§ 5.4. Семейное право Древнего Рима

История государства и права зарубежных стран - История государства и права зарубежных стран

Римское право знало два вида брака: Cum Manu – брак, уста-навливающий власть мужа над женой, и Sine Manu – брачное сожительство с равноправием супругов.

Вступление в брак Cum Manu Неизбежно означало capitis deminutio жены: если до брака жена была персоной своего права, то, вступив в такой брак, она становилась персоной чужого права. Если она была под властью своего отца и агнаткой всех членов его семьи, то, вступив в брак, она подпадала под власть мужа или его paterfamilias, если муж был под властью отца семейства, и, став юридически чужой своей старой семье, становилась членом агнатиче-ской семьи мужа.

Второй вид брака – это брак Sine Manu, Не порождал власти мужа над женой и первоначально не устанавливал вообще юридической связи между мужем и женой: юридически чужая мужу и своим детям, жена пребывала в том же семейном положении, в каком она была до вступления в брак; со старой семьей ее связывала агна-тическая связь.

Законы XII таблиц допускали установление власти мужа над женой путем своеобразной «приобретательной давности» – истечение года непрерывной совместной жизни с женой. Но женщина, вступившая в брак без совершения брачных формальностей, могла предупредить возникновение manus, покинув на три ночи дом мужа, таким образом она прерывала срок давности.

Заключение брака Cum Manu Требовало совершения определенных обрядов, это был акт формальный. Брак Sine Manu Рассматривался как некоторые фактические отношения, с которыми связывались определенные юридические последствия (в отношениях отца с детьми, позднее и в некоторых отношениях между мужем и женой), но для того, чтобы эти последствия возникли, нужно было одно: вступление жены в дом мужа при наличии согласия брачующихся, а при соответствующих условиях также и лиц, осуществляющих над ними отеческую власть. Заключение брака Sine Manu Было актом неформальным.

Брак Cum Manu Мог быть расторгнут только по инициативе мужа, для расторжения брака Sine Manu Достаточно было

инициативы жены.

Lex Iulia De Adulteriis (18 г. до н. э.) Установил уголовную от-ветственность за нарушение супружеской верности (adulterium), карая при этом не только виновных, но и попустителей, к числу кото-рых относились отец и муж виновной жены, не возбудившие против нее обвинения.

Карая супружескую измену, Август исключил наказание за внебрачное сожительство лиц, между которыми брак был воспрещен законом, как, например, браки между лицами сенаторского сословия и вольноотпущенниками. Такое сожительство с намерением установить брачные отношения, если одна из сторон не состояла в законном браке, называлось конкубинатом и рассматривалось как неполноценный брак. Дети, рожденные от такого сожительства, имели право наследовать имущество после смерти своих родителей.

В целях стимулирования рождаемости Lex Iulia et Papia Popea в 4 г. н. э. установил для мужчин в возрасте от 25 до 60 лет и для женщин в возрасте от 20 до 50 лет, не состоящих в браке и не имевших детей, ряд ограничений в имущественных правах; также состоящие в браке не могли получать имущество по завещаниям, а состоящие в браке, но бездетные могли получать только половину от завещанного им.

При этом понятие бездетности являлось условным и различным для мужчин и для женщин: мужчина не бездетен, если у него один ребенок, женщина – только если у нее трое, а у вольноотпущенницы даже четверо детей.

Заключению брака обыкновенно предшествовало обручение. В древнейшее время обручение лиц совершалось их paterfamilias без участия брачующихся. Позднее обручение совершали жених и невеста с согласия paterfamilias сторон.

Обручение проходило в форме стипуляции – устной обязанности paterfamilias передать невесту жениху.

В случае нарушения обязательства противная сторона имела право потребовать возмещения причиненного ущерба. Виновная сторона лишалась чести и не могла представлять чужие интересы в суде. Виновной стороне не возвращались подарки, сделанные во время обручения. В случае смерти жениха невеста и ее наследники сохраняли половину обручальных подарков.

Римское право знало три способа установления manus:

А)  confarreatio (брак патрициев),

Б)  coemptio,

В)  usus.

Церемония confarreatio совершалась в присутствии жрецов и 10 свидетелей, представлявших, быть может, древнейшие 10 курий (данной трибы). Только человек, рожденный от брака, заключенного с соблюдением сакральной процедуры, и состоящий в таком браке, мог стать жрецом.

Coemptio – это плебейская форма брака, совершаемая как «воображаемая» покупка жены мужем. Вероятно, в архаические времена присутствовала подлинная покупка жены. Coemptio производилось в тех же формах, в каких покупались наиболее ценные вещи – а именно, земля и рабы (в форме mancipacio).

Usus представлял своеобразное применение приобретательной давности к области брачных отношений.

Условия вступления в брак.

1. Достижение брачного возраста, который в Риме совпадал с возрастом совершеннолетия. После некоторых колебаний брачный возраст для мужчин был определен в 14 лет, а для женщин в 12 лет.

2. Согласие на брак. В древнейшие времена согласие давали отцы семейств. Однако постепенно сложился другой взгляд: для вступления в брак лицам, подвластным домовладыкам, нужно было получить не только согласие paterfamilias, но и согласие того лица, кто мог занять место paterfamilias жениха в будущем. Так, согласие на брак внука давал не только его paterfamilias, – дед, но и отец, подчиненный власти того же деда, ибо после смерти деда внук окажется под властью своего отца, которому сын не вправе навязать наследников, будущих детей от заключенного брака. Наоборот, внучка, вступая в брак, не только не навязывает наследников своему деду и отцу, но и сама перестает быть их наследницей, вступая в агнатическую семью своего мужа. 3. Брак запрещался между близкими родственниками. В древнейшие времена вплоть до седьмого колена.

Личные и имущественные отношения супругов Были глубоко различны в браке cum manu и sine manu.

В браке cum manu жена, став юридически чужой своей старой семье, подчинялась власти мужа, который мог продать ее в кабалу, наложить любое взыскание – вплоть до лишения жизни. Так же, как рабы и дети, жена лишалась правоспособности в области имущесвенных отношений. Все, что жене принадлежало до брака, становилось собственностью мужа. Это бесправное положение жены юридически уравнивалось только тем, что она являлась наследницей мужа на равных правах с его детьми.

Кроме того, обычаи значительно смягчали бесправное положение жены. Традиции обязывали мужа не налагать на жену наказаний, не выслушав суждения совета, состоявшего, как думают, из членов ее старой семьи. Наконец, почет, связанный с общественным положением мужа, распространялся и на жену.

Совершенно иначе были построены отношения мужа и жены в браке sine manu, так как он не менял юридического положения, в котором находилась жена до вступления в брак. Она по-прежнему являлась агнаткой своих старых агнатов. Имущество в таком браке управлялось раздельно в своих частях как мужем, так и женой. Жена могла вступить с мужем в любую имущественную сделку. Воспрещались лишь дарения между супругами. Издержки общей семейной жизни, содержание детей и т. п. лежали на муже. Но уже со времен появления брака sine manu вошло в обычай давать мужу особое приданое – dos, в целях облегчения ему бремени семейных расходов.

Основания прекращения брака.

Кроме смерти одного из супругов римский брак прекращался:

1) в случае обращения одного из супругов в рабство;

2) с утратой одним из супругов римского гражданства;

3) с изменением семейного положения, устанавливающего недопустимую степень родства между супругами. Например, при усыновлении отцом невесты ее мужа;

4) по воле мужа или его домовладыки в браке cum manu;

5) по воле одного из супругов в браке sine manu.

Контрольные вопросы

1. В чем сущность договора нексум?

2. Охарактеризуйте виды древнеримского права?

Вопросы для подготовки к семинару

1. Общая характеристика законов XII таблиц.

2. Правовой статус рабов по законам XII таблиц.

3. Обязательственное право по законам XII таблиц.

4. Семейное право по законам XII таблиц.

Список рекомендуемой литературы

1. Всеобщая история государства и права / Под ред. К. И. Батыра. – М., 2005.

2. Графский В. Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. – М., 2000.

3. История государства и права зарубежных стран в 2-х ч. / Под ред. Н. А. Крашенинниковой и О. А. Жидкова. – М., 2005.

4. Федоров К. Г., Лисневский Э. В. История государства и права за-рубежных стран: Учебное пособие. В 2-х ч. – Ростов-н/Д, 1994.

5. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / Под ред. З. М. Черниловского. – М., 1994.

6. Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права. – М., 2003.

7. Черниловский З. М. Лекции по римскому частному праву. – М., 1991.

ТЕМА VI. Салическая правда // § 6.1. Общая характеристика Салической правды

Салическая правда (составленная в правление Хлодвига в конце V – начале VI вв.) является уникальным документом из эпохи франкского общества. Она дает возможность частично представить социальную структуру народа, его правовые воззрения. В таком юридическом источнике можно почерпнуть сведения не только о материальной стороне жизни, но и о мыслях людей, создавших этот судебник.

По форме изложения Салическая правда не свод законов и не кодекс, а фиксированный перечень правовых обычаев. Наибольшее число статей посвящено преступлениям против личности и имущества. Создается впечатление, что среди франков имелось немало убийц, грабителей, воров, похитителей скота и других домашних животных.

Специальные разделы определяют наказания за кражу свиней, лошадей, собак, рабов, за поджоги, ломку изгороди.

Хотя Салическая правда была написана на поздней латыни, она не испытала сколь-нибудь заметного влияния римского права.

Кроме Салической правды, у германцев существовали и другие «варварские законы» (Рипуарская, Аллеманская, Баварская и др.). В этих правовых источниках имеются отсылки к закону франков.

В Салической правде, отражающей наиболее ранние социально-экономические и политические процессы становления классового общества, государства и права, нет еще однозначного понятия собственности.

К движимым вещам применялся термин «свой» (suus) в отличие от термина «чужой» (alienus). Движимое имущество у франков беспрепятственно отчуждалось, передавалось по наследству одному из членов семьи умершего или родственнику со стороны матери или отца.

Большинство предписаний Салической правды посвящено охране права собственности на различные движимые вещи. В ней совсеми подробностями разбираются случаи кражи крупного рогатого скота, а также, овец, коз, собак, голубей, пчел и пр.

Скотоводство занимало главенствующее положение в хозяйстве германцев, скот, являлся неким символом благосостояния, обеспечивал семью тем богатством, которое можно было захватить с собой в случае переселения, бегства. Скотом пользовались и как средством обмена, эквивалентом денежных расчетов. Два-три солида стоила у франков корова «здоровая, зрячая, рогатая».

По-иному закрепляет Салическая правда право на землю, которой владела семья, различая приусадебный участок, пахотную землю и луга, леса.

Здесь многократно упоминается огороженный участок, при этом предусматривается значительный штраф за поджог и разру-шение изгороди.

Жилищу, территории двора, приусадебному участку как семейной собственности в Салической правде придается особое значение. Сюда приходит кредитор, чтобы истребовать долг у должника, чтобы вызвать ответчика в суд.

О переходе пахотного участка земли (аллода) в частное владение свидетельствует различное отношение в Салической правде к пахотной земле, а также к лугам, пастбищам, лесам, которые остаются еще в общинной собственности. Салическая правда карает сам факт нарушения границы пахотного поля без разрешения хозяина, предусматривая наказания за проезд по чужому полю в 3 сол., за запашку чужого поля в 15 сол., за посев на чужом поле в 45 сол.

Если же посторонний человек вступал на выделенный участок общинного луга, это не считалось правонарушением. Более того, если он скосил траву, то терял лишь сено в пользу владельца луга.

В Салической правде ничего не говорится о купле-продаже земли. Институт наследования земли только зарождался. Земля передавалась по наследству мужским потомкам умершего. В титуле «Об аллодах» даже не ставился вопрос, кому передавался пахотный участок земли, если у умершего не было сыновей. Судя по всему, он становился выморочным имуществом или переходил роду.

О существовании у франков общинной собственности на землю свидетельствуют и другие титулы Салической правды, в частности «О переселенцах». Переселиться на территорию общины «чужаку» можно было только при согласии всех членов общины. Если хотя бы один из них высказывал протест, переселенец должен был покинуть общину. Характерно, что граф, исполняющий решения общинного суда о выселении «чужака», должен был явиться не в дом переселенца, а на участок общинной земли, который им был обработан.

Но Салическая правда знала и исключение из этого общего правила. Если в течение года и одного дня ни один из членов общины не высказывал протест против поселения «чужака», его землевладение начинало охраняться правом.

Салическая правда, по существу, санкционировала присвоение общинной земли приближенными короля, так как запрещала высказывать протест против переселенца, если на то была специальная королевская грамота. Протестующий против королевского распоряжения присуждался к штрафу в 200 солидов.

< Попередня   Наступна >