Законодательство: особенное и всеобщее в законодательном регулировании. Танский кодекс. Законы династии Мин
История государства и права зарубежных стран - Всеобщая История Права и Государства |
Законодательство: особенное и всеобщее в законодательстве средневекового Китая. Для средневекового Китая характерно появление династийных сводов законов, у истоков которых обычно находился основатель династии. Как и в Византийской империи, здесь практиковалось заимствование из предшествующего династийного законодательства. Так, в 1647 г. усилиями маньчжурских сановников и судей был создан кодекс, во многом воспроизводивший законодательство Минской династии. Самыми разработанными кодификациями начального периода средневековья стали законы династии Тан (618—907) и династии Сун (907—1279). Династия монгольских правителей Юань (1280—1368) предпочла подражание издревле существующим порядкам и превратила в законы специально отобранные судебные прецеденты. Основатель Минской династии Чжу Юань-чжан задолго до вступления на императорский престол уделял большое внимание проблеме создания прочного и долговременного свода законов.
В предисловии к «Законам Великой династии Мин», ставшим крупнейшим законодательным памятником минской эпохи (1368— 1644 Гг.), император выразил свои ожидания и надежды относительно социального эффекта вводимых законов в следующих словах: «Я, владея Поднебесной, подражал древности в осуществлении управления, постигал ритуалы, дабы руководить народом, устанавливал законы, дабы обуздывать непослушных, публиковал распоряжения в качестве декретов, проводил в жизнь все это уже в течение долгого времени, но что поделать, нарушители законов продолжали появляться один за другим. Отсюда возникли пять видов наказаний и жестокие законы, чтобы наказывать их (нарушителей)... Отредактировав написанные законы, мы составили книгу и отпечатали ее для распространения в столице и на местах, дабы сановники и народ знали, чего придерживаться» (пер. Н. П. Свистуновой).
Весьма выразительно и напутствие императора законодательной комиссии, в котором Чжу Юаньчжан высказывает такие же пожелания относительно ясности и простоты положений кодифиц
Среди европейских синологов распространено убеждение, что китайские законы имеют преимущественно карательную направленность. Это суждение правомерно лишь отчасти. Действительно, сами слова «закон» (фа) И свод законов (люй) Обычно обозначают законы уголовные. Исторически сложилось так, что уголовные (карательные) законы и своды законодательства получили в Китае наибольшее развитие и этим сильно удивили в свое время многих европейских историков права. Однако и старые, и средневековые кодексы включали довольно широкий круг законов военных, гражданских и административных. Такое соотношение отраслей законодательной деятельности объясняется тем, что в Китае, как и в других районах мира, древнее и средневековое законодательство было воплощением одновременно законных и моральных требований, а также смешением уголовного и гражданского законодательства. При этом весьма важную и своеобразную часть таких законодательств составило законодательство административное, поскольку Китай всегда был страной централизованного и даже сверхцентрализованного управления делами государства.
Особенно явственно комплексный, многоотраслевой характер династийного законодательства проявил себя в минском кодексе XIV в. В с е законы, изложенные в 460 статьях, собраны в 30 главах, но параллельно законы также подразделяются соответственно традиционным для Китая шести ведомствам, названия которых указывают одновременно на отраслевой характер законодательного регулирования. Законы подразделяются на законы по ведомству чинов, ведомству финансов, ведомству церемоний, военному ведомству, ведомству наказаний и ведомству работ. «Ведомственным» разделам кодекса предпослано вступление из 47 статей, названное «Меры наказаний и принципы применения законов», что дает основание отнести способ построения кодекса к разновидности, именуемой в европейской традиции Пандектной системой изложения законов (вначале излагаются общие принципы и определения, а затем нормы законоположений по отраслям или областям регулирования).
В фундаментальном исследовании тангутского права и текста «Измененного и заново утвержденного кодекса девиза царствования Небесное процветание» (XII в.), во многом скопировавшего образцы кодексов Танской и Сунской династий, Е. И. Кычанов распределил объекты тангутского законодательства по следующим отраслям и областям законодательного осмысления и регулирования: учение о преступлении, применение наказаний, процессуальное право, уголовное право, гражданское право, административное право — центральный аппарат управления, административное право — местная администрация, административное право — правовое положение буддийских общин и даосских монахов в тангутском государстве, военное право.
Китайское средневековое законодательство сосуществует с обычным правом, для которого характерно использование принципа рав-новозмездности {талиона) Либо откупа от наказания (композиции) И изгнания преступника из рода-племени (атимия). В танском Китае изгоняли, например, убийцу, поскольку кровная месть внутри рода и племени не применялась. Чужаки для племени не охранялись ни обычаем, ни религиозным запретом. Так, у предков тангутов мститель давал клятву в том, что, пока не отомстит, не будет есть хлеба (только овощи) и «пусть мужчины и женщины в моем роде покроются паршой и облысеют, пусть подохнет скот, пусть змея заползет в мое жилище». Мститель носил на одежде отличительный знак — свидетельство его обязанности кровной мести. Иногда он специально взъерошивал волосы на голове, мазал лицо грязью, ходил босой и возвращался к нормальной жизни только после того, как обезглавливал врага. Китайские администраторы, управлявшие тангутскими племенами в X—XI вв., в случае возникновения конфликтов между тангутами «подбирали справедливого человека, умелого оратора» или высылали на место чиновника для того, чтобы выяснить, кто прав, кто виноват, и чтобы убийца уплатил выкуп, либо — в случае более обширного конфликта — поручали примирить конфликтующих «по их собственным законам и обычаям».
Кодифицированное собрание законов имело несколько разновидностей. Так, свод военных законов в тангутском государстве Си Ся (982—1227 гг.) имел название «Яшмовое зерцало». Зеркало из яшмы еще в древнем Китае почиталось как «символ пути чистоты и света, пути порядка и управления, основанного на законе и справедливости» (Кычанов Е. И. Жизнь Темучжина, думавшего покорить мир. М., 1995. С. 22).
Со времени династии Тан собрания законов разной силы И Степени важности подразделялись на четыре группы: Люй, лин, кэ И Ши. Законы «люй» фиксировали преступления и содержали точные меры наказания. Законы «лин» обеспечивали процесс властного администрирования в обществе и государстве путем установления правил и образцов, а также предписаний для взаимоотношений между «благородными» и «презираемыми», а также между знатными и низкорож-Денными. Законы «кэ» и «ши» также относились к области административных отношений, но уже не в обшегосударственном масштабе, а в пределах административно-властного управления ведомств. Они регулировали правила награждения, субординации, а также правила и инструкции, относящиеся к внутреннему распорядку.
Наряду с кодексами существовало своеобразное «указное право» императоров, которое затем в виде кратких записей решений и постановлений с добавлениями составляло особый жанр законодатель-ствования и специфический источник права — собрание указов («чи»), или китайскую разновидность прецедентного императорского права. Иногда собрания указов — «чи» — выполняли роль новых уголовных законов (во времена династии Сун), и практикующий судья сначала смотрел в сборник указов, а затем в уголовный кодекс. И хотя указы низводили кодекс до вспомогательного средства, его действие никогда не отменялось.
Таким образом, средневековое китайское законодательство обладало такими особенностями перехода от обычного права к закону (замена кровной мести откупом, наказания композицией и атимией) и такими своеобразными чертами законодательного регулирования (кодексы, императорские указы), которые могут рассматриваться сразу в двух измерениях — как своеобразные черты эволюции правовых институтов всего дальневосточного региона и как пример вполне узнаваемых общих черт, сходных с признаками эволюции права и законодательства в странах европейского региона.
Исследования российских китаеведов последних лет сделали возможным более конкретно, чем раньше, обсудить вопросы происхождения и исторической эволюции права и законов на конкретных образцах законотворчества и соответствующих комментариев к ним юристов, историков и этнографов. Недавнее исследование генезиса ритуалов и правил этикета с их поразительной устойчивостью на протяжении многих веков также дает основания для нового сопоставления истории норм ритуальных с нормами морали и нормами, установленными законом, в их определенном социальном и культурном назначении.
Краткое господство легизма в период империи Цинь (221—206 Г г. До н. Э.), Во многом способствовавшего превращению заурядного княжества во всекитайскую державу, продемонстрировало также ограниченность возможностей командной силы законов и связанного с ними контроля и принуждения. В этот период расхождения между конфуцианцами и легистами свелись к спору, что должно внедряться в обыденную жизнь при содействии государственной власти — «динамичные, произвольно задаваемые сообразно сиюминутной государственной пользе, не учитывающие ни сложной структуры общества, ни его традиций законы Фа или же фиксирующие сложную общественную структуру, гораздо более неповоротливые, но зато гораздо более отвечающие исконному строю жизни людей Моральные устои Ли» (Рыбаков В. М. Введение // Уголовные установления Тан с разъяснениями. СПб., 1999. С. 14).
Ли обычно переводят с китайского и как «ритуал», и как «этикет», и как «правила поведения», но более удачным и более адекватным представляется перевод термина словосочетанием «моральные устои и обусловленное ими поведение». В. М. Рыбаков, предложивший это истолкование, уточняет, что здесь следует иметь в виду не формальные правила церемоний, а глобальную гармонизирующую правильность, старательно уподобленную древнекитайскими мыслителями неизменной правильности круговорота процессов во всей природе.
«Моральные устои суть копии устоев мира в целом, таких, например, как то, что солнце восходит на востоке или что вода течет вниз, а не взлетает вверх. Мораль есть модификация интегральных устоев для человеческого мира; ее отличие в том, что она проявляется в человеке не автоматически, а только в процессе социализации... Гарантом несокрушимости и неизменности Моральных устоев Ли являлось, по Конфуцию, Небо — верховная гармонирующая сила мироздания; отражением неизменных законов функционирования Неба, их микрообразами, опрокинутыми в человеческий мир, и являлись Моральные устои. Потому-то столь значительна их роль; покуда они соблюдаются, мир людей уподоблен миру в целом, и, следовательно, как и мир в целом, он гармоничен и незыблем. На интегральных законах стоит мир, а на их локальных межчеловеческих проявлениях стоит человеческий мир» (Там же. С. 9).
В начале правления династии Хань (206 г. до н. э. — 220 г. н. э.) легистские концепции стали трансформироваться (в этом оказалась заинтересованной главным образом служилая бюрократия в ее противостоянии произволу верховного правителя). Первые шаги в этом направлении сделал конфуцианец Сюнь-цзы (ок. 298—238 до н. э.), который сблизил понимание Ли с пониманием закона у легистов. Он обосновал возможность «поставить Фа на службу Ли, превратить законы в обслугу Моральных устоев, но в то же время дать определенные гарантии защиты от произвола законов, сделав противоречащие Моральным устоям законы невозможными» (В. М. Рыбаков). Так была заложена новая основа для различения закона и морали (с сохранением верховенства роли последней) с одновременным превращением конфуцианства в инструмент примирительного синтеза противоборствующих доктрин — легизма и конфуцианства.
Возникновение ортодоксального конфуцианства, ставшего затем На Два с лишним тысячелетия доминирующим мировоззрением и За-Коноведческой доктриной, связано с именем ханьца Дун Чжун-шу (179—104 гг. до н. э.). Он дал фундаментальное обоснование взаимозависимости и «параллельности» воспитания и наказания, увязав их с параллельностью стихий Ян (мужской, положительной, светлой) И Инь (женской, отрицательной, темной). «Он показал, что хорошее в человеке должно выявляться и культивироваться морализующим воздействием, воспитанием, но плохое может быть сдержано И Пресечено лишь наказанием» (Рыбаков В. М. Указ. соч. С. 15).
Процесс «конфуцианизации» китайского законоведения растянулся на несколько веков и завершился в известной мере ко времени первых крупных кодификаций династий Сун и Тан. Этическая ориентированность законоустановлений, их пронизанность духом Моральных устоев особенно заметна в танском кодексе.
Танский кодекс («Тан люй шу и»). Первым крупным сводом законов стал танский уголовный кодекс с комментариями и разъяснениями. Комментарии и разъяснения не только имеют большую практическую ценность, но и облегчают ориентирование в обилии законодательных установлений за счет достаточно подробного комментирования классифицируемых особым образом разновидностей преступлений и наказаний. В этом состоит еще одна характерная особенность китайского средневекового законодательного искусства. Составление танского кодекса было завершено в 653 г., обнародование состоялось только в 737 г. Кодекс династии Сун «Исправленное и пересмотренное собрание уголовных законов» (составлен в 959 г., опубликован в 963 г.) во многом повторял танский кодекс.
Характерной особенностью династийного законодательства стало допущение исходного для конфуцианства представления о том, что эффективность государственной системы контроля и регулирования возможна только на основе сочетания и взаимодействия моральных норм (морально-ритуальных заповедей, обозначаемых термином Ли) И Жестких Предписаний закона (фа). Традиционны и ссылки в текстах законов на моральные нормы или на произведения Конфуция и его последователей. Пересмотры и переиздания кодексов в последующие века также производились в согласии с конфуцианской традицией, требовавшей «с любовью относиться к древности, но и знать новое».
Поскольку средневековое конфуцианство представляло собой компромисс позиций древнего конфуцианства и Легизма, То в законодательстве рассматриваемого периода довольно сильными оказались легистские традиции, требующие ответственности по принципу круговой поруки и поощряющие доносительство или добровольное покаяние. Под влиянием осуждения доноса на родителей и родственников самим Конфуцием танский кодекс запрещает донос на родственников первой и второй степени родства под страхом смертной казни.
Танский кодекс имеет следующую структуру: 502 статьи были собраны в 30 глав (цзюаней), которые сведены в 12 тематических разделов. Эти разделы имели следующие области регулирования: 1. Меры наказания и принципы применения законов; 2. Охрана запретных мест; 3. Должностные обязанности чиновников и порядок их исполнения; 4. Домохозяйства и бракосочетания; 5. Государственные конюшни и зернохранилища; 6. Самовольные действия администрации; 7. Разбой и хищения; 8. Драки и тяжбы; 9. Мошенничества и подлоги; 10. Разнородные карательные законоустановления; 11. Задержания и побеги; 12. Судопроизводство и тюремное содержание.
Первый раздел «Меры наказания и принципы их применения» — самый большой и составляет примерно пятую часть всего корпуса «Тан люй шу и». Он содержит толкования основных и вспомогательных разновидностей наказания и общих принципов их применения. В остальных разделах разбираются конкретные типы преступной деятельности и соответствующие им наказания. Таким образом, структура кодекса напоминает пандектное изложение законодательного материала в европейской традиции.
Так, в разделе 1 в статье о пяти видах наказания легкими палками приводится следующее «разъяснение» (толкование) составителей кодекса самой меры наказания и ее происхождения и назначения: «Наказывать легкими палками» — значит «бить» и, кроме того, может толковаться как «стыдить». Объясняется это тем, что, если человек совершил легкий проступок, по закону необходимо вразумить его, поэтому применяют к нему битье, чтобы устыдить его...
Во времена Хань для наказания легкими палками использовался бамбук, ныне используется прутняк чу. В «Шу цзине» сказано: «битье используется как средство наказания для вразумления...
Наказание легкими палками является самым легким из наказаний. С течением времени тяжесть его менялась. Но все чаяли (прихода поры), когда не станет наказаний и следование Моральному долгу И сделается единственным общим (уделом)...» (пер. Рыбакова В. М.).
Танское законодательство не знает института необходимой обороны, но освобождает от ответственности ближайших родственников, вступившихся за отца или мать в случае нападения. Наказания смягчались для трех категорий лиц — стариков, детей и инвалидов. Классификация преступных деяний строилась под влиянием конфуцианской философии, осуждавшей общественное зло, и еще с древности получила название «10 зол». Объектом посягательств мог быть не только государственный порядок или человек и его имущество, но прежде всего ритуал межличностного и межгруппового общения (этикет), нарушение которого в виде сыновней непокорности или несогласия могло при желании законодателя обрастать расширительными толкованиями.
В число упомянутых зол входили заговор о мятеже против государя, «великое непокорство» (бунт против существующих порядков и морали с умыслом что-то святотатственно разрушить), а также измена (переход на сторону врагов императора, государства, бегство из страны или из осажденного города). Четвертое зло — «непочтение, непокорность» — имело в виду внутриродственные конфликты (избиение или убийство родных), затем следовало зло в виде «несправедливости, порочности» (преступления, совершенные с особой жестокостью и злостью). Шестое зло — «выражение великого непочтения» — подразумевало кражу предметов культа, вещей императорского обихода (императорская печать, печать его жены, матери), а также оплошности при приготовлении ему пищи, лекарства либо злословие в его адрес. Виновные в этом подлежали удавлению.
Следующие разновидности зла были сгруппированы в связи с их вредом для нравственных семейных устоев: «выражение сыновней непочтительности», «несогласие, разногласие» с близкими родственниками; далее следовала группа преступлений, оцениваемых как «несправедливость, неправедность» во взаимоотношениях из разряда официальных и иерархических (убийство начальника его подчиненным, убийство командира, учителя-наставника; сюда же было отнесено выражение непочтения к мужу со стороны жены, например отказ от ношения траурной одежды в связи с его кончиной). Десятое зло — кровосмесительные связи, которые уподоблялись взаимоотношениям «птиц и зверей» (пер. терминов Свистуновой И. П.).
Совершение одного из таких зол не освобождало от наказания никого вне зависимости от занимаемого положения и лишало возможности откупа от наказания. Наказанию подлежали также члены семьи преступника с конфискацией их скота и имущества. В первую очередь к ответственности привлекались жена и дети преступника, в случае более тяжкого преступления — его родители, самого тяжкого — его деды и внуки, братья, сестры по отцу, племянники.
Особую группу преступлений составляли различные виды несправедливого обогащения — получение материальных благ обманом либо с помощью запугивания или получение чрезмерной выгоды. Помимо явного сближения карательных и договорных запретов китайское законодательство не обособляло сферу уголовного наказания от административного наказания.
Наказание осуществлялось в виде обезглавливания, удавления, каторжных работ в ссылке и без ссылки, а также битья палками. С VI в. битье толстыми палками было дополнено битьем тонкими палками. Палки имели точно зафиксированные размеры и изготовлялись под контролем властей. Толстая палка была длиной около метра, имела утолщенный лопатовидный конец и сужалась к рукояти. Танская палка делалась из шиповника, а не из бамбука, как это обычно утверждается в популярной литературе. Танский кодекс упорядочил эти наказания следующим образом: удары тонкими палками, толстыми палками, каторжные работы на разные сроки от одного до трех лет, ссылка трех степеней — в зависимости от удаленности места отбывания наказания (от 1 тыс. до 1,5 тыс. км).
Смертная казнь была двух видов — обезглавливание и удушение. В регионе Дальнего Востока казнь через повешение вообще не применялась. Самой мучительной была казнь через удавление. Обезглавливание определенным образом сказывалось, согласно поверьям, на загробном существовании человека в связи с тем, что голова отделялась от тела.
В период правления династии Тан Пять основных видов наказания (ровно столько же основных было и в древности) по мере нарастания их тяжести подразделялись еще на степени, которых насчитывалось уже 20 (пять разновидностей наказаний тонкой палкой от 10 до 50 ударов; пять разновидностей наказаний толстой палкой от 60 до 100 ударов; пять наказаний каторжными работами на срок; три вида наказаний ссылкой на расстояние и две разновидности смертной казни (удавление, обезглавливание). С X в. смертная казнь была дополнена «резанием на куски» с последующим разрезанием горла и обезглавливанием. Эта казнь была, по комментариям историков, заимствована китайцами в период правления династии Сун и применялась при казнях мятежников и убийц. Она была включена в кодексы династий Юань и Мин.
Чиновничество средневековой империи имело в этих случаях ряд привилегий — каторга или ссылка могла быть заменена наказанием в виде лишения должности или ранга и титула. Если рангов и титулов недоставало для прощения вины, то применялся штраф. Льготами пользовались и родственники чиновника — в зависимости от «силы тени», падающей от ранга чиновника, или от степени родственной близости. «Тень» определялась в соответствии с конфуцианским критерием определения срока ношения траурной одежды по умершему родственнику. Родственник «тенедарителя» тоже получал возможность занять должности на государственной службе, освобождаться от ответственности или получать смягчение положенного наказания.
В этих случаях действовал Принцип восьми суждений (суждений о лицах, имеющих право на смягчение наказания). Этот принцип восходит еще ко временам династии Хань и был включен в кодекс династии Вэй (III в.). Собственно, речь шла о восьми группах лиц, имеющих право на смягчение наказания. Среди них традиционно первыми были свойственники рода государя, затем шли «ветераны» (личные слуги и охрана государя), «мудрецы» (благородные мужи, лица, искусные во владении оружием или словом, и лица, показавшие высокое мастерство в соблюдении этикета), «талантливые» (опытные чиновники и мастера обучения коней в армии), «заслуженные» (отличившиеся в военной службе), «высокочтимые» (лица, Обладавшие Высоким чиновным рангом), «усердные» (чиновники Государственной службы и послы), «гости» (потомки некогда правивших династий).
Смягчение наказания обеспечивалось определенной И Восходя-шей ко временам Ханей процедурой в такой последовательности: обсуждение вопроса о социальном статусе преступника — подача Прошения О смягчении ему наказания — смягчение меры наказания или откуп от наказания.
Самым оригинальным в способах наказания было назначение участникам внутрисемейных или внутриродсгвенных конфликтов различных сроков ношения Траура По умершим родственникам. Наказания назначались кровным родственникам И Свойственникам. Сам по себе траур отражал весьма сложную систему семейно-родст-Венных Личных и коллективных обрядовых отношений, которые возникли еще в древности. Официальное признание таких традиций было не только данью уважения, но и заинтересованной поддержкой тех традиций, которые отвечали духовным и нравственным ценностям и потребностям всего общества. Продолжительность траура выступала в качестве мерила родственной близости (обычно траур длился один год с изменениями в сторону уменьшения или увеличения). Все виды наказаний трауром насчитывали пять основных разновидностей.
Траур обозначался ношением специального платья из ткани особого рода, а также белой повязки на голове при распущенных волосах. Летом в знак Траура Не снималась шапка. За неоплакивание Родственника Наказывали каторжными работами. В период ношения траурного платья запрещалось смотреть театральные постановки, слушать музыку, ходить в гости и звать гостей. За нарушение полагалось наказание ударами палкой. В число кровных родственников входили однофамильцы по мужской линии, а также вошедшие в семью женщины — мать, жена, жены сыновей и внуков. Свойственниками считались члены рода матери и родственники по женской линии, члены рода жены и семьи, с которыми породнились через браки дочерей.
В минском кодексе предусмотрено наказание в виде «соблюдения траура по трем отцам и восьми матерям». В категории отцов находились «совместно проживающий отчим», «отчим по второму замужеству мачехи», «не проживающий совместно отчим». В категории матерей числились «воспитавшая мать» (наложница), «мачеха» (вторая жена отца), «законная мать» (так называли сыновья наложниц официальную жену отца), «приемная мать» (ребенок с раннего возраста воспитывался братом отца или другим человеком), «изгнанная мать» (изгнанная отцом родная мать), «молочная Мать» (кормилица из наложниц отца), «мать, вторично вышедшая замуж» (вышедшая вторично замуж после смерти отца родная мать), «младшая мать» (наложница отца, имеющая сыновей).
Одним из самых типичных и тяжелых преступлений в бюрократическом аппарате средневекового китайского государства было взяточничество, которое вначале танский, а затем и минский кодексы сближают с разбоем и воровством в рамках Таблицы наказаний за «шесть видов присвоения» (казенного и частного имущества). Согласно танскому кодексу, наказуемые виды присвоения, расположенные по принципу убывающей общественной опасности («злостности»), выглядят следующим образом: грабеж или разбой в двух разновидностях — с применением угроз или силы и с применением оружия; взяточничество с извращением (нарушением) закона в двух разновидностях — получающими жалованье и не получающими жалованья. Перечисленные преступления включают в качестве наказания высшую меру — смертную казнь путем удавления (по всем этим видам) и обезглавливание (для разбоя в обоих случаях). Далее следуют взяточничество без извращения закона получающими жалованье и не получающими жалованья; воровство; присвоение подведомственного имущества и наказуемое присвоение.
Здесь обращает на себя внимание такой род смягчающего вину обстоятельства для чиновников-казнокрадов, как взяточничество без извращения закона по сравнению со взяточничеством с извращением закона (в этой связи вспоминается рассуждение персонажа Салтыкова-Щедрина об удобствах «грабежа по закону»).
Следует отметить, что в минском кодексе состав преступлений с грабежом был исключен из числа «шести основных присвоений», поскольку, по мнению минских юристов, главная опасность грабежа состоит не в присвоении, не в посягательстве на чужое добро, а в применении насилия (подробнее см.: Свистунова Н. П. Краткий очерк истории минского законодательства // Законы великой династии Мин. М., 1997. С. 1 0 4 и след.).
Широко распространенной практикой в применении наказаний в средневековом Китае стало предоставление возможности избежать или сократить срок вынесенного наказания с помощью Откупа Денежными ассигнациями, серебром или осуществлением определенной физической работы. Так, наказание битьем палками можно было заменить работой в месяцах или в пересчете на серебро, взносом зерна, перевозкой извести или кирпича, воды и угля и др. Наказание 10 ударами палки было эквивалентно одному месяцу работы или 3 0 0 мерам серебра (в ли). Наказание в 1 0 0 ударов палками приравнивалось к работе в течение 6 месяцев или в 1800 ли серебра. Наказание в один год высылки приравнивалось к работе в течение 12 месяцев или к 3600 ли серебра. Однако возможность откупиться от наказания предоставлялась не всем и при наличии определенных условий.
Принимались во внимание возраст, социальное положение, состояние здоровья, род занятий (астролог, музыкант, мастеровой), характер преступления и вид наказания. Откуп дозволялся взамен наказания тонкими батогами для приговоренных к ним гражданских и военных чиновников за совершение лично-бескорыстных преступлений. Откуп взамен всех видов наказаний — для лиц старше 75 и моложе 15 лет. Дозволялся откуп взамен различных наказаний, полагавшихся за убийство или нанесение телесных повреждений вследствие непредвиденных обстоятельств — во время развлечений, по ошибке или в силу других непредвиденных обстоятельств (см.: Сви-стунова Н. П. Указ. соч. С. 127—128).
В области Имущественных отношений Продолжали действовать традиции большесемейного владения землей, земля у ж е стала предметом торговли и заклада, существовал институт отработка за долги. По требованиям обычного права сумма прироста процентов с долга не должна была превышать саму сумму долга. В области брачно-семейных отношений сохранялась преемственность с древними традициями. Возраст брачного совершеннолетия в кодексах не фиксировался. Могли оформить помолвку еще неродившихся детей. Запрещались браки между свободными и рабами. Брак мог расторгаться по обоюдному согласию супругов. Поводом для развода с женой могло стать не только бесплодие или распутство, но и непочтение к м у ж у и его родителям, болтливость или завистливый характер.
Наследник нес ответственность за долги умершего: наследовали отдельно титул и имущество, переходившие по мужской линии. Незамужние дочери получали половину наследственной доли братьев. Чин наследовался только старшим сыном. Допускалось дарение земли для религиозных целей.
Судебный процесс Носил публично-розыскной характер по заявлению (устному или письменному) потерпевшего. Жалоба составлялась писцами, сидящими у входа в помещение суда. Ответственные за поиск преступника чиновники имели месячный срок (с 1 6 9 0 г.), и если преступника не находили, то за просрочку наказывались битьем палками (30 ударов за просрочку в 2 месяца). За неявку в суд свидетеля полагалось 40—50 ударов палками. Если после троекратного допроса с применением пытки не было признания вины, то допросу под пыткой подвергался сам обвинитель. Рабы не могли давать показаний против своих хозяев. Если после приговора о наказании каторжными работами обвиняемый не соглашался с таким или более суровым наказанием, то дело подлежало пересмотру. При недостаточности улик приглашали поручителей и обвиняемого отпускали на свободу. Приговор о смертной казни утверждал сам император. Простолюдинов казнили публично, а чиновников у себя дома.
Влияние конфуцианства на законодательную судебную практику особенно ощутимо в учете традиции почитания семейного родства и культа моральной строгости, что трансформируется в безусловное и строгое подчинение младшего старшему, детей родителям, солдата военачальникам, народа императору. Император В Этой традиции воспринимался отцом своего народа.
< Попередня Наступна >