Головна Російська юридична література История государства и права зарубежных стран Всеобщая История Права и Государства Законодательное регулирование труда и отдыха: становление и эволюция современного социального законодательства (опыт Англии, Франции, Германии, США)

Законодательное регулирование труда и отдыха: становление и эволюция современного социального законодательства (опыт Англии, Франции, Германии, США)

История государства и права зарубежных стран - Всеобщая История Права и Государства

Период новейшей истории стал временем бурного роста социаль­ного законодательства, хотя начало последнему было положено еще В Позапрошлом веке. Сам термин Социальное законодательство Ввел В Оборот немецкий правовед Отто Гирке В 60-е гг. XIX В. Наиболее привычной сферой такого законодательства было трудовое право и наиболее неожиданным его видоизменением в текущем столетии можно считать законодательство об охране не одного только труда, но Всей Окружающей человека среды обитания, что связано с услож­нением социальной структуры современного общества, дальнейшей дифференциацией гарантируемых обществом и Государством Прав и свобод человека и гражданина и все возрастающей ролью государст­венного регулирования пользования этими правами В Условиях «го­сударства всеобщего благоденствия».

Важным этапом На Пути к созданию нормальных условий труда и отдыха стала в новейшей истории борьба за 8-часовой Рабочий день. Впервые такой режим рабочего времени был введен в Австралии В Середине прошлого века, в 1917 г. он был закреплен в конституциях Мексики и РСФСР, в 1918 г. в Германии и в 1919 г. во Франции. При нацистах Закон 1938 г. разрешил предпринимателям увеличи­вать продолжительность рабочего дня до 14 и 16 часов.

40-часовая рабочая неделя была обозначена в качестве программ­ной цели в законодательстве Народного фронта Франции в 1936 г. В Соединенных Штатах Америки закон о введении 40-часовой рабо­чей недели (пятидневки) был принят в 1938 г. и сопровождался тре­бованием об оплате в повышенном размере всех сверхурочных ра­бот. Однако это были единичные случаи введения пятидневной ра­бочей недели. Более широкое признание и законодательное закрепление она получила после Второй мировой войны.

Следующим важным средством охраны трудовых прав и гарантий стало установление минимума заработной платы. Вначале этот ми­нимум был обозначен для женщин и подростков в Законе США 1912 г., который затем был признан неконституционным Верховным судом страны и вновь пр

изнан только в 1937 г. под воздействием но­вых программных целей в области социального законодательства пе­риода проведения «нового курса».

Более длительную историю имеют законодательные гарантии обеспечения пособий на случай болезни и безработицы, социального страхования по старости и нетрудоспособности, а также специаль­ные меры по охране труда женщин и подростков. Им свыше 100 лет, и впервые они были обеспечены в таких странах Западной Европы, как Англия, Германия и некоторые другие.

В августе 1833 г. в Соединенном королевстве был принят закон о запрете использовать на ночной работе лиц моложе 18 лет и о запре­те использовать «на любой текстильной фабрике» ребенка, которому не исполнилось 9 лет (Акт, регулирующий труд детей и подростков на фабриках Соединенного королевства от 29 августа 1833 г., п. 1.7). На шелковых фабриках разрешалось использовать труд подростков в возрасте до 13 лет, однако рабочий день для них был ограничен 10 часами. В п. 20 упомянутого Закона утверждалось, что «по истече­нии шести месяцев по принятии настоящего Акта каждый ребенок, работа которого ограничена 48 часами в неделю... будет посещать школу». Законом 1847 г. установлено, что максимальный срок рабо­чего времени в неделю для лиц моложе 18 лет не может превышать 63 часов в неделю.

Об эксплуатации детского труда, имевшего место в Англии неза­долго до этого обновления законов, весьма красноречиво свидетель­ствует история Оливера Твиста из романа большого знатока этой те­мы писателя Ч. Диккенса. Когда юного героя привели в мастерскую «для воспитания и обучения полезному ремеслу» и обозначили нача­ло рабочего дня в 6 часов утра, Оливер долго плакал на грубой, же­сткой кровати в общей спальне, пока не заснул. Писатель сочувству­ет своему герою и не удерживается от публицистической иронии в оценке сложившейся ситуации: «Какая Превосходная Иллюстрация к милосердным законам Англии! Они Разрешают Беднякам спать!» (Диккенс Ч. Приключения Оливера Твиста // Собр. соч. М., 1958. Т. 4. С. 23-24).

Не лучше дело обстояло и с трудовым режимом взрослых. Одно­му современному наблюдателю, правда из числа наших соотечест­венников, этот режим показался мало чем отличающимся от подне­вольного труда рабов. «Прочтите жалобы английских фабричных ра­ботников: волосы станут дыбом от ужаса. Сколько отвратительных истязаний и непонятных мучений! Какое холодное варварство, с од­ной стороны, с другой, какая страшная бедность! Вы подумаете, что речь идет о строении фараоновых пирамид, о евреях, работающих под бичами египтян. Совсем нет. Идет речь о сукнах г-на Смита или об иголках г-на Джаксона. И заметьте, что все это есть не злоупот­ребления, не преступления, но происходит в строгих пределах зако­на» (Пушкин Л. С. Путешествие из Москвы в Петербург // Соч. Л., 1938. С. 730).

Закон о страховании лиц, работающих за плату или оклад, на случай болезни был принят в Германии в 1883 г, и предусматривал несколько разновидностей страховых учреждений — производствен­ные (фабричные) кассы на предприятиях с 50 или большим числом работников, местные больничные кассы (для лиц Одной Отрасли с охватом не менее 100 работников) и общинное страхование (для тех, кто не состоит в местной или фабричной больничной кассе).

В следующем, 1884 г. был принят Закон о страховании при не­счастных случаях (при телесных повреждениях или на случай смер­ти, — п. 5 Закона). Этот Закон распространялся на всех лиц, заня­тых на горных разработках, в солеварнях, каменоломнях, на рудни­ках, верфях, а также на фабриках и металлургических заводах и при условии, что их годовой заработок не превышает 2 тыс. марок (ок­ладом или заработком считались также Натуральные Выплаты). В 1889 г. принимается Закон относительно страхования на случай инвалидности и старости. Производится страхование тех лиц, кото­рые работают за плату или оклад в качестве рабочих, учеников, прислуги (по достижении ими 16 лет). В этом Законе установлен предел суммы годового дохода в те же 2 тыс. марок, после которого страхование не производится. Предметом страхования, говорилось в Законе, является «право на получение пенсии по старости и по инвалидности» (§ 9). Пенсию по старости получали лица, которым исполнилось 70 лет. Право на пенсию обреталось по истечении предписанного «времени ожидания» и при уплате необходимых взносов. Пенсия по инвалидности назначалась по истечении пяти­летнего периода уплаты взносов, пенсия по старости — после 30 лет уплаты взносов.

В период между двумя мировыми войнами заметным событием стала серия социальных законов Веймарской республики 1918— 1920 гг., среди которых следует назвать Указ о попечении безработ­ных (13 ноября 1 9 1 8 г.), Указ о коллективных договорах, комитетах рабочих и служащих и разрешении трудовых споров (23 декабря 1918 г.), Распоряжение о регулировании времени работы индустри­альных рабочих (23 ноября 1918 Г.) и Закон о производственных со­ветах (4 февраля 1920 г.).

Во Франции важным событием стало трудовое законодательство периода правления Народного фронта. В феврале 1934 г. в стране произошел путч с попыткой установления фашистского режима правления, которая натолкнулась на мощное противодействие объе­диненных сил социалистической и коммунистической партий и ру­ководимых ими профсоюзов. Эти силы влились в единую антифа­шистскую организацию под названием Народный фронт. На выборах в мае 1 9 3 6 г. партии Народного фронта одержали крупную победу и лидер социалистической партии Леон Блюм сформировал прави­тельство, включавшее социалистов и других радикалов. Благодаря их общим усилиям и под давлением забастовочной волны, охватившей многие миллионы рабочих и служащих, были приняты программа Народного фронта и несколько радикальных законов о труде и от­дыхе. В политических требованиях программы Народного фронта значились меры против фашистских формирований и требования о применении «предусматриваемых законом мер в случае провокации, убийства или покушения на безопасность государства», а также тре­бование предоставить ряд свобод профсоюзам — «применение и со­блюдение прав профсоюзов», «соблюдение прав женщин на труд» и др.

Перечисленные требования составили раздел «Защита свободы». Имелись также программные разделы «Защита мира» (призывы к со­трудничеству всего народа, и в особенности трудящихся масс, в деле «сохранения и организации мира», к международному сотрудничест­ву во имя коллективной безопасности, в том числе с СССР) и «Оз­доровление финансов». В перечне экономических требований значи­лись «восстановление покупательной способности», меры «против грабежа сбережений». Предусматривалось, в частности, «создание национального посреднического бюро по продаже зерна с целью уничтожения поборов, взимаемых спекулянтами с производителей и потребителей».

Одним из направлений реализации программных целей Народно­го фронта стало трудовое законодательство, в котором наиболее зна­чительные новшества содержали два закона — Закон, устанавливаю­щий ежегодный оплачиваемый отпуск в индустрии, торговле, сво­бодных профессиях, домашней службе и сельском хозяйстве (20 июня 1 9 3 6 г.), и Закон, устанавливающий 40-часовую рабочую неделю в индустриальных и торговых предприятиях и определяю­щий продолжительность труда в подземных рудниках (27 июня 1936 г.).

В юридической литературе советского периода под социальным законодательством долгое время понимался круг законодательного регулирования, связанный с социальным обеспечением пенсиями и пособиями, с охраной здоровья, иногда бесплатным школьным об­разованием. В этом же корпусе социального законодательства нахо­дился такой компонент, который заслонял собой все остальные — это так называемое Трудовое законодательство (законы о труде и трудовых отношениях). Со временем социальное законодательство значительно раздвигает свои рамки и охватывает не только Сферу Труда и помощи в беде и нужде, но также сферы отдыха, пользова­ния культурными и материальными ценностями, а в конце XX сто­летия оно включает в себя и сферу пригодной для жизни окружаю­щей среды обитания человека — пользование чистым воздухом, во­дой, неопасной для здоровья пищей.

Современное социальное законодательство Предстает, таким обра­зом, разновидностью защиты пользования правом на жизнь, на достойное человека существование. Государство обеспечивает поль­зование этими правами путем собирания и последующего перерас­пределения различных средств и благ, охраны окружающей среды от загрязнения, а также путем законодательного гарантирования достойных условий труда, отдыха, образования, пользования блага­ми материальной и духовной культуры, медицинской помощью. (Эти гарантии подкрепляются как самим индивидом, его профес­сиональными знаниями и умениями, так и различными человече­скими общностями — семьей, разного рода социально-вспомога­тельными, в том числе благотворительными, фондами.) Частными проявлениями государственного регулирования можно считать за­конодательное закрепление возможности прохождения альтернатив­ной службы в армии, установление компенсаций жертвам войны, тоталитарных репрессий и принудительных массовых переселений (ФРГ, США и др.). Не следует забывать и о государственных ком­пенсациях жертвам техногенных катастроф (таких, как чернобыль­ская), жертвам обмана торговых и финансовых мошенников или терроризма.

Правильнее было бы считать трудовое и пенсионное, а также до­школьное и школьное обеспечение частью социального законода­тельного регулирования, имеющего своей дальней и благородной це­лью обеспечение необходимых для существования человека условий. К этому же направлению можно отнести и законодательное регули­рование права на создание профессиональных союзов.

< Попередня   Наступна >