебейских собраний получили такую же силу закона, как и решения центуриатных собра­ний. В III И II вв. противоположность патрициев и плебеев вытесняется и отчасти сменяется противоположностью сословий. Особых привилегий добиваются два сословия — нобилей (знатные патриции и богатые плебейские роды) и всадников (торгово-финансовая вер­хушка и землевладельцы среднего достатка).

Законы XII Таблиц пребывали в качестве действующих на протя­жении многих веков. Через шесть веков их комментировал в специ­альном трактате юрист Гай. Самый известный судебный оратор поздней республики Цицерон (I В. до н. э.) сообщает, что эти Законы заучивали в школах наизусть «как необходимую песнь» и этому бла­гоприятствовал особый ритмический строй текста Законов.

Законы XII Таблиц были связаны и с предшествующим законода­тельством царского периода. Полагают, что предание смерти за на­рушение верности клиентским отношениям с патроном (VIII. 2), разрешение продавать сына три раза в рабство, а также право уби­вать детей-уродцев (IV. 1) восходят еще к установлениям первого ца­ря — Ромула. Почетное положение жриц Весты (V. 1) учреждено, со­гласно Плутарху, царем Нумой. Квота в пять свидетелей при манци-пации также возводится ко времени Ромула. Поскольку в Законах нет упоминания о плебеях, полагают, что многие правовые требова­ния и процедуры составляли в то время обычное право общины пат­рициев.

Республиканский период, охватывающий без малого пять столе­тий, стал временем борьбы плебеев за уравнение в гражданских и политических правах (мирная политическая революция), а также по­пыток уравнивания разных сословий в правах на землю (реформы братьев Гракхов, закончившиеся трагически для инициаторов ре­форм и для республиканских учреждений).

Основными событиями республиканского периода стали введе­ние должности народных трибунов в 494 г., издание Законов XII Таблиц и закон трибуна Петелия 326 г. о запрете долгового раб­ства.

Цицерон, один из признанных комментаторов римских законов, оставил памятное свидетельство о высоком авторитете Законов XII Таблиц в таких словах: «Для всякого, кто ищет основ и источни­ков права, одна книжица XII Таблиц весом своего авторитета и оби­лием пользы воистину превосходит все библиотеки философов» (Об ораторе. 1, 44, 195). Юрист Гай и через шесть веков продолжал пи­сать комментарии к XII Таблицам. Не столь бесспорным был автори­тет тех лиц, которые эти законы применяли. Цицерон однажды за­метил в адрес современных ему судей, что они лишь «присутствуют, следуя долгу, но молчат, избегая опасности».

Государство для Цицерона (оратор предпочитал называть его рес­публикой — «общим делом») было достоянием всего народа, народ же не любое соединение людей, а нечто иное. Оно есть, по разъяс­нению знаменитого философа, «соединение многих людей, связан­ных между собою согласием в вопросах о праве и общностью интересов». Истинная цель республики заключается в том, чтобы «люди свободно владели своей собственностью и чтобы они не подверга­лись опасности». Пройдет много времени, и создатели республики в революционной Франции вновь повторят эту мысль-призыв в Дек­ларации прав человека И Гражданина 1 7 8 9 г.

И н с т и т у ц и и Г а я (ок. 160 г. н. Э.)- Институции представляют собой элементарное изложение цивильного права с очень ценными для нас юридико-догматическими и историческими пояснениями относи­тельно правоспособности и дееспособности участников правового общения и способов защиты личных и имущественных прав. Это об­разец наставлений в правоведении (от «институцио» — устройство, образ действия, наставление, учение). Он предназначен для началь­ного ознакомления с основными элементами римского гражданско­го права и общего представления о его системе.

До сочинения Гая частное право излагалось по следующей схеме: о праве и об исках (до Законов XII Таблиц и с их принятием) либо о юрисдикции, судебном разбирательстве и предписаниях преторских (в традиционном изложении преторского права). Гай вначале изла­гает в своем труде вопросы правоспособности и дееспособности лиц, затем имущественных правоотношений (вещи телесные и бестелес­ные, к последним относятся и обязательства) и завершает сочинение изложением вопросов охраны прав.

Институции Г а я написаны около 1 6 0 г. н. э., найдены историком Нибуром в 1 8 6 1 г. в библиотеке Веронского собора в Италии в запи­си I в. н. э.

< Попередня   Наступна >