ТЕМА XIII. Конституционные законы III Республики во Франции § 13.1. Общая характеристика конституционных законов III Республики во Франции
История государства и права зарубежных стран - История государства и права зарубежных стран |
Ликвидация империи и разгром рабочего движения в 1871 г. поставили страну перед новым выбором, перед необходимостью компромисса между монархистами и республиканцами, левыми и правыми буржуазными партиями, умеренными и радикальными течениями. Этот компромисс выразился в создании своеобразной модели разделения властей – соединении принципов парламентаризма (до этого времени характерных только для конституционных монархий) и республиканского строя.
Национальное собрание обязалось выработать новую конституцию еще в конце 1871 г. Оно состояло в большинстве из консерваторов и монархистов, но на стороне республиканцев было моральное превосходство и поддержка населения. В итоге монархическое большинство согласилось на принятие республиканской Конституции 1875 г.
Решающая битва за утверждение режима, уже установленного 4 сентября 1870 г., произошла по поводу поправки Анри Валлона (установила название должности главы государства – «Президент республики»). Существование республики, в соответствии с его поправкой, выразилось лишь в наименовании, данном главе государства. В результате предложение Валлона получило перевес всего в один голос: 353 – за, 352 – против.
Конституцию 1875 года составляют пять актов. Из них лишь три носят действительно конституционный характер. Это Закон от 24 февраля 1875 года «Об организации Сената», Закон от 25 февраля 1875 года «Об организации государственных властей» и Закон от 16 июля 1875 года «О взаимоотношениях государственных властей». Два других акта названы основными законами, но подчинены режиму обычных законов. Это Закон от 2 августа 1875 года «О выборах в Сенат» и Закон от 30 ноября 1875 года «О выборах в палату депутатов». Эти законы в соответствии с современной терминологией правильнее называть органическими.
Конституционные законы 1875 года были подготовлены всех ходом конституционного и политического развития Франции, начиная с Великой французской революции. Дюфор (один из составителей конституционных законов) совершенно определенно говорил об этом в связи с Законом от 16 июля 1875 года: «Каждое из предлагаемых нами положений имеет прецеденты в различных предписаниях, которые более столетия регулировали жизнь нашей страны». Лабуле (депутат Национального собрания Франции)со своей стороны констатировал: «Бульшая часть статей закона, за которые мы предлагаем вам проголосовать, заимствованы из наших прежних конституций. Это – нормы, давно нам известные и образующие своего рода общее право свободных народов». В качестве исторических прототипов исследователи вполне обоснованно называли ограниченную монархию, оформленную двумя Хартиями – 1814 года и особенно 1830 года. Наибольшее сходство, безусловно, отмечается с июльской монархией. Сильное влияние оказала на Конституцию 1875 года, помимо Хартии 1830 года, Конституция II Республики 1848 года. Республиканский демократический строй сближает III Республику со Второй, а из Хартии 1830 года были заимствованы принципы парламентаризма. Не случайно Конституцию Третьей республики называют «монархической конституцией».
Чрезвычайная краткость и неопределенность положений конституционных законов 1875 года в некоторой степени должны были компенсироваться в известной мере за счет широкого использования традиций на практике. Однако такой выбор означал перенос проблем, неизбежных в ближайшей перспективе: те вопросы, которые не были решены национальным собранием, пришлось решать Сенату и палате депутатов, правительству и президенту. Приблизительное определение конституционного строя создавало различным партиям возможности для политического маневра и давало надежды монархистам на реванш.
Идеологическими отцами конституции являлись журналист и государствовед П. Прево-Парадоль и герцог Виктор де Брольи.
Чрезвычайно консервативный характер Конституции 1875 года является первой из ее существенных особенностей. Вторую составляет ее компромиссный характер.
Конституция была, особенно до внесения в нее изменений в 1879 и 1884 гг., своеобразным компромиссом между республикой и монархией, что особенно проявилось в наделении президента чрезвычайными правами и преобладающем статусе Сената. Монархистское большинство собрания хотело предоставить маршалу Мак-Магону максимальную власть и независимость, «даруя республике гарантии конституционной монархии».
Ставка была сделана на контрреволюционный пересмотр государственного строя, путем легальных изменений, которые могли быть внесены в текст конституционных законов при наиболее благоприятном для соответствующей партии раскладе политических сил. Такой порядок, который к тому же не предусматривал участие народа в управлении государством в какой бы то ни было форме, устраивал всех депутатов Национального собрания. Эти особенности Конституции объяснялись желанием различных партий обеспечить себе в случае необходимости наиболее благоприятные условия для внесения существенных изменений в основной закон французского государства. Некоторые, впрочем, весьма незначительные гарантии стабильности создавала сама процедура внесения изменений. Обе палаты должны были согласиться на пересмотр и затем на объединенном заседании принять соответствующие решения. Сенат мыслился при этом монархистами как консервативный противовес Палате депутатов. Аналогичным образом гарантом неизменно консервативного характера республики, недопущения ее сдвига влево была норма статьи 8 Закона «Об организации государственных властей», в соответствии с которой до истечения полномочий президента Мак-Магона пересмотр Конституции был допустим только по предложению Президента республики. С другой стороны, в соединенном заседании депутаты численно в два раза преобладали над сенаторами и последние были вынуждены либо, согласившись на пересмотр, идти вслед за депутатами, либо не давать согласия на пересмотр вовсе. Консервативный в целом, несмотря даже на последующие изменения, Сенат неохотно соглашался на соединенные заседания, поскольку в таком случае мнение его членов могло быть подавлено большинством голосов депутатов.
Конституционные законы 1875 года устанавливали только организацию правительственной власти, но в них отсутствовали декларации о принципе государственного устройства. Конституция III Республики не касалась даже таких важных вопросов, как годовой бюджет, судебная власть. Она ограничивалась тем, что наметила лишь общие контуры государственной власти, в ней очень мало постановлений, ограничивающих функции различных органов.
В Конституционных законах отсутствовал перечень основных прав и свобод, столь характерный для французской конституционной истории.
Основным демократическим институтом Третьей республики являлась избираемая всеобщим голосованием Палата депутатов. Именно от ее деятельности зависела, главным образом, дальнейшая судьба республики.
< Попередня | Наступна > |
---|