Тема. Законодательство о труде в XIX - начале XX в
История государства и права зарубежных стран - История государства и права зарубежных стран |
Первоначально буржуазные законы о труде являлись непосредственным продолжением "кро-вавого законодательства", которое, отражая потребности первоначального накопления капитала, приучало экспроприированные слои населения к дисциплине труда. Принудительное государствен-ное регулирование условий труда было характерным для Англии в течение всего XVIII в. Такова сущность многочисленных законов парламента о бродяжничестве, об установлении максимальной заработной платы и др. Однако с промышленной революцией и укреплением экономических позиций буржуазии государственная регламентация труда для предпринимателей стала обременительной. По-этому в Англии в начале XIX в. были отменены старые законы о регулировании заработной платы, и, используя "свободу договора", капиталисты навязывали рабочим тяжелые условия труда. В 1834 г. парламент отменил старые законы о бедности, что означало отказ от выдачи беднякам пособий.
Рабочий и предприниматель юридически не были в равном положении. Так, предпринима-тель, нарушивший контракт с рабочим, мог преследоваться только путем гражданского иска. Но если трудовой контракт нарушал рабочий, то он мог быть привлечен к уголовной ответственности.
Ограничения устанавливались и для рабочих объединений. В 1799 г. английский парламент принял закон, по которому запрещалась любая деятельность рабочих, направленная на создание объ-единений с целью повышения заработной платы или сокращения рабочего дня. Нарушение данного закона влекло применение уголовного наказания судьей без участия присяжных, который был отме-нен лишь в 1824 г. Это сделало возможным образование в Англии профессиональных рабочих сою-зов. Но уже в 1825 г. парламент объявил уголовно наказуемыми действия рабочих, которые сопрово-ждались "насилием над личностью или собственностью, угрозами, запугиваниями".
Закон 1871 г. признавал правомерными и запрещал судебные преследования рабочих за уча-стие в профсоюзной деятельности. Но по угол
В 1875 г. парламент отменил уголовные наказания за одностороннее прекращение рабочими трудового договора и установил, что доктрина о "преступном сговоре" не может применяться к со-глашениям рабочих, заключенным в связи с предстоящим конфликтом с хозяевами.
В 1906 г. был принят закон, согласно которому предпринимателям запрещалось предъявлять судебные иски о возмещении ущерба, если таковой был причинен в результате организованных дей-ствий профсоюза. Дальнейшее развитие получило фабричное законодательство, которое регламенти-ровало эксплуатацию женского и детского труда. В 1883 г. был принят закон, согласно которому в текстильной промышленности ночной труд детей запрещался, рабочий день для ребенка от 9 до 13 лет не мог превышать 8 часов, а для подростков до 18 лет - 12 часов. Закон предусмотрел создание контроля в виде так называемых фабричных инспекторов.
В 1842 г. был запрещен подземный труд для женщин и для детей в возрасте до 10 лет. В 1847 г. был издан закон, по которому в текстильной промышленности для женщин и подростков с 14 лет рабочий день не должен превышать 10 часов. Это же правило распространялось на мужчин, рабо-тающих вместе с детьми и женщинами в одну смену. Только во второй половине XIX в. (Законы 1867 и 1878 гг.) эти положения были распространены на все предприятия с числом рабочих свыше 50 че-ловек.
В начале XX в. был введен 8-часовой рабочий день применительно к отдельным отраслям промышленности или к некоторым категориям рабочих и служащих (для железнодорожников, шах-теров, почтовых служащих).
Во второй половине XIX в. появляются законы, предусматривающие возмещение вреда рабо-чим в случае производственных травм. Закон 1880 г. предусмотрел материальную ответственность за производственный травматизм. Но ответственность возникала лишь в тех случаях, если увечье было вызвано плохим качеством материала, небрежностью или неосторожностью лиц, которым был пору-чен надзор за рабочими. В 1906 г. был принят закон, согласно которому предприниматель мог осво-бодиться от ответственности, "доказав" вину самого потерпевшего. Закон 1911 г. наряду с социаль-ным страхованием на случай болезни, инвалидности, родов предусмотрел также страхование по без-работице. Пособие по безработице могло выдаваться только в течение 15 недель в году. Отдельных уступок от предпринимателей рабочие добивались также путем заключения коллективных договоров между профсоюзами и хозяевами, в которых фиксировались конкретные условия труда и оплаты.
Английское общее право было использовано для борьбы с рабочим движением в США. В на-чале XIX в. суды США использовали доктрину общего права о "преступном сговоре", которую при-менили к объединению рабочих. На основе этой доктрины в судебной практике США выработалось представление о незаконности профсоюзов и организованных забастовок.
Рабочему классу США приходилось бороться за признание своего права на объединение. В 1842 г. суд в Массачусетсе был вынужден признать, что законность "союза определяется средствами, которые он применяет". Это решение привело постепенно к отказу в судах США от презумпции ви-новности профсоюза.
Во второй половине XIX в. в США в ряде штатов (Миннесота, Пенсильвания) появились спе-циальные законы, устанавливающие тюремное заключение и штрафы за подстрекательство к забас-товке, за организацию стачек железнодорожников и т. п.
Предприниматели США широко использовали для борьбы с организованным рабочим движе-нием договорные методы давления на рабочих. Например, в конце XIX-начале XX в. широкое рас-пространение получили договоры, согласно которым рабочий, поступая на работу, заранее отказы-ваются от права присоединения к профсоюзу и от участия в забастовках. В случае нарушения этих условий рабочий увольнялся. Данная "договорная" практика была настолько антирабочей, что Кон-гресс вынужден был запретить ее особым законом, но Верховный суд США признал этот закон не-конституционным.
С вступлением США в эпоху индустриально-развитого капитализма для подавления органи-зованного рабочего движения правящие круги стали использовать также такие специфические сред-ства, как судебные приказы и антитрестовское законодательство.
В случае забастовки предприниматели обращались в суд с утверждением, что бастующие ра-бочие своими действиями могут принести собственности "непоправимый вред", и с просьбой выдать судебный приказ, запрещающий забастовку. Суды охотно выдавали такие приказы, и организаторы забастовки, если оно не соблюдали запрет, привлекались к уголовной ответственности за "неуваже-ние к суду".
Американские суды усматривали в забастовках и иных приемах пролетарской борьбы нару-шение антитрестовского закона Шермана. Суды произвольно приравнивали профсоюзы к "монопо-лиям" или их деятельность к "сговорам с целью ограничить торговлю". По антитрестовским процес-сам "виновные" профсоюзы присуждались к возмещению в тройном размере убытков, которые хо-зяева понесли в результате действий профсоюза.
Однако и в США во второй половине XIX-начале XX в. рабочие добились принятия законов о детском и женском труде. Такие законы были приняты легислатурами отдельных штатов, но попытки их осуществления натолкнулись на сопротивление федеральных судов. Верховный суд признавал такие законы неконституционными, как противоречащими XIV поправке к конституции. Суд заявил, что законодательное ограничение продолжительности рабочего дня лишает рабочего конституцион-ного права на более продолжительный рабочий день. Так, правящие круги в течение длительного времени блокировали принятие законов о труде и иных социальных законов.
Законодательство США устанавливало расовую сегрегацию и дискриминацию в области тру-да и социальных условий жизни негритянского населения. Верховный суд поддержал законодатель-ство и фактическую практику в отдельных южных штатах, направленные не только на установление более тяжелых условий труда и низкой заработной платы для негров, но и на создание для них по сравнению с белыми худших условий для жизни (проживание в гетто, проезд в специальных вагонах для цветных и т. п.).
Во Франции в годы Великой революции буржуазия под предлогом борьбы с корпорациями феодального типа приняла меры против создания профессиональных объединений рабочих. Закон Ле Шапилье 1791 г. не только запретил объединения рабочих одной и той же профессии, но и объявил незаконными стачки и даже собрания рабочих с целью обсуждения условий труда. Основные поло-жения этого закона были воспроизведены в УК Наполеона. Закон Ле Шапилье и основанные на нем статьи УК 1810 г. стали основным средством пресечения попыток рабочих создавать профсоюза.
И только в 1864 г. закон Ле Шапилье был отменен. Формально были узаконены рабочие син-дикаты и стачки, если только они не сопровождались "неправомерными" действиями. В 1864 г. пар-ламент Третьей республики узаконил свободное образование рабочих союзов, которые преследовали экономические цели. В 1874-1892 гг. он запретил труд детей до 13 лет, установил для подростков до 16 лет 10-часовой рабочий день, а для женщин и подростков до 18 лет - 11-часовой. В 1898 г. был принят закон, предусмотревший ответственность предпринимателя за производственный травматизм рабочих.
Законодательные нормы о труде появились в Германии сначала в праве отдельных госу-дарств. Общегерманское законодательство 1891-1909 гг. запретило труд женщин на подземных рабо-тах, предусмотрело четырехнедельный отпуск, ограничило -продолжительность рабочего времени дня сначала 11, а затем 10 часами (на предприятиях с числом рабочих более 10 человек). В 1891 г. было запрещено использовать в промышленном производстве труд детей моложе 13 лет.
В 80-е годы XIX в. в Германии были введены законы о страховании рабочих: в 1883 г. был принят закон о страховании на случаи болезни, в 1884 г. - от несчастных случаев, в 1889 г. - по ста-рости и инвалидности. Размер пособий, установленных германским законом, был незначителен. При создании страховых фондов обязанность вносить страховой взнос ложилась не только на буржуазное государство и предпринимателей, но и на самих рабочих.
В целом законодательство о труде в течение XIX и в начале XX вв. под влиянием меняющих-ся общественных условий и, прежде всего, в связи с ростом рабочего и общедемократического дви-жения претерпело значительные изменения и приобрело новые социальные черты.
< Попередня Наступна >