Тема. Уголовное право и процесс
История государства и права зарубежных стран - История государства и права зарубежных стран |
Закончившаяся компромиссом английская буржуазная революция не привела к каким-нибудь существенным изменениям в области уголовного права, которое не задевало непосредственно инте-ресов капиталистических предпринимателей. Господствовавшие до реформы 1832 г. земельная ари-стократия и крупная торговая буржуазия вполне довольствовались нормами, восходящими к феода-лизму. Сохранялась сложившаяся еще в эпоху средневековья трехчленная структура: тризы (измена), фелония (тяжкое уголовное преступление), мисдиминор (остальные, главным образом мелкие, пре-ступления). Эта традиционная схема лишь пополнилась в XVIII в. новыми видами преступлений. Особенно выросло число деяний, квалифицируемых как фелония и наказуемых смертной казнью.
В развитии английского уголовного права в XVIII в. особенно ясно проступает стремление буржуазии любыми, в том числе самыми жестокими, средствами внушить обездоленным и трудя-щимся массам "уважение" к частной собственности. В это время смертная казнь устанавливается за умышленное ранение скота, за порубку садовых деревьев, за поджог посевов, за посылку письма с фиктивной подписью с целью вымогательства денег, за мелкую кражу денег (свыше одного шиллин-га) и т. д.
В XVIII в. в Англии не только сохранились жестокие и чисто средневековые меры наказания, но и вводились новые способы устрашения публики и самого наказуемого. В 1752 г. был принят акт, в котором говорилось, что "смертная казнь должна быть дополнена дальнейшими ужасами и особы-ми знаками бесчестия. Осужденного на смерть предварительно сажали на хлеб и воду, после казни труп публично вывешивали в цепях, затем его рассекали на части. Широко применялись в XVIII в. и такие наказания, как выставление у позорного столба, бичевание кнутом, конфискация имущества, штрафы и т. д.
Либерализация в карательной политике в Англии в это время осуществлялась лишь в той ме-ре, в какой это было необходимо для самой буржуазии, стремившейся гарантировать себя от пресле-дований со стороны короля и правительственной власти. Изменения коснулись и уголовного процес-са. Об этом свидетельствует прежде всего "Habeas corpus act" 1679 г., процессуальные нормы Билля о правах 1689 г. и Акта об устроении 1701 г. По закону 1696 г. о рассмотрении дел об измене копия об-винительного заключения должна была вручаться обвиняемому по крайней мере за 5 дней до судеб-ного разбирательства дела. Обвиняемый получил право на свидание с адвокатом, мог настаивать на вызове новых свидетелей. Однако он мог быть и не уведомлен о свидетелях, дающих показания про-тив него.
Борьба буржуазии за упрочение политических свобод в сфере уголовного права и процесса в XVIII в. проявилась также в делах о так называемой мятежной клевете. Такого рода обвинения пра-вительственные власти неоднократно выдвигали против авторов и издателей публикаций, содержа-щих критику государственной политики. В 1792 г. парламент издал специальный акт, по которому присяжные получили полную свободу решать вопрос не только о самом факте опубликования "кле-ветнического" произведения, но и о виновности или невиновности обвиняемых в соответствии со своими представлениями о политике и клевете.
В начале XIX в. с утверждением капитализма английское уголовное права подвергается все более острой критике. Для самих правящих кругов становилось очевидным, что построенная исклю-чительно на жестокости уголовная политика не приносит желаемого результата. Чрезмерная суро-вость английских законов приводила к тому, что присяжные достаточно часто оправдывали даже за-ведомо виновных в преступлении лиц только потому, что их ожидало непомерно тяжелое наказание. Поэтому английский парламент проводит в начале XIX в. серию законов, рассчитанных на то, чтобы путем смягчения наказания укрепить существующий правопорядок. В 1817 г. было отменено пуб-личное сечение женщин, в 1816 г. - выставление у позорного столба, в 1822-1827 гг. правительство Р. Пиля провело серию актов, резко сокративших применение смертной казни. С 1826 по 1861 г. в Анг-лии число преступлений, караемых смертной казнью, снизилось с 200 до 4. По акту 1848 г. даже в случаях "ведения войны против короля и его королевства" назначалась не смертная казнь, а пожиз-ненное заключение.
Законом 1870 г. отменялась конфискация имущества преступника, осужденного за фелонию. Тем самым стало превращаться в анахронизм деление преступлений на фелонию и мисдиминор. По-сле 1870 г. в Англии сложилось положение, когда разница в наказаниях за фелонию и мисдиминор фактически исчезла, причем к числу последних относились в ряде случаев более значимые преступ-ления.
В XIX в. произошла и дальнейшая демократизация процедуры рассмотрения уголовных дел в суде. В 1836 г. был принят акт, предусмотревший право обвиняемого, заключенного в тюрьму, поль-зоваться услугами адвоката и требовать ознакомления с материалами дела. Закон расширял возмож-ности защиты обвиняемого в судебном процессе. Законом 1898 г. обвиняемому предоставлялось пра-во в случае его желания давать показания в суде. Это был отход от традиционной доктрины "общего права", согласно которой обвиняемый рассматривался как лжец. Но одновременно судебная проце-дура в Англии развивалась в сторону расширения круга дел, по которым судья мог выносить приго-вор в так называемом суммарном порядке, т. е. без участия присяжных.
Во Франции, в отличие от Англии, законодательство периода революции внесло более ради-кальные изменения в уголовное право.
Еще в 1791 г. Учредительным собранием был принят уголовный кодекс, опиравшийся на гу-манистические идеи в уголовном праве, которые еще до революции высказывали французские про-светители Монтескье, Вольтер, итальянский юрист Беккария и др. Но уже в УК 1791 г., первом ко-дексе буржуазной эпохи, обнаруживался разлад между гуманистическими установками просветите-лей и консервативными подходами победившей буржуазии.
Уголовный кодекс имел предельно простую и четкую систему. В первой его части ("О нака-заниях") содержалась тщательная регламентация наказаний, которые должны были назначаться толь-ко на основе закона. УК отказался от применения типичных для феодальной эпохи членовредитель-ных наказаний. Но в целом, несмотря на некоторое смягчение по сравнению со средневековым пра-вом, наказания оставались достаточно суровыми. Смертная казнь, приводимая в исполнение публич-но, назначалась в более чем 40 случаях. Сохранялись позорящие наказания: публичный обряд лише-ния чести, выставление в ошейнике у позорного столба. Узаконивались каторжные работы, применя-лись различные виды тюремного заключения (в том числе и одиночные) и депортация (ссылка).
Во второй части ("О преступлениях и наказаниях") давался исчерпывающий перечень дея-ний, которые рассматривались как преступные. В этой части также можно видеть большой шаг впе-ред по сравнению с феодальным правом: исключались религиозные преступления, наказания уста-навливались по принципу соразмерности с преступлениями и т. д.
Специфической особенностью УК 1791 г. были абсолютно определенные санкции, т. е. каж-дому преступлению соответствовало строго фиксированное наказание. Такая система, естественно, исключала всякий произвол суда в выборе меры наказания и отражала реакцию буржуазного законо-дателя на многочисленные злоупотребления королевских судей в дореволюционную эпоху.
Все преступления по кодексу делились на две группы: преступления против публичных инте-ресов и против частных лиц. Последние в свою очередь делились на преступления против личности и против собственности. Охране частной собственности УК уделил особенно много внимания, ей по-священы 48 из 125 его статей.
Стройное и законченное выражение уголовно-правовая программа буржуазии получила во французском Уголовном кодексе 1810 г., разработанном при Наполеоне I. Хотя кодекс в ряде момен-тов представлял шаг назад по сравнению с законодательством периода революции, в целом он был для своего времени прогрессивным документом. В нем отстаивалась идея формального равенства лиц - перед уголовным законом, вводились ясные критерии преступления, четко очерчивался круг нака-заний и т. д.
Структура УК 1810 г., хотя и была более сложной, в принципе следовала структуре УК 1791 г. Краткие предварительные положения, а также книга первая и вторая были посвящены общим во-просам наказаний, их видам, уголовной ответственности, т. е. представляли собой общую систему ко-декса, в которой излагались основные понятия и принципы уголовного права. В третьей и четвертой книгах содержался конкретный перечень преступных деяний и определялись в каждом отдельном случае вид и мера наказания (так называемая особенная часть).
В УК 1810 г. в соответствии с идеями классической школы уголовного права особо подчерки-валось, что преступлениями являются деяния, которые запрещены законом (ст.1), что уголовный за-кон не имеет обратной силы (ст.4). В кодексе говорилось об ответственности соучастников преступ-ления, предусматривалось освобождение от ответственности лиц, действующих в состоянии безумия или под принуждением и т. п. Но французский законодатель к этому времени не разработал еще мно-гие общие вопросы уголовного права: не были определены формы вины, ничего не говорилось о дав-ности, о совокупности преступлений и т. п. В УК упоминалось покушение, но оно полностью прирав-нивалось к законченному преступлению, если преступное действие прерывалось не по воле поку-шавшегося.
УК 1810 г. ввел трехчленную классификацию преступных действий, которые в зависимости от характера наказания делились на 3 группы. К первой группе относились наиболее тяжкие пре-ступные деяния - преступления, которые карались мучительными или позорящими наказаниями. Вторую группу составляли проступки, наказывавшиеся исправительными мерами. Для третьей груп-пы - полицейские нарушения были предусмотрены наказания полицейского характера.
В кодексе четко очерчивался круг возможных уголовных санкций, закреплялся отказ от ряда жестких наказаний феодальной эпохи. Но в области наказаний УК 1810 г. делал шаг назад по сравне-нию с УК 1791 г. В нем восстанавливались пожизненная каторга, смертная казнь с предварительным отсечением руки, депортация в колонии, гражданская деградация. В качестве дополнительного нака-зания предусматривалось также клеймение. Исправительными наказаниями по терминологии кодекса (ст.9) могли быть, тюремное заключение в исправительном заведении, временное лишение некото-рых политических, гражданских и семейных прав, а также штраф.
В разделе о преступлениях и проступках против частных лиц более половины статей были посвящены охране собственности. Сурово наказывались кражи, которые во многих случаях влекли за собой каторжные работы, иногда - пожизненные. Кодекс запрещал коалиции и стачки рабочих, вво-дил уголовную репрессию против нищих и бродяг, не имевших определенного местожительства и средств к существованию.
Классово-буржуазная направленность УК 1810 г. ярко проявилась в его особенной части. На первое место выносились преступления против так называемых публичных интересов. Наряду со статьями, говорящими об измене, шпионаже, посягательстве на внешнюю безопасность французского государства, содержались и специфические статьи, карающие за покушение на особу императора и членов его семьи, за попытки ниспровержения или изменения образа правления. Лица, произносящие речи, расклеивающие афиши и т. п. с целью призыва граждан к совершению преступлений против внутренней и внешней безопасности государства, рассматривались как виновные в преступлениях.
УК Франции 1810 г. оказал в XIX в. огромное влияние на уголовное законодательство многих стран мира.
Близок по духу к УК 1810 г. и Уголовно-процессуальный кодекс (УПК), принятый в 1808 г. и подводивший итоги буржуазных преобразований в области уголовного процесса. УПК ввел во Фран-ции так называемый смешанный процесс. В период расследования дела до суда сохранялось тайное и письменное производство, которое восходило еще к дореволюционному процессу. Ведение следствия осуществлялось особыми следственными судьями, полномочия которых по УПК были весьма широ-ки. Следственный судья мог издать приказ о явке обвиняемого на следствие, о его принудительном приводе или аресте. Он производил допрос обвиняемого, свидетелей, совершал осмотр на месте пре-ступления и другие следственные действия.
Заключительная часть процесса - судебное разбирательство уголовных дел - строилось на принципах гласности, устности и состязательности. УПК предусматривал разграничение следствия и обвинения. Последнее на суде поддерживал на следственный судья, а прокурор. После выступления прокурора слово имел адвокат.
УПК закрепил суд присяжных, который выносил вердикт о виновности или невиновности об-виняемого. Но УПК Франции не требовал единогласия присяжных, вердикт мог быть вынесен про-стым большинством. Предусматривалось квалифицированное большинство в 8 голосов из 12. В соот-ветствии с УПК председательствующий в судебном заседании судья получил возможность давления на присяжных. Перед вынесением вердикта он обращался к присяжным с речью, в которой резюми-ровал дело, фиксировал основные доказательства, формулировал вопросы, на которые должны были дать ответ присяжные. Напутственное резюме нередко выливалось в обвинительную речь. Оно было отменено в 1881 г. Под непосредственным влиянием УПК Франции принимались уголовно-процессуальные кодексы и вводился суд присяжных в ряде других стран континентальной системы права.
Развитие демократических движений в буржуазном обществе привело к определенной либе-рализации уголовно-правовых институтов. Так, в разное время во Франции были приняты законы, отменявшие явно антидемократические положения УК 1810 г. В 1832 г. были отменены клеймение и отсечение руки, а в 1848 г. - смертная казнь за политические преступления, в 1854 г. - гражданская смерть. В 1885 г. специальным законом было введено условное освобождение, которое применялось к лицам, отбывшим не менее половины срока заключения. Для условного освобождения требовалось, чтобы администрация места заключения засвидетельствовала "хорошее поведение" заключенного, а также возможность его "честного существования" после выхода из тюрьмы. Однако условное осво-бождение не применялось к лицам, присужденным к депортации, к каторге в колониях, к пожизнен-ному заключению.
Выработка единого для Германии уголовного законодательства была подчинена задаче укре-пления власти буржуазии и юнкерства. С этой целью в мае 1871 г. в качестве уголовного кодекса Германской империи было введено в действие Уголовное уложение Северо-Германского союза 1871 г., которое отличалось сравнительно высокой юридической техникой, приспособленной для реализа-ции консервативных политических установок правящих кругов Пруссии.
В структуре и содержании Уголовного уложения проявлялись следы влияния УК Франции. Уложение состояло из трех частей, первые две из которых были посвящены общим вопросам уголов-ного права: разграничению преступлений, проступков и полицейских нарушений, уголовной ответст-венности, принципам наказания, покушению, соучастию и т. д. Третья часть была посвящена кон-кретным видам преступлений и наказаний и выполняла роль особенной части кодекса.
Уложение самыми суровыми мерами охраняло политический строй Германской империи. В § 80 и 81 как серьезное политическое преступление рассматривались убийство императора, попытка насильственного изменения государственного устройства империи, изменение порядка престолонас-ледия и т. п. Произнесение речей на собрании, распространение сочинений или изображений, которые подстрекают к неповиновению законам или иным постановлениям властей, карались штрафом или тюремным заключением до двух лет. В § 116 предусматривались более суровые наказания для лиц, которые собираются на публичной дороге или улице и не расходятся после трехкратного приказа должностного лица или "начальника вооруженной силы". Если последним было оказано сопротивле-ние, то виновные наказывались как бунтовщики.
В § 130 предпринималась попытка установить "классовый мир" средствами уголовного при-нуждения: "Кто публично и с нарушением общественного спокойствия будет возбуждать один класс населения союза к насильственным действиям против другого", то приговаривается к денежному взысканию до 200 талеров или тюремному заключению сроком до 2 лет. Согласно § 128, лицо, при-нимающее участие в обществе, организация и цель которого "скрываются от правительства", подле-жит тюремному заключению.
Несмотря на строгий характер Уголовного уложения, оно отразило и некоторые либеральные тенденции своего времени, в частности борьбу за запрещение смертной казни. По Уложению смерт-ная казнь в мирное время в качестве меры наказания предусматривалась лишь в двух случаях: за убийство главы государства и за преднамеренное убийство.
В конце XIX-начале XX в. Германское уголовное уложение оказало влияние на уголовное право тех стран, где у власти стоял блок политических сил, представляющих обуржуазившихся зем-левладельцев и крупную буржуазию.
Первый УК Японии был принят еще в 1880 г. и построен по французскому образцу. Класси-ческое буржуазное уголовное право, устаревшее уже к концу XIX в., явно не устраивало правящие круги Японии. В 1907 г. было принято новое Уголовное уложение Японии, которое во многом следо-вало Германскому уложению 1871 г.
В нем использовались новые, более современные идеи в уголовном праве, например, вводи-лись ранее не известные японскому праву условное осуждение и условное освобождение.
Для Уложения 1907 г. характерны широта судейского усмотрения, большое число "каучуко-вых" положений, нечетко сформулированных составов преступлений. Большие возможности предос-тавлялись судьям в осуществлении репрессии против рецидивистов. В случае повторного совершения преступления срок тюремного заключения мог быть увеличен в полтора раза.
Особое внимание в Уложении было уделено политическим преступлениям и преступлениям против внутренней безопасности. Действия, угрожающие жизни императора или членов его семьи, влекли за собой смертную казнь или каторгу. Участие в бунте "с целью свержения правительства, отторжения какой-либо области от империи или насильственное изменение конституции" также ка-ралось смертной казнью, пожизненными или срочными каторжными работами.
Уложение 1907 г. усилило ответственность и за преступления, направленные против частной собственности. Даже за простую кражу, не отягченную особыми обстоятельствами, следовало лише-ние свободы до 10 лет. Специальные статьи направлены на подавление классовых форм борьбы кре-стьянства с полуфеодальным землевладением: смертной казнью или каторжными работами наказы-вались поджоги строений, вторжение в чужие владения и т. п.
Таким образом, модернизация и либерализация буржуазного уголовного права в конце XIX-начале XX в. сами по себе не означали ослабления уголовной политики, но делали ее более социаль-но-ориентированной.
< Попередня | Наступна > |
---|