Головна Російська юридична література Международное публичное право Международное публичное право 6. Признание государств: де-юре (dejure), де-факто (de facto), no конкретному делу (ad hoc)

6. Признание государств: де-юре (dejure), де-факто (de facto), no конкретному делу (ad hoc)

Международное публичное право - Международное публичное право
169

6. Признание государств: де-юре (dejure), де-факто (de facto), no конкретному делу (ad hoc)

Признание - односторонний добровольный акт государства, исходящий от органа, компетентного согласно внутреннему праву государства заявлять о признании соответствующего государства, в котором оно заявляет о том, что рассматривает другое государство как субъект международного права и намерено поддерживать с ним официальные отношения либо о том, что считает власть, утвердившуюся неконституционным путем в государстве достаточно эффективной, чтобы выступать в межгосударственных отношениях как представитель этого государства либо населения соответствующей территории.

Новое государство имеет право на международное признание.

Такое право основывается на общепризнанных принципах равенства и взаимной выгоды, уважения суверенитета, территориальной целостности и невмешательства во внутренние дела.

Объектами (дестинаторами) признания могут быть государства, правительства, правительства в изгнании, повстанцы (в качестве воюющей стороны) и др.

Вопрос о признании рассматривается только тогда, когда государство возникло в результате: а) социальной революции, приведшей к замене одного общественного строя другим; б) образования государств в ходе национально-освободительной борьбы, когда народы бывших колониальных и зависимых стран создали независимые государства; в) слияния двух или более государств или разъединения одного государства на два или более.

Признание правительств имеет место обычно в тех случаях, когда к власти неконституционным путем приходит новое правительство. При его признании другие государства учитывают, как правило, насколько эффективно фактически контролирует новое правительство территорию и власть в стране; какова степень

поддержки нового правительства населением страны; готовность и способность нового правительства выполнять свои международные обязательства. Здесь, пожалуй, можно говорить о “политическом” характере признания, т.е. воздерживающееся от признания правительства государство не желает иметь нормальные отношения с существующим режимом. Однако непризнание этого режима не означает, что соответствующее государство не обладает признаками государственности.

Критерием признания правительства в изгнании является эффективность его действий, которые должны выражаться в поддержании тесной связи со своим народом, в руководстве борьбой с оккупантами, в осуществлении регулярного контроля над воинскими формированиями, которые могут действовать самостоятельно или в составе союзных армий. Так, Советский Союз признавал польское правительство в эмиграции (в Лондоне) во время Второй мировой войны, правительство Кувейта в эмиграции (в 1990 г.).

Признание воюющей стороны. Воюющая сторона — это участник международно-правовых отношений, регулируемых правом вооруженных конфликтов и возникающих в связи с началом вооруженной борьбы. Различают воюющую сторону в международном вооруженном конфликте (государства и борющиеся за независимость народы и нации) и в вооруженном конфликте немеждународного характера (стороны в гражданской войне). Признание воюющей стороны в международном вооруженном конфликте возникает, например, в случае вооруженной борьбы против вторгшегося противника. Так, во время. Второй мировой войны в качестве воюющей стороны была признана Франция (“Сражающаяся Франция”).

Признание воюющей стороны в гражданской войне дает ей возможность пользоваться правами, признаваемыми в международном праве, например, вступать в договорные отношения с другими субъектами международного права. Государство, на территории которого происходит внутренний вооруженный конфликт, как правило, отказывается признавать повстанцев в качестве самостоятельного субъекта международного права. Международно-правовая практика признает повстанцев в качестве воюющей стороны, в случае, если они: а) имеют свою организацию; б) имеют во главе движения лиц, ответственных за их действия; в) установили свою власть на определенной территории и эффективно ею пользуются; г) соблюдают в своих действиях нормы и принципы права вооруженных конфликтов.

Признание повстанцев воюющей стороной исключает применение к ним уголовных законов; будучи захваченными, они не могут быть судимы за участие в восстании, а должны содержаться как военнопленные. После того как повстанцы добиваются отделения части территории, возникает вопрос о признании нового государства, а после того как они собственными силами, без поддержки извне, свергают центральное правительство и устанавливают свой контроль над всей государственной территорией, речь идет уже о признании правительства.

Признание может быть полным, окончательным и официальным. Такой вид признания называется признанием de jure. Неокончательное признание именуется de facto.

Признание de jure (официальное) выражается в официальных актах, например, заявлении об установлении дипломатических отношений, что является классической формой признания государства, даже если в предложении об установлении таких отношений не содержится заявления об официальном признании, заключении договоров по политическим, экономическим, культурным и иным вопросам. Признание de jure имеет обратную силу, т.е. признающее государство обязуется (фактом признания) уважать законодательство признанного субъекта международного права, изданное им до его признания.

Признание de facto (фактическое) имеет место в тех случаях, когда у признающего государства нет уверенности в прочности признаваемого субъекта международного права, а также когда он (субъект) считает себя временным образованием. Этот вид признания может быть реализован, например, путем участия признаваемых субъектов в международных конференциях, многосторонних договорах, международных организациях. Признание de facto, как правило, не влечет за собой установление дипломатических отношений. Между государствами устанавливаются торговые, финансовые и иные отношения, но не происходит обмена дипломатическими представительствами. Следует заметить, что международные суды при доказательстве наличия эффективного правительства придают одинаковую силу признаниям de facto и de jure. Указанное различие имеет место исключительно в политическом контексте признания правительств.

Признание ad hoc - это временное или разовое признание, признание для данного случая, данной цели.

Некоторые юристы-международники в прошлом (Г. Трипель, Д. Анцилотти, К. Штрупп, Холд Фернек и др.) и некоторые из числа современных (Г. Кельзен, Г. Лаутерпахт) развивали так называемую конститутивную теорию признания, согласно которой признание государства является конститутивным актом, от которого зависит его международная правосубъектность.5 Однако эта теория полностью опрокидывается фактами реальной действительности, наглядно подтверждающей, что любое государство независимо от признания или непризнания его другими государствами способно иметь и эффективно осуществлять установленные международно-правовыми нормами права и обязанности. Другие участники международного общения обязаны независимо от признания или непризнания ими данного государства строго соблюдать в отношениях с ним общепризнанные и общеобязательные нормы международного права.

Государство в отличие от других субъектов международного права обладает универсальной правосубъектностью, не ограниченной ни в отношении предмета международно-правого регулирования, ни во времени, поскольку государство существует.

Декларативная теория признания. Эта теория имеет подавляющее большинство сторонников. Ее сущность заключается в том, что признание не сообщает дестинатору соответствующие качества, а лишь констатирует возникновение нового субъекта международного права и облегчает осуществление с ним контактов. Признание предполагает внутреннюю независимость вновь возникшего государства. "Государство возникает и существует самостоятельно, — писал Ф.Ф. Мартене. - Признанием его лишь констатируется его рождение"6. Л.А. Моджорян отмечает, что признание "не создает нового субъекта международного права". Жизнеспособные государства, возникшие в результате реализации права наций на самоопределение, а также жизнеспособные правительства, пришедшие к власти в результате свободного волеизъявления народа, "будут существовать независимо от того, пользуются ли они признанием или нет"7.

Признание или непризнание не влияет на существование нового государства. Признание носит декларативный характер.

Признание нового государства не затрагивает прав, приобретенных им до признания в силу законов, имевших применение. Иными словами, юридическим последствием международного признания является признание юридической силы за законами и подзаконными актами признанного государства.

 

5 Оппенгейм Л. Международное право, т. 1, п/т. 1. М., Иностранная литература, 1948, стр. 136

6 Мартене Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов. М., 1996. Т. l .cтp. 184.

7 Моджорян Л.А. Основные права и обязанности государств. М., 1965. стр. 82.

 

 

< Попередня   Наступна >